История песни Проводы

Владимир Калабухов
     1 – Демьян Бедный (Ефим Алексеевич Придворов; 1883 – 1945) – поэт, писатель, публицист и революционный общественный деятель, автор слов песни «Проводы» (1918)
     2 – Дмитрий Степанович Васильев-Буглай (1888 – 1956) – композитор, автор мелодии
     Солдаты наших армий разных лет:
     3 – солдат гренадёрского полка (Отечественная война, 1812);
     4 – солдат царской армии (Первая мировая война, 1914);
     5 – рядовой красноармеец (Гражданская война, 1920);
     6 – солдат Красной армии (Великая Отечественная война, 1941);
     7 – солдат Советской армии, 1989;
     8 – солдат Российской армии, 2021.
     9 – Нина Павловна Зубова (рожд. 1949), кандидат филологических наук; часть истории песни «Проводы» – от неё
     10 – солист-гитарист группы «Братья по разуму. Песни для друзей», исполнитель полного авторского текста песни «Проводы»
     11 – грампластинка с этой песней под названием «Не ходил бы ты, Ванёк, во солдаты»

                ПРОВОДЫ
 
     Как родная мать меня
     Провожала,
     Как тут вся моя родня
     Набежала:
          «А куда ж ты, паренёк?
          А куда ты?
          Не ходил бы ты, Ванёк,
          Да в солдаты!
     В Красной Армии штыки,
     Чай, найдутся.
     Без тебя большевики
     Обойдутся.
          Поневоле ты идёшь?
          Аль с охоты?
          Ваня, Ваня, пропадёшь
          Ни за что ты.
     Мать, страдая по тебе,
     Поседела.
     Эвон в поле и в избе
     Сколько дела!
          Как дела теперь пошли:
          Любо-мило!
          Сколько сразу нам земли
          Привалило!
     Утеснений прежних нет
     И в помине.
     Лучше б ты женился, свет,
     На Арине.
          С молодой бы жил женой.
          Не ленился!
          Тут я матери родной
          Поклонился.
     Поклонился всей родне
     У порога:
     «Не скулите вы по мне.
     Ради бога.
          Будь такие все, как вы,
          Ротозеи,
          Что б осталось от Москвы,
          От Расеи?
     Всё пошло б на старый лад,
     На недолю.
     Взяли б вновь от вас назад
     Землю, волю;
          Сел бы барин на земле
          Злым Малютой.
          Мы б завыли в кабале
          Самой лютой.
     А иду я не на пляс –
     На пирушку,
     Покидаючи на вас
     Мать-старушку:
          С Красной Армией пойду
          Я походом,
          Смертный бой я поведу
          С барским сбродом,
     Что с попом, что с кулаком –
     Вся беседа:
     В брюхо толстое штыком
     Мироеда!
          Не сдаёшься? Помирай,
          Шут с тобою!
          Будет нам милее рай,
          Взятый с бою, –
     Не кровавый пьяный рай
     Мироедский, –
     Русь родная, вольный край,
     Край советский!»

     Рекрут и доброволец, призывник и партизан, мобилизованный и контрактник… Все эти категории объединяет главное предназначение мужчины – он защитник Отечества – своего дома, своей семьи и всей нашей великой Родины. Служба в Вооружённых Силах никогда не была лёгкой, но всегда остаётся почётной обязанностью переносить все тяготы и лишения армейской и флотской жизни во имя победы над противником.

     …Год 1918. Молодая страна Советов вынуждена защищаться от врагов внешних и внутренних. 15 (28 н. ст.) января был опубликован декрет СНК РСФСР «О Рабоче-Крестьянской Красной Армии». В нём говорилось:

     «…Совет Народных Комиссаров постановляет: организовать новую армию под названием «Рабоче-Крестьянская Красная Армия», на следующих основаниях:
     1) Рабоче-Крестьянская Красная Армия создаётся из наиболее сознательных и организованных элементов трудящихся классов.
     2) Доступ в её ряды открыт для всех граждан Российской Республики не моложе 18 лет. В Красную Армию поступает каждый, кто готов отдать свои силы, свою жизнь для защиты завоеваний Октябрьской Революции, власти Советов и социализма».

     23 февраля (н. ст.) 1918 г. было опубликовано воззвание СНК от 21 февраля «Социалистическое отечество в опасности!»

     Так начиналось создание Вооружённых Сил РСФСР.

     Новым военным – новые песни! Текст одной из самых первых советских песен «Проводы» был написан в 1918 г. известным пролетарским поэтом Демьяном Бедным и напечатан в газете «Беднота» в декабре того же года.

     В годы Гражданской войны поэт активно сотрудничал с газетами «Известия» и «Правда», вёл агитационную работу в рядах Красной Армии. Его стихи, басни и фельетоны массово печатались на агитационных листовках и плакатах, были максимально просты и доходчивы для невзыскательного вкуса простого солдата.

     После одной из поездок на фронт Демьян Бедный встретился с Владимиром Ильичом Лениным (1870 – 1924), который живо интересовался бытом и настроением бойцов: что говорят, что думают, какие песни поют... И когда поэт с горечью посетовал, что поют в основном старые солдатские песни, Ленин заключил:

     «Старой песне надо противопоставить новую. В привычной своей, народной форме – новое содержание. Вам следует в своих агитационных обращениях постоянно, упорно, систематически, не боясь повторений, указывать на то, что вот прежде была, дескать, «распроклятая злодейка служба царская», а теперь служба рабоче-крестьянскому, Советскому государству, – раньше из-под кнута, из-под палки, а теперь сознательно, выполняя революционно-народный долг, – прежде шли воевать чёрт знает за что, а теперь за своё...»

    Встреча с Лениным вдохновила поэта на написание куплетов, размер которых идеально соответствовал старой солдатской песне, особенно популярной среди красноармейцев. Не удивительно, что, когда «Проводы» сложились в песню, её запели именно на этот знакомый мотив. В 1921 г. композитор Дмитрий Васильев-Буглай переложил готовый мотив на ноты, после чего песня вошла в репертуар многих советских исполнителей и музыкальных коллективов.

     Вот что рассказывает об истории военной песни «Проводы» Нина Зубова:

     «Песня Демьяна Бедного «Проводы», созданная в годы Гражданской войны, устойчиво сохраняется в народном репертуаре. Популярности песни способствовали частые публикации её в сборниках стихов Бедного, включение в песенники, выход в грамзаписи уже в 1918 г. и плакатное воплощение.

     Но причины давней известности «Проводов» лежат глубже. Историк русской поэзии Иван Никанорович Розанов (1879 – 1954) писал: «Одной из причин успеха «Проводов» является, конечно, удачный мотив, заимствованный из украинской песни, но главное значение имел, несомненно, авторский текст». Текст песни привлекал исполнителей актуальностью темы, характером её решения, простотой и доступностью языка.

     В содержании «Проводов» отразились важные перемены в сознании людей, происходившие в результате революционных преобразований. Герой песни, рядовой красноармеец, – из тех солдат, что «по охоте» идут воевать «с барским сбродом».

     Агитационные призывы эпохи Гражданской войны удачно соотнесены Д. Бедным со старыми, веками складывавшимися в народе представлениями о «распроклятой злодейке службе царской», с сентенциями рассказа новобранца о тяготах и опасностях службы, в результате чего песня обрела смысловую насыщенность и глубину, афористичность слога, особую эмоциональность звучания.

     Знакомая по дореволюционному фольклору ситуация – проводы в армию, плач родных, горе матери – наполняется новым содержанием: новобранец прерывает вопли несознательной родни, убедительно разъясняет необходимость службы в Красной Армии, борьбы за «землю, волю», данные крестьянам советской властью.

     Песенные образы «Проводов» ярки и выразительны. Некоторые из них были знакомы исполнителям из традиционного фольклора: «мать-старушка», «молодая жена» (родня советует пареньку жениться и рисует ему будущее с молодой женой).

     В песне органично переплетаются разные речевые пласты. Так, в высказываниях родни много просторечных слов и выражений: «чай», «эвон», «любо-мило», «пропадёшь ни за что ты», «сколько сразу нам земли привалило» и др.; в этих высказываниях выражены коренные заботы крестьян о земле, достатке, семье, в них звучит извечное горе рекрутства.

     Противопоставление им новых суждений, агитационных призывов и пояснений создаёт песенный спор, активный диалог, заинтересованно воспринимаемый и легко запоминаемый исполнителями.

     Таким образом, песня «Проводы» обладала содержательными и поэтическими достоинствами, которые способствовали её массовому исполнению».

     По одной из версий, песенный «Ванёк» – это не собирательный образ, придуманный поэтом, а реальный человек. А именно – Иван Никаноров, уроженец села Залустежье Псковской губернии. Демьян Бедный встретился с ним в Москве возле здания Реввоенсовета, куда пришёл поговорить с солдатами об их житье-бытье. Словоохотливый Иван рассказал поэту, как на проводах родные, включая невесту Анюту, не хотели пускать его в Красную Армию. Они уговаривали Ивана остаться дома, жениться на любимой и обзавестись хозяйством. Но Иван Никаноров не поддался на мелкобуржуазную пропаганду родни и дал им решительный отпор. Позднее Демьян Бедный вспоминал: «Он мне рассказывает, а я смотрю и думаю, что вот такие Иваны и едут мировую контрреволюцию душить, землю для народа завоёвывать».

     «Проводы» стали одной из первых советских песен, записанных на граммофонную пластинку. Тысячи пластинок с «Проводами» и другими произведениями Демьяна Бедного – стихотворениями, баснями и песнями – были отправлены на фронт. «При нынешних обстоятельствах, – сообщал по этому поводу поэт в письме с Южного фронта от 2 сентября 1920 г., – я убедился, что граммофон – ни с чем в данное время не сравнимый агитатор. Красноармейцы в агитпунктах упиваются им...»

     Поэт Демьян Бедный (Ефим Алексеевич Придворов) родился в селе Губовка (ныне Компанеевский район Кировоградской области Украины) в семье крестьянина. Отец уехал в Елисаветград, устроившись чернорабочим на машиностроительном заводе (позже – носильщиком на вокзале). Мать, как вспоминал позднее поэт, вела разгульный образ жизни и мало заботилась о сыне. Мальчик всё же окончил 4 класса сельской школы (с похвальным листом), а в 1896 г. поступил в Киевскую военно-фельдшерскую школу. Следующие 4 года юноша учился в ней, затем 4 года служил в елисаветградском лазарете. В родную деревню он больше не возвращался. В 1904 г. сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости, получив пятёрку по «Закону Божьему», четвёрку по русской словесности и тройку по всем прочим предметам. Наличие аттестата позволило юноше поступить без экзаменов на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Учился Ефим очень добросовестно. Плата за обучение составляла 25 рублей в год, молодой студент подрабатывал на жизнь частными уроками.
 
     Первые стихи Ефима Придворова были опубликованы в 1899 г., они были написаны в духе казённого монархического «патриотизма» или «романсовой лирики». С 1908 г. Ефим сблизился с Владимиром Дмитриевичем Бонч-Бруевичем (1873 – 1955) и другими большевиками, стихи его приобретают новый, бунтарский характер. В качестве псевдонима «Бедный» он взял деревенское прозвище своего дяди, народного обличителя и атеиста; этот псевдоним впервые упомянут в стихотворении «О Демьяне Бедном, мужике вредном» (1911), а в качестве подписи псевдоним появился в басне «Кукушка» (1912). В 1912 г. поэт вступил в РСДРП и стал публиковать остросатирические басни в большевистских изданиях. Первая книга поэта «Басни» была издана в 1913 г. Полиция следила за поэтом, устраивала у него обыски, конфисковывала номера газет с его стихотворениями. В дальнейшем Демьян Бедный написал большое количество басен, песен, частушек и стихотворений в других жанрах.

     Студентом Демьян числился 10 лет, но университет так и не окончил, намеренно затягивая сдачу экзаменов, потому что по окончании обучения он лишался права жительства в Петербурге, и его ждал не отбытый срок воинской службы в Елисаветграде.

     В 1914 г. с началом Первой мировой войны Демьян был мобилизован в армию и стал фельдшером санитарно-гигиенического отряда. За спасение раненых с поля боя был награждён Георгиевской медалью. В 1915 г. переведён в резервную часть (возможно, с учётом «неблагонадёжности»), а позже уволен в запас. Басен его нигде больше не печатали, и Демьян устроился в Петрограде делопроизводителем (позднее – начальником отдела) Центрального Военно-промышленного комитета.

     Стихи и басни Демьяна Бедного отличаются доходчивостью, афористичностью, ясным политическим мотивом, по стилю близки к русскому народному фольклору. Особое внимание поэт уделял антирелигиозной пропаганде, был постоянным автором газеты «Безбожник». Благодаря дружескому расположению Иосифа Виссарионовича Сталина (1878 – 1953) пользовался исключительными привилегиями – квартира для семьи в Кремле, личный автомобиль, личный агитпоезд, депутатство в Моссовете, дача и др. Его агитационные стихи публиковались миллионными тиражами. В 1923 г. ВЦИК наградил Демьяна Бедного орденом Красного Знамени. Это было первое награждение боевым орденом за литературную деятельность в РСФСР. Было награждение и орденом Ленина. В 1930-е годы партия большевиков взяла новый курс, включающий национально-патриотический идеал наряду с классовым, и поэт, не сумевший перестроиться, попал в опалу. Партийная печать и лично Сталин обвинили его в «клевете на русский народ» и «оплёвывании народного прошлого». В 1938 г. Демьян Бедный был исключён из партии и из Союза писателей с формулировкой «моральное разложение». Его выселили из Кремля, перестали печатать, однако не арестовали. С началом Великой Отечественной войны Демьяну разрешили печататься. Вместе с Кукрыниксами он работал в «Крокодиле». Награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.» В 1956 г. он был посмертно восстановлен в КПСС.

     Композитор Дмитрий Степанович Васильев-Буглай родился в Москве, в семье железнодорожного стрелочника. В 1898 – 1906 гг. обучался в Синодальном училище у педагога и известного композитора Александра Дмитриевича Кастальского (1856 – 1926), который привил ему любовь к народной песне. С 1906 по 1915 г. работал пианистом и дирижёром духовных и светских хоров в разных городах России. В 1918 г. – заведующий массово-просветительской работой Тамбовского пролеткульта. Организатор хора (150 человек), выступавшего на фронтах Гражданской войны. Один из первых авторов советской песни, мастер хоровой музыки, собиратель народных (свыше 500) песен. В 1922 г. переехал в Москву. Руководил самодеятельными хорами творческой лаборатории при Музыкальном секторе Госиздата, завода «Серп и молот», работал в военной школе ВЦИК. В 1932 г. был принят в Союз композиторов. По поручению Союза отправился в Удмуртскую автономную область. Жил в Удмуртии два года и выполнил большую организационную работу за этот период. Руководил хором Удмуртского радио и участвовал в формировании его песенного репертуара, был одним из создателей ансамбля «Италмас» (1936), оперного театра (1934 – 1935), а также сотрудничал с Удмуртским драматическим театром. При его участии было открыто музыкальное отделение Ижевского театрального техникума (1933 г.), на котором он вёл теоретические дисциплины. Публиковал в печати статьи о событиях в музыкальной жизни, участвовал в жюри самодеятельных конкурсов. В 1941 г. был избран председателем Московского Союза советских композиторов. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1947). Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951). Удмуртскому областному театрально-художественному техникуму присвоено его имя.

     Песня «Проводы» часто звучит на настоящих проводах новобранцев. Исполняется, она, как правило, в сокращённом виде и в шутливой форме вместе с другими частушками-прибаутками.

     В Интернете есть клипы, эту песню поют:

     – хор русской песни Всесоюзного радио и телевидения с квинтетом баянистов:
https://www.youtube.com/watch?v=GakfH5rQKdc;

     – солист-гитарист группы «Братья по разуму. Песни для друзей»:
https://dzen.ru/video/watch/61ae755636b60e1a246af56a;

     – Влад Иванов, гитарист: https://yandex.ru/video/preview/12771977103500769824.

     По материалам Интернета.

     Возвращение к содержанию сборника "Истории военных песен" – http://proza.ru/2023/03/26/407.
 
     2023