Вид на Благовещенский мост. Акварель В.С Садовникова
http://proza.ru/2023/12/06/20 предыдущая страница
ДА БУДЕТ СВЕТ!
Пришли времена просвещённой императрицы Екатерины Второй.
Освещение столицы перешло в частные руки и стало делом прибыльным. За дело взялись купцы. За каждый горящий фонарь они получали премию. Число фонарей стало увеличиваться.
.
В 1794 году В Петербурге насчитывается 2250 уличных фонарей
К 1870 году их стало до 3000 единиц, даже была организована специальная фонарная команда в штате петербургской полиции. А так же появился жестяной и фонарный цех, в который входили те, кто делал фонари, и те, кто их обслуживал.
Появилось более дешёвое плоское стекло, что позволило удешевить фонари и нарастить их выпуск.
1794 год уже 3.400 фонарей освещает улицы Петербурга.
Это больше, чем в любом городе Европы!
«… в тёмные ночи, кроме лунных; по всходу оной прежде трёх часов гасить дозволяется, и употреблять на горение лучшее конопляное масло по запечатанному в думе образцу.
По окончании договорного срока фонари должны быть сданы в полной исправности казённому ведомству»
Почему же сданы ведомству? Потому что такое количество фонарей уже трудно было заправлять маслом из кувшина. Их снимали, везли на повозках- фурах в специальное место, где приводили в порядок, заправляли маслом и вновь определяли на место.
Современник А.С. Пушкина, скульптор П.П. Соколов – автор красивых фонарей на Банковском, Египетском и Львином мостах.
Так что фонари в Петербурге это не только про свет. Но и про красоту. Фонари тоже меняли форму в угоду моде
От барокко к модерну. И от изящных и изысканных линий в историческом прошлом , пришли к лаконичным современным моделям.
Автором декоративных фонарей у Александровской колонны является Карл Рахау.
А изящные фонари, украшающие Исаакиевскую площадь, сотворил кто бы вы думали?- автор конных скульптур на Аничковом мосту: Пётр Карлович Клодт!
Понятно, что фонари для дворцов и для утилитарного освещения улиц отличались по дизайну. Но все они давали свет от горения того, чем их наполнили.
Масляные фонари давали мало света, чадили, коптили, часто были причиной пожаров на деревянных плашкоутных мостах через Неву.
Первый стационарный мост- Благовещенский, ( одно время им. Лейтенанта Шмидта ) появился при Николае Первом.
Фонари с этого моста установлены нынче на Марсовом поле. И выглядят весьма плачевно, несмотря на заслуженную историю.
У них долго не было хозяина. Но вроде бы теперь их передали в ведомство какое-то.
Пытаясь улучшить освещение, масло разбавляли спиртом, затем придумали заправлять спиртом со скипидаром. Но ситуацию это не спасло в силу недостачи известной жидкости.
Продолжение
http://proza.ru/2023/12/06/1607