Такой разноликий Бетховен Вечер вокальной музыки

Мари Козлова
 
Такой разноликий Бетховен
Вечер вокальной музыки в Рахманиновском зале Мариинского театра, 17 декабря 2023 года

Бетховен. «К далекой возлюбленной» - интересный вокальный вечер с таким романтическим названием подарили любителям музыки Яков Стрижак, Роман Арндт, Изабелла  Андриасян, Екатерина  Гончарова, Екатерина  Шиманович, Геворг Григорян и концертмейстер Юрий Кокко (фортепиано). Они исполнили мало известные вокальные миниатюры "Аделаида" и "Новая любовь, новая жизнь" (Яков Стрижак), цикл песен "К далекой возлюбленной" (Роман Арндт), концертную арию "Ах, вероломный" (Екатерина Гончарова), терцет "Трепещите, злодеи!" и четыре арии из редко исполняемой оперы Бетховена "Фиделио".
Все эти произведения мне слышать не доводилось, поэтому было особенно интересно узнать, как они звучат. Знакомство с новыми произведениями Бетховена стало более содержательным благодаря вступительному слову и пояснениям Натальи Кожевниковой.
Очень разноликим предстал композитор в своих вокальных творениях: в одних - лиричным, мечтательным и романтичным, в других - энергичным, деятельным и даже гневным. Но бетховенская стилистика, полная жизни и оптимизма, была слышна в каждой миниатюре, в ее тонкой интерпретации и выразительности исполнения и концертмейстером Юрием Кокко, и певцами. Причудливые непривычные мелодии Бетховена, с меняющимся ритмом, динамичным темпом, яркими мелодическими оборотами, очень органично прозвучали у Якова Стрижака и Романа Арндта и в лирических песнях, и в вокальном цикле "К Далекой возлюбленной", давшем название всему вечеру, и в ариях из оперы "Фиделио".
Особой мечтательной лиричностью было окрашено исполнение Изабеллой  Андриасян арии Марцелины из той же оперы. Мягкое красивое сопрано певицы словно обволакивало пространство небольшого зала, прекрасно вписываясь в его акустику и размеры. Хотя было понятно, что в этом голосе есть еще немалый запас звуковой силы. Прекрасная музыкальная фразировка позволила по достоинству оценить красоту мелодии этой арии, что всегда говорит о глубоком проникновении в исполняемую музыку.
В таких концертах меня всегда восхищает мастерство концертмейстера Юрия Кокко, отличающегося прекрасным исполнительским вкусом и тонким пониманием исполняемой музыки, ее стиля, ее эмоциональной наполненности. Для этого эту музыку надо любить. И слушать его игру, его подачу вокального произведения вместе с певцом - отдельное удовольствие. Участие Юрия Кокко в концертах для меня - убедительный аргумент для его посещения. Как и в этот раз.
Бетховен оказался прекрасен и в незнакомой вокальной ипостаси.
Хотя сказать, что я совсем не слышала песен Бетховена нельзя.
Бетховен - любимый с детства композитор. Сначала на уроке пения во втором классе полюбился его знаменитый "Сурок". Бесчисленное количество раз я пела для себя его нехитрые слова и никак не могла наслушаться: "Из края в край вперед иду и мой сурок со мною, под вечер кров себе найду и мой сурок со мною. И мой всегда, и мой везде, и мой сурок со мною. И мой всегда, и мой везде, и мой сурок со мною". Конечно, я не знала, что слова эти написал великий Гете. Но их захватывающую силу почувствовала. Почти тогда же я услышала и "Шотландскую застольную", ее пел отчим приятным баритоном, и меня поражали ее слова: "Постой, выпьем в дорогу еще.
Бетси, нам грогу стакан,
Последний, ей-богу! Бездельник,
Кто с нами не пьет!

Налей полней стаканы.
Кто врет, что мы, брат, пьяны?
Мы веселы просто, ей-богу!
Ну кто так бессовестно врет?" Юмор я точно улавливала и параллелей с пьянством соседей не проводила. И музыка очень нравилась.
А много позже я и сама смогла сыграть эти мелодии на пианино, когда начала осваивать этот инструмент в музыкальной школе. И пела уже под собственный аккомпанемент. Потом были и "К Элизе", и "Турецкий марш", и кусочек "Лунной сонаты"... А на пластинках и, при возможности, на концертах - прекрасные сонаты - "Патетическая", "Лунная", "Аппассионата", "Буря", "Крейцерова", великие "нечетные" симфонии - третья, пятая, седьмая, девятая - и гениальные увертюры "Эгмонт" и "Кориолан".
Большинство его симфонических и фортепианных произведений - это признанные музыкальные хиты, они на слуху, их главные мелодии может напеть любой настоящий любитель музыки. А вот вокальное наследие Бетховена известно значительно меньше. Тем и был интересен состоявшийся камерный концерт в небольшом зале Мариинского театра. Следующими будут вокальные произведения Берлиоза. Тоже интересно.

В ПРОГРАММЕ вокального вечера «К далекой возлюбленной» 17 декабря 2023 года:
Людвиг ван Бетховен
«Новая любовь, новая жизнь», соч. 75 № 2
«Аделаида», соч. 46
Вокальный цикл «К далекой возлюбленной», соч. 98

Фрагменты из оперы «Фиделио»:
Ария Марцелины (O w;r ich schon mit dir vereint)
Ария Рокко (Hat man nicht auch Gold beineben)
Ария Леоноры (Abscheulicher! Wo eilst du hin?)
Ария дона Пизарро (Ha! Welch’ ein Augenblick!)

Концертная ария Ah! Perfido, соч. 65
Терцет Tremate, empi tremate, соч. 116 (транскрипция Матвея Соболева).