Незабываемый подарок от "Рыцарей бельканто"
Концерт "Рыцари бельканто", концертный зал Мариинского театра, 25 ноября 2023 года
Про концерт "Рыцари бельканто" хочется сказать, что это был концерт года, а, может быть, и десятилетия. Я, по крайней мере, не помню в обозримом прошлом такого блаженно-восхищенного состояния после концерта. Похожие были, а настолько сильной эйфории не случалось.
Четыре великолепных голоса - два тенора, бас и бас-баритон, интересно выстроенная программа, яркая артистичность в концерте были помножены на энергию и актерский кураж и возведены в квадрат владением исполнительскими тонкостями белькантового пения, пониманием его стилистики и явным удовольствием от исполнения этого виртуозного и предельно сложного репертуара.
Магеррам Гусейнов, Яков Стрижак, Денис Закиров и Клим Тихонов, а еще - оркестр под упраалением Кристиана Кнаппа, подарили зрителям незабываемый вечер музыкального счастья!
В зале был аншлаг, после каждого номера программы овации звучали все громче, пока во втором отделении они не достигли силы рёва футбольного стадиона после гола, забитого "своей" командой.
Особое настроение создавало и специально выстроенное освещение - свечи в канделябрах, на пюпитрах оркестрантов, в подсвечниках на столах декораций, вокруг которых и разворачивалось главное действо. Очень романтично!
Редкие программы концертов бывают рассчитаны только на мужские голоса - арии, дуэты, сцены из опер для теноров и басов. А тут целых два часа такого удовольствия. Самыми интересными в этом смысле были дуэт двух басов - Филиппа II и великого инквизитора из оперы Верди "Дон Карлос", который открывал концерт, и дуэт двух теноров - Родриго и Отелло из редко исполняемой оперы Россини "Отелло", который закрывал первое отделение. Оно было полностью отдано серьезным операм. В программе было немало увлекательных номеров! Магеррам Гусейнов блеснул в арии лорда Сиднея из оперы Россини "Путешествие в Реймс" и в арии Мефистофеля из одноименной оперы Бойто. Клим Тихонов сорвал бурные овации исполнением романса Надира, признанного хита оперы Бизе "Искатели жемчуга", и вызвал большой интерес, спев вторую арию графа Альмавивы из "Севильского цирюльника" Россини, которую обычно купируют в спектаклях. Яков Стрижак прекрасно звучал в каватине Родольфо из оперы Беллини "Сомнамбула" и в молитве Захарии из оперы Верди "Набукко". Сладким, солнечным тенором Дениса Закирова довелось в полной мере насладиться, когда он пел знаменитую арию Неморино из оперы Доницетти "Любовный напиток", потом арию Энцо из оперы Покьелли "Джоконда", а затем арию дона Альваро из оперы Верди "Сила судьбы". Теноры - Денис Закиров и Клим Тихонов - покорили публику не только виртуозными руладами и яркими коденциями, но и красиво прозвучавшими высокими нотами. Басы - Магеррам Гусейнов и Яков Стрижак - поражали не только безупречным исполнением скороговорных пассажей, но и бархатным звучанием низов, динамикой и энергией пения, благородством тембров и вообще диапазоном своих вокальных возможностей! Все "рыцари бельканто" продемонстрировали умелое использование техники пения вполголоса (деми-воче), как и положено в бельканто. А еще - идеальное дыхание и красивый голос. Их не видно, но только они позволяют блестяще исполнять виртуозные оперы Беллини, Доницетти, Россини, Бизе, Верди. И все это в полной мере свойственно рыцарям прекрасного пения, которые подарили публике настоящий фейерверк вокальной музыки.
Во втором отделении звучали арии и дуэты из комических опер, что позволяло артистам от души повеселиться и посмешить публику. И это было очень здорово! Дуэты и арии из зажигательных опер Россини - "Итальянка в Алжире", "Севильский цирюльник", "Золушка", "Путешествие в Реймс" и Доницетти - "Дон Паскуале" и "Любовный напиток" зрители принимали с большим энтузиазмом, так захватывающе они были исполнены. Мне было особенно интересно услышать Магеррама Гусейнова в роли Дандини в дуэте с Маньифико (Яков Стрижак) из "Золушки" Россини, ведь в Мариинском театре он поет только партию Алидоро, хотя в Риме, во время учебы в Академии, он исполнял именно роль камердинера Дандини. Ах, как хотелось бы услышать его в этой роли и в спектакле Мариинского театра. Так же как и Якова Стрижака - в роли Маньифико. Очень красиво звучал у них комедийный дуэт двух басов из второго акта оперы и сыгран был весело. А прекрасного пения, как показывает опыт, в спектаклях много не бывает, обычно его-то как раз, порой, и не хватает.
Овладение вокальной техникой бельканто - дело трудное, не везде этому могут научить. Ведь "сделать из человека совершенный, технически безупречный музыкальный инструмент, к которому прилагается душа, и научить певца виртуозно на нём играть" - сложнейшая задача. А наши "рыцари бельканто" преодолели эти трудности, что позволило им легко и весело петь головокружительно сложные арии и дуэты так, словно это не составляет особого труда! И радовать зрителей, и веселить их, и самим получать удовольствие от исполняемой музыки, и "озорничать" в актерском ее воплощении.
В таком забавном ключе и прозвучал дуэт Линдоро и Мустафы из оперы Россини "Итальянка в Алжире", исполненный всей четверкой "рыцарей" финале. Восхитительный квартет, сделанный из дуэта в стиле концертного номера из репертуара знаменитого американского тенора Лоуренса Браунли, когда два тенора одновременно поют арию с девятью высокими "до" второй октавы из "Дочери полка", беря их по очереди, вызвал бурный отклик в зале. "Рыцари бельканто" тоже разделили дуэт на четыре голоса, и пели его то по одному, то дуэтом, то всей четверкой. Получилось очень весело и зажигательно! И на бис в таком же забавном варианте прозвучала каватина Фигаро из "Севильского цирюльника". Зал просто выл от восторга!
Да, такие концерты, такое вокально-музыкальное счастье случаются не часто. Но "Рыцарям бельканто" удалось сделать такой незабываемый подарок своим прекрасным дамам и кавалерам, заполнившим все места в Концертном зале Мариинского театра!