Запись 2. Дорога домой

Олег Паринов
На фотографии - Триумфальная арка на спуске Герцена. Дорога на Шахты
 
  В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам.
  И те, которые не находят их для себя, те просто лентяи
  или трусы, или не понимают жизни.
  М.Горький, "Старуха Изергиль"
 
 
 
  Когда мы перешли на второй курс, стало легче отпрашиваться на выходные домой в Шахты. Это считалось увольнением с ночевкой. Мы выходили из училища в субботу в 17.00 (это в лучшем случае, зачастую позже), а вернуться из увольнения нужно было до 22.00 воскресенья.
  Мной уже был выработан определенный алгоритм. Покинув стены училища, я сразу двигался в сторону кольца Троицкой площади (в просторечии "Круга"), на котором автотранспорт разворачивается в сторону Шахт. Там на остановке ловил попутку или подсаживался в рейсовый автобус. Здесь как на рыбалке, как повезет... Бывало уезжал сразу, а иногда приходилось простаивать до полутора-двух часов. То рейсовый автобус проедет без остановки, то попутку перехватит более ловкий "пассажир" или нужно было уступить место даме. Обычно ритуал происходил следующим образом. Решивший подзаработать на попутчиках частник подкатывал к остановке и сходу называл цену. Страждущие тут же прикидывали свои возможности и набивались в подвернувшийся транспорт.
   Родители всегда волновались, как бы со мной чего не случилось в поездке и инструктировали, чтобы я не садился один в машину к частнику. Но, если бы я следовал этому правило, то рисковал заночевать на остановке. Ведь зачастую свободным в машине было только одно место. Водители попуток встречались самые разные, и многие из них при виде курсантской формы пускались в воспоминания о своей военной службе. За оживленным разговором и дорога пролетала быстрее.
  При поездке на рейсовом автобусе я доезжал до городского автовокзала, а оттуда пешком топал до центра. Транспорт в эту сторону ходил редко. Поэтому, чтобы не терять драгоценного времени, лучше было прогуляться.
  С частником все решало везение. В идеале, конечно, было, когда попутка ехала через центр города. Оттуда я уже мог легко на общественном транспорте добраться до дома. Но дареному коню в зубы не смотрят, и доезжать приходилось до самых разных мест. Порой частник высаживал меня где-то на городской окраине, а дальше ножками, ножками до ближайшей остановки. Однажды на втором курсе мне пришлось пройти по ночному городу порядка шести километров, так как транспорт уже не ходил. Родителям я, естественно, об этом тогда не сказал, чтобы не волновать.
 
  ***
 
  Расскажу об одном случае, произошедшим со мной во время поездки домой.
  Автотрасса из Новочеркасска на Шахты проходила рядом с нашим полевым центром - Казачьи Лагери. В тот раз у нашего взвода там проходили учебные занятия, и по их окончании меня отпустили в увольнение с ночевкой. Ехал я полулегально в повседневной форме одежды. Что вообще-то запрещалось (в увольнение курсант должен убывать в парадной форме), но иногда делалось исключение. Принцип один - попадешься патрулю, командиров не впутывай, сам виноват.
  Стояла весна, а уже осенью на четвертом курсе нас должны были отпускать в свободный выход. Для четверокурсников ежедневное увольнение в повседневной форме было разрешено официально.
   Возвращаюсь к рассказу. Покинув полевой центр, я вышел на дорогу и замер в ожидании попутки. Время было уже после 16.00. Близился вечер, а с ним уменьшалось окно возможностей уехать домой. В темное время суток водители опасались подбирать автостопщиков.
  Обмолвлюсь, что рядом с автотрассой проходила железная дорога, но поездка электричкой в мои планы не входила. Я не знал расписания. К тому же, на такой вариант уходило много больше времени, ведь потом возникала проблема добраться от железнодорожного вокзала до центра Шахт. Пешком там больше трех километров. Напомню, что общественный транспорт в нашем городе заканчивал свою работу рано.
  Так вот, стою я на обочине дороги и активно голосую. Но попутные машины проезжают без остановки. Вижу, едет небольшой автобус. Если вы смотрели фильм "Место встречи изменить нельзя", то там у сотрудников уголовного розыска был подобный транспорт. Его в шутку называли "Фердинанд". Автобус проезжает мимо меня, а потом вдруг резко останавливается. Со стуком открывается дверь.
  От такого приглашения не отказываются. Я бегу и с разгона запрыгиваю на подножку. Секунда, и я уже внутри. Водитель, в залихватски сдвинутой на затылок кепке, с помощью длинного рычага (еще одно сходство с фильмом) закрывает дверь. Моему взгляду, предстает разношерстная компания пассажиров. Слева на первом сиденье в обнимку с девушкой сидит крепко сбитый парень в полувоенном френче. На груди у него виднеется уголок тельняшки. За парочкой расположился хмурый мужчина с вещмешком на коленях. Дальше могучего сложения громила. Его руки покрыты синими татуировками, а бицепсы так и перекатываются под рубашкой с закатанными рукавами. На сиденьях с правой стороны развалились еще трое великовозрастных крепышей в полувоенной форме.
  Парень в тельняшке на переднем сиденье широко улыбается, показывая золотую фиксу, и говорит:
  - Садись, братан!
  Я прохожу по проходу и занимаю свободное место сзади.
  В автобусе сильно накурено. Водитель, ловко управляясь с рулем, закуривает очередную папиросу. Табачок у него забористый. Но, как говорится, если нужно, то можно и потерпеть, лишь бы доехать.
  Хмурый лезет в вещмешок и достает оттуда... магазин к автомату АКМ-74. И начинает вставлять в него патроны. Все в автобусе замолкают. Тишину нарушает лишь рычание двигателя, да щелчки вставляемых в магазин патронов. Куда я попал? Банда?
  Тут фиксатый резко оборачивается ко мне. Я невольно вздрагиваю.
  - Мы ненадолго заедем в село. Ты не против?
  Я не против. И в знак согласия молча киваю. Замечаю, как хмурый зачем-то сжимает плечо фиксатому, а потом что-то шепчет на ему ухо. На лице у фиксатого расплывается зловещая ухмылка. На всякий случай начинаю быстро прокручивать в уме разные боевые приемы. Наверное, банда едет на свою "малину". Так просто я им не сдамся!
  Автобус сворачивает с трассы и въезжает в село. Здесь он начинает петлять по улицам, подпрыгивая на ухабах. Вскоре мы останавливается перед продуктовым магазином. Хмурый с фиксатым выпрыгивают и скрываются за дверью сельпо. Я весь, как натянутая струна. Искоса посматриваю на остальных членов банды. Они выглядят расслабленными. Шутят. Лишь татуированный громила не сводит с меня глаз. А вдруг это ограбление? Что мне делать? Ведь получается, что я заложник!
  Через несколько минут из магазина появляются хмурый с фиксатым. В руках они держат тяжелые кульки. Награбленное? Мужчины поднимаются в автобус. Фиксатый достает из пакета и протягивает водителю пачку сигарет.
  - Держи, Серега, твои любимые!
  Сердце замирает у меня в груди. Я до боли сжимаю кулаки и начинаю подниматься со своего места.
  В этот момент в дверях сельпо возникает молоденькая продавщица.
  - Ребята, вы сдачу забыли! - говорит она и с улыбкой сует в руку фиксатому мелочь.
  Мое сердце начинает часто биться, восстанавливая кровообращение.
  Так это не ограбление, но откуда у них оружие?
  Хмурый проходит ко мне по проходу и неожиданно сует в руку яблоко, а затем обращается с вопросом:
  - Слышь, парень, а у вас в училище команда по стрельбе из АКМ есть? Что-то сегодня на соревнованиях ваших не было видно?
  - Конечно, есть! Только мы с гражданскими не соревнуемся! - облегченно выдыхаю я.
  Выяснилось, что пассажиры автобуса - спортивная команда по военно-прикладным видам спорта и возвращаются в Шахты с соревнований, проходивших в Ростове-на-Дону.
  Вот такая со мной приключилась дорожная история. Впредь мне была наука - поменьше фантазировать. Как говорится, чего только не придумаешь, имея развитое воображение. Хотя поставьте себя на мое место. Что бы вы подумали и как поступили, оказавшись в подобной ситуации?