Незабываемый подарок от Рыцарей бельканто Концерт

Мари Козлова
 Незабываемый подарок от "Рыцарей бельканто"

Концерт "Рыцари бельканто", концертный зал Мариинского театра, 25 ноября 2023 года

Про концерт "Рыцари бельканто" хочется сказать, что это был концерт года, а, может быть, и десятилетия. Я, по крайней мере, не помню в обозримом прошлом такого блаженно-восхищенного состояния после концерта. Похожие были, а настолько сильной эйфории не случалось.
Четыре великолепных голоса - два тенора, бас и бас-баритон, интересно выстроенная программа, яркая артистичность в концерте были помножены на энергию и актерский кураж и возведены в квадрат владением исполнительскими тонкостями белькантового пения, пониманием его стилистики и явным удовольствием от исполнения этого виртуозного и предельно сложного репертуара.
Магеррам Гусейнов, Яков Стрижак, Денис Закиров и Клим Тихонов, а еще - оркестр под упраалением Кристиана Кнаппа, подарили зрителям незабываемый вечер музыкального счастья!
В зале был аншлаг, после каждого номера программы овации звучали все громче, пока во втором отделении они не достигли силы рёва футбольного стадиона после гола, забитого "своей" командой.
Особое настроение создавало и специально выстроенное освещение - свечи в канделябрах, на пюпитрах оркестрантов, в подсвечниках на столах декораций, вокруг которых и разворачивалось главное действо. Очень романтично!
Редкие программы концертов бывают рассчитаны только на мужские голоса - арии, дуэты, сцены из опер для теноров и басов. А тут целых два часа такого удовольствия. Самыми интересными в этом смысле были дуэт двух басов - Филиппа II и великого инквизитора из оперы Верди "Дон Карлос", который открывал концерт, и дуэт двух теноров - Родриго и Отелло из редко исполняемой оперы Россини "Отелло", который закрывал первое отделение. Оно было полностью отдано серьезным операм. В программе было немало увлекательных номеров! Магеррам Гусейнов блеснул в арии лорда Сиднея из оперы Россини "Путешествие в Реймс" и в арии Мефистофеля из одноименной оперы Бойто. Клим Тихонов сорвал бурные овации исполнением романса Надира, признанного хита оперы Бизе "Искатели жемчуга", и вызвал большой интерес, спев вторую арию графа Альмавивы из "Севильского цирюльника" Россини, которую обычно купируют в спектаклях. Яков Стрижак прекрасно звучал в каватине Родольфо из оперы Беллини "Сомнамбула" и в молитве Захарии из оперы Верди "Набукко". Сладким, солнечным тенором Дениса Закирова довелось в полной мере насладиться, когда он пел знаменитую арию Неморино из оперы Доницетти "Любовный напиток", потом арию Энцо из оперы Покьелли "Джоконда", а затем арию дона Альваро из оперы Верди "Сила судьбы". Теноры - Денис Закиров и Клим Тихонов - покорили публику не только виртуозными руладами и яркими коденциями, но и красиво прозвучавшими высокими нотами. Басы - Магеррам Гусейнов и Яков Стрижак - поражали не только безупречным исполнением скороговорных пассажей, но и бархатным звучанием низов, динамикой и энергией пения, благородством тембров и вообще диапазоном своих вокальных возможностей! Все "рыцари бельканто" продемонстрировали умелое использование техники пения  вполголоса (деми-воче), как и положено в бельканто. А еще - идеальное дыхание и красивый голос. Их не видно, но только они позволяют блестяще исполнять виртуозные оперы Беллини, Доницетти, Россини, Бизе, Верди. И все это в полной мере свойственно рыцарям прекрасного пения, которые подарили публике настоящий фейерверк вокальной музыки.
Во втором отделении звучали арии и дуэты из комических опер, что позволяло артистам от души повеселиться и посмешить публику. И это было очень здорово! Дуэты и арии из зажигательных опер Россини - "Итальянка в Алжире", "Севильский цирюльник", "Золушка", "Путешествие в Реймс" и Доницетти - "Дон Паскуале" и "Любовный напиток" зрители принимали с большим энтузиазмом, так захватывающе они были исполнены. Мне было особенно интересно услышать Магеррама Гусейнова в роли Дандини в дуэте с Маньифико (Яков Стрижак) из "Золушки" Россини, ведь в Мариинском театре он поет только партию Алидоро, хотя в Риме, во время учебы в Академии, он исполнял именно роль камердинера Дандини. Ах, как хотелось бы услышать его в этой роли и в спектакле Мариинского театра. Так же как и Якова Стрижака - в роли Маньифико. Очень красиво звучал у них комедийный дуэт двух басов из второго акта оперы и сыгран был весело. А прекрасного пения, как показывает опыт, в спектаклях много не бывает, обычно его-то как раз, порой, и не хватает.
Овладение вокальной техникой бельканто - дело трудное, не везде этому могут научить. Ведь "сделать из человека совершенный, технически безупречный музыкальный инструмент, к которому прилагается душа, и научить певца виртуозно на нём играть" - сложнейшая задача. А наши "рыцари бельканто" преодолели эти трудности, что позволило им легко и весело петь головокружительно сложные арии и дуэты так, словно это не составляет особого труда! И радовать зрителей, и веселить их, и самим получать удовольствие от исполняемой музыки, и "озорничать" в актерском ее воплощении.
В таком забавном ключе и прозвучал дуэт Линдоро и Мустафы из оперы Россини "Итальянка в Алжире", исполненный всей четверкой "рыцарей" финале. Восхитительный квартет, сделанный из дуэта в стиле концертного номера из репертуара знаменитого американского тенора Лоуренса Браунли, когда два тенора одновременно поют арию с девятью высокими "до" второй октавы из "Дочери полка", беря их по очереди, вызвал бурный отклик в зале. "Рыцари бельканто" тоже разделили дуэт на четыре голоса, и пели его то по одному, то дуэтом, то всей четверкой. Получилось очень весело и зажигательно! И на бис в таком же забавном варианте прозвучала каватина Фигаро из "Севильского цирюльника". Зал просто выл от восторга!
Да, такие концерты, такое вокально-музыкальное счастье случаются не часто. Но "Рыцарям бельканто" удалось сделать такой незабываемый подарок своим прекрасным дамам и кавалерам, заполнившим все места в Концертном зале Мариинского театра!