045 Елеонская гора Израиль

Виорэль Ломов
Раздел 3 Азив

045 Елеонская гора (Израиль)

Горный кряж, протянувшийся с севера на юг вдоль восточной стены Старого города Иерусалим, Елеонская (Масличная) гора — святыня иудаизма, христианства и ислама. По одну сторону самой высокой горы Иерусалима лежит Кедронская долина, за которой раскинулся город, по другую — Иудейская пустыня. На Северной вершине Скопус (826 м) находится студенческий городок Еврейского университета. На Средней (814 м) — Лютеранский центр с благотворительной больницей. На Южной (816 м) — русский Вознесенский монастырь и арабское село Ат-Тур. На склонах горы расположены древнее иудейское кладбище, пещера Могилы пророков, мусульманское кладбище, мечеть с минаретом, христианские святыни — Гефсиманский сад, гробница Девы Марии, русский монастырь Марии Магдалины, 12-купольный Храм всех наций, католическая церковь Отче наш и др. На горе происходили многие события истории Древнего мира и Священного писания.

Елеонская гора издавна славилась маслинами (оливами), откуда и произошло еще одно ее название — Масличная (восемь старых раскидистых олив в Гефсиманском саду видели Иисуса Христа с апостолами). По-арабски гора называется Джебель аз-Зейтун.

Хребет образован из океанических осадочных пород, содержащих не только жесткий кремень, но и мягкий мел, благодаря чему в теле горы сохранилось множество древних рукотворных погребальных пещер. На западном склоне горы находится самое старое в мире и самое большое еврейское кладбище. Первые захоронения там появились 3000 лет назад. Сегодня здесь более 150 тыс. могил — ровные ряды однотипных белых каменных надгробий с надписями и окошками для свечей. На каждом надгробии кучка камешков. Цветов и деревьев здесь нет, ибо тут только камни — символ вечности. Всяк приходящий кладет свой камешек, выражая, таким образом, вечную память. Согласно сложившемуся в XX столетии преданию души людей, похороненных на Масличной горе, неизбежно отправляются в рай, какие бы грехи они не совершили при жизни.

Вечную память хранят не только могилы и люди, хранит ее и Елеонская гора. Ей есть что вспомнить и вечно держать в тайне. Вряд ли на какой другой горе произошло столько сакральных событий и не менее чудесных исторических.

Согласно Ветхому Завету, царь Израиля Давид с верными приверженцами убежал от своего сына Авессалома, узурпировавшего власть, с плачем взошел на гору Елеонскую, босой, с покрытой головой, и поклонялся Богу. Впрочем, от кровавой гражданской войны эти молитвы евреев не избавили. Сын Давида, царь Соломон уже в старости склонился к другим богам и построил на Южной вершине капища для своих чужестранных жен, за что разгневанный Господь наказал род его. Пророк Иезекииль, пророчествуя о конце дней, упоминает эту гору: «И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города».

В Новом Завете Иисус произнес на горе Елеонскую проповедь. Когда ученики спросили Его о сроках и признаках Второго пришествия, Спаситель предупредил их (и всех христиан) о грядущем всеобщем падении нравов, предостерег от лжепророков, знамений и чудес.

В Гефсиманском саду, на склоне горы у ручья Иисус, зная о Своем кресте, молился перед арестом: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты». Сегодня часть территории Гефсиманского сада принадлежит России. Она была выкуплена в 1888 г. по повелению императора Александра III. Там выстроена церковь Равноапостольной Марии Магдалины в память об императрице Марии Александровне — злосчастной жертве женолюбивого супруга. В этой церкви нашли в 1921 г. упокоение мощи свв. Великомучениц великой княгини Елизаветы Фёдоровны и её верной келейницы Варвары, сброшенных в 1918 г. в шахту на окраине города Алапаевска. В 1934 г. при церкви была учреждена маленькая женская монастырская обитель. На территории монастыря археологами была обнаружена часть лестницы библейских времен, по которой Иисус восходил в Иерусалим. В память об этих событиях здесь построена маленькая часовня.

С вершины этой горы воскресший после погребения Господь «вознесся на небо и воссел одесную Бога». С Елеона Господь вознесся, и, как следует из Евангелия, сюда же Он придет во славе во время Второго пришествия: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1: 11). На камне на месте Вознесения остался след Его стопы. Первоначально отпечатков ступней было два, но второй был вырезан с куском камня, объявлен отпечатком стопы пророка Мухаммеда и хранится в мечети Аль-Акса на Храмовой горе. Сегодня здесь стоит мечеть, в которой главная святыня — оттиск одной стопы Христа. Христианам разрешено раз в год — в день Вознесения Господня проводить в мечети богослужение. Неподалеку располагается и Спасо-Вознесенский русский женский монастырь, на территории которого есть камень, где, по преданиям, стояла Божия Матерь во время Вознесения Господня.

Северная вершина соответствует своему названию Скопос — «Наблюдение». Ее называли еще Сафа («Вышка»). На горе останавливались многие завоеватели и обозревали подступы к Иерусалиму. В «Иудейских древностях» Иосифа Флавия сообщается о том, как в 332 г. до н.э. иудейский первосвященник ветхозаветного Иерусалимского храма по имени Иаддуй во главе праздничной процессии торжественно встретил на Сафе завоевателя Востока Александра Македонского. Умоляя полководца о помиловании, священник вручил ему ключи от города. Александр же, «один выступил вперед, преклонился пред именем Божиим и первый приветствовал первосвященника… Тогда Парменион подошел к царю и на вопрос, почему он теперь преклоняется перед первосвященником иудейским, когда обыкновенно все преклоняются пред Александром, получил следующий ответ: «Я поклонился не человеку этому, но тому Богу, в качестве первосвященника которого он занимает столь почетную должность»». Присоединив Иудею к своим владениям, Александр сохранил евреям религиозную свободу и их обычаи.

Похожая история случилась на Скопосе уже в христианские времена, в 638 г. Мусульманские войска, возглавляемые праведным халифом Умаром ибн аль-Хаттабом (Омаром I) разбили византийцев и овладели Иерусалимом. Халиф вошёл в город один, при этом одетый в засаленный плащ, чем поверг иудеев, привыкших видеть властителей в пышных, роскошных одеждах, в шок. Патриарх Софроний вручил халифу ключи от города и преподнес одежду византийского патриция, но «Омар, как настоящий сын пустыни, носил ее лишь столько времени, сколько понадобилось, чтобы выстирать его собственную одежду... Софроний по просьбе халифа проводил его к тому месту, весьма замусоренному, где по преданию, посланник Аллаха Мухаммад вознесся на небо к Всевышнему. «Халиф упал на колени, расчистив груды мусора, и вновь помолился... (после чего) приказал поставить мечеть в южной части горы, где она по сей день и находится».

Исторические источники свидетельствуют также, что на этой вершине дважды располагались римские войска. Во время осады Иерусалима в 66 г. здесь стоял XII римский легион, а в 70 г. — V, XII и XV.