Мастер-класс у картины

Ирина Ракша
На фото: Питер Брейгель "Охотники на снегу" 1565 год. г.Вена. Музей истории искусств. 

                МАСТЕР-КЛАСС У КАРТИНЫ
                эссе
               
 К сожалению, я не искусствовед, хотя кое-что в искусстве и ведаю. Я писатель, художник Слова. А вот мой муж Юрий Ракша был и художником, и искусствоведом. Помню, во Флоренции в галерее Уффици он плакал от восторга и трепета в зале перед полотном Ботичелли - шедевром "Рождение Венеры". А я, стоя рядом, почему-то не плакала. И потом он несколько дней рассказывал, объяснял мне своё впечатление и что с ним происходило, и почему... А вообще-то для меня в европейском изобразительном искусстве особенно близки не итальянцы или французы, а голландцы, фламандская живопись. У меня и сейчас дома висит на стене картина малых голландцев (досталась в наследство от бабушки) "Продавец ягод" (40х30) к сожалению, без авторской подписи. Этот шедевр небольшой, маленький, и я за целую жизнь к нему так привыкла, что даже не замечаю. А зря. Вещь тёплая, трогательная. По сюжету - продавец на ослике привёз в город на тележке ягоды из деревни. И, продавая,  взвешивает их...А вот картины моего мужа - полотна, эскизы, этюды, (почти все создавались на моих глазах), я знаю подробно, до мелочей, часто рассматриваю, и о каждой могу написать отдельный подробный почти трактат. Как создавалась, когда, где, почему, отчего. Что же касается европейской живописи, то очень люблю фламандскую, более сердечную, бытовую. Помню, как в Венском музее Искусств была поражена (и долго не могла уйти) отдельным залом художника-живописца Питера Брейгеля старшего (1525-1569). Австрийцы за многие годы скупили, собрали у себя самые лучшие его работы. Помнится, в экспозиции их было четырнадцать, то есть не все. А вот полотно "Слепой проводник слепых" ("Притча о слепых") тоже его кисти, я уже позже, в другой год с неожиданной радостью встретила в музее Неаполя. Однако совершенно одинокой, единственной среди работ других авторов. И даже как-то нелепо, жалко висящей вблизи с крупной графикой Леонардо да Винчи "Витрувианский человек". И сердце моё дрогнуло. И я долго стояла, рассматривая, сопереживая, и чуть не плача, этот философский шедевр. Но всё же, как она одна-одинёшенька попала сюда в Неаполь? Я так и не разузнала.
   Да. Очень уж я полюбила этого Питера Брейгеля старшего. Особенно знаменитое его полотно "Возвращение с охоты" (или "Охотники на снегу"). В этом дивном пейзаже, таком современном, перфектном блистательно решены буквально все задачи мастера. (Закон "Единство формы и содержания"). Это и форма, и почти энциклопедия жизни его страны в период голодного "ледникового периода" в Европе. Лютых морозов, постоянных неурожаев. На полотне мощном по содержанию и изысканном по форме решено много задач. Стиль, сюжет, композиция, цвет, колорит, пространство. И каждая задача решена очень по своему и до конца. Рассматривать эту вещь можно часами, всё открывая и открывая для себя что-то новое. На полотне тяжёлый период его страны, который так и назывался "малый ледниковый период". Перед зрителем на картине не только усталые, измученные неудачей охотники (они слева на первом плане), возвращаются домой по сугробам с очень убогой добычей - лишь одной убитой лисичкой, с оружием и сворой таких же понурых, промёрзших собак. Но тут и глубокая панорама родного селения - пруды подо льдом, мосты, ограды, крыши родных домов, кирха - буквально документальная география быта и жизни любимого им народа. Так и хочется войти в это холодно - снежное пространство и даже полететь над ним. Даже полетать. Всё дальше и дальше к горизонту. И за горизонт, за скалистые горы...
    Художник в зимней накидке, запятнанной красками, работает у мольберта. От холода стынет дыхание. Красные пальцы творца коченеют, но только им и послушны густые краски палитры и тонкие длинные кисти.Мастер настолько любит деталь, что ты чётко, своей визуальной оптикой видишь любой мелкий штрих, каждую веточку, каждую птицу, и в небе, и на опушке. А, например, породу собак можешь определить даже по ушам и хвостам. Само же селение узнать - по архитектуре домов, форме окон и крыш. А горожан-соседей, что скользят по ледяным прудам, - даже по нарядам и фигурам. Можно даже назвать время дня, в которое это всё происходит. Правду жизни превратил в правду искусства. И словно ты сам присутствуешь на том крутом и опасном обрыве.
      Да-а. Это не просто живописное полотно, перед которым когда-то с палитрой и кистями в руках стоял седеющий чудо-мастер (я почему-то вижу его в запятнанном краской одежде и почему-то...в фетровой   шляпе. Глупость, конечно, невообразимая - работать в шляпе. Но мне представился этот творец почему-то именно так. Он и его творческий подвиг. Подвиг его любви). 
     Однако передо мной не просто малое полотно, а глубоко продуманный, художественный роман, читая который, буквально каждый с радостью обогатит свою душу.
     Может быть, и ты, мой добрый читатель, найдешь в этой картине для себя что-то важное, интересное... А ведь она написана почти пятьсот лет назад. Пять-сот-лет. Но как и сегодня современна. И в ней такое бессмертное единство гармонии. Формы и содержания. Просто жуть берёт. До мурашек по коже.