НОВЫЙ ПУШКИН, или ТАЙНА РОМАНА "ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН"
Роман - Драма - Эссе
Михаил Андреев, 2023
Здесь только отрывок.
Полный текст произведения: http://proza.ru/2023/12/18/601
ДЕЙСТВИЕ I. "СТАРАЯ КНИГА ЖИЗНИ"
Сцена № 1.
На заднем плане декорации современного Петербурга, Петропавловская крепость, набережная замерзшей Невы, Маэстро и Старый Автор в зимних шубах прогуливаются по набережной, обсуждая что-то между собой.
СТАРЫЙ АВТОР: У меня проблема с Душой, не хочет писать книгу жизни.
МАЭСТРО: Кончилась Тетрадь?
СТАРЫЙ АВТОР: Нет, в Тетради еще много места, и ручка, и стол, и комната - все в порядке. А не хочет искать идеи у себя в Старой Книге.
МАЭСТРО: Во как! Такого не бывает! Если кончились идеи, то кончается и Тетрадь. Знаю точно, что твоя девочка не слабоумная, а может быть, даже очень одаренная и богатая. Знаю, что и ты как автор не промах, и в твоей жизни были одни победы. Что же они там такое делают со своими душами, что им расхотелось жить?
СТАРЫЙ АВТОР: Не знаю, просто отказывается писать. Может быть, я что-то не так в моей Старой Книге записал?
МАЭСТРО: Гони эти мысли! Старая Книга - это святое, это вечный источник жизни. Своей неуверенностью ты создаешь повод для Души отлынивать от ее писательских обязанностей. Ведь они как думают: "Зачем мне вести Тетрадь, раз жизнь и так продолжается?"
СТАРЫЙ АВТОР: И что мне делать теперь с Душой?
МАЭСТРО: А ты устрой им лекцию - для этих мертвых душ. Покажи Душе, что с нею будет, если она перестанет брать идеи из Старой Книги, если забросит свою Тетрадь.
А я пришлю к тебе на лекцию одного молодого человека - правда, жившего двести лет назад - у него та же проблема.
Он у меня учится на автора и, представляешь - не хочу произносить неприличного слова - украл у меня идею романа, предназначавшуюся для его следующей жизни. Естественно, украл без правильной концовки, так как сам еще не дошел до конца. И этот дурак ныряет теперь то в прошлое, то в будущее со своей идеей и не знает, как ему закончить роман - так ты ему мозги просвети!
СЦЕНА № 2. ЛЕКЦИЯ "СМЕРТЬ ДУШИ"
Та же закрытая комната, в которой раньше Писатель вел свою Тетрадь. Школьная доска, на ней нарисована мелом ось времени и отмечены реперные точки: 3 года, 9,9 лет, 21 год, 42 года. СТАРЫЙ АВТОР, стоит у доски, ПУШКИН и ПИСАТЕЛЬ-ДУША слушают его лекцию, сидя на стульях. Писатель одет по-современному и конспектирует шариковой ручкой, а Пушкин пришел с пером и чернильницей.
СТАРЫЙ АВТОР: Тема сегодняшней лекции - смерть души. Я ознакомился с вашей задумкой, Александр Сергеевич, и хочу вам сразу заметить, что свою героиню, Татьяну, вы поместили вот сюда (показывает на 21 год). С этого мы и начнем.
Что происходит с человеком в 21 год и далее?
Здесь в нее, в вашу Татьяну, полностью вошло "Я" из прошлой жизни.
Правда, большинство русских спят и не осознают этот момент, они и дальше живут, как будто с ними ничего не произошло - но мы сейчас не о них.
Вашей Татьяне, можно сказать, повезло, она теперь как состоявшаяся дама, заняла правильное место в жизни, свое положение в обществе. Она знает, что ей в этой жизни делать - быть верной супругой своему мужу и генералу, поддерживать этот образ жизни.
А дальше, что происходит с душой? В возрасте между 21-м годом и 42-м?
ПУШКИН: Приходит Онегин.
СТАРЫЙ АВТОР: Нет, Онегин еще не пришел, он придет позже, ориентировочно в 42. Вы, господин Пушкин, создали прекрасный замысел, однако пока еще не разобрались в нем.
Вы называете в 8-й главе некий возраст - двадцать шесть лет.
Что это за возраст, вы знаете?
ПУШКИН: Наверное, в 26 лет я созрел, чтобы написать «Евгения Онегина»
СТАРЫЙ АВТОР: Хорошо. Но почему вы взялись за роман именно в этом возрасте?
Знаете ли вы, что как раз в двадцать шесть лет у этих современных людей (кивает на Писателя) останавливается физиологическое развитие тела? (показывает на оси точку 26 лет)
Всё! С этого момента ваш храм природа сама уже не строит.
И если не хочешь раньше времени состариться и закончить жизнь под грудой развалин, то учись сам себя строить.
ПИСАТЕЛЬ: Это как?
СТАРЫЙ АВТОР: А так! В русском языке есть волшебное слово "НАДО". На доброе направлять себя, а не на на пустое. Заставлять себя делать добро, потому что после 26-ти оно само не делается, никто больше не строит ваш организм. Надо самому строить, чтобы создавать бессмертное жизнеспособное тело, а не то, которое потом разжиреет и развалится. Без "надо" будет только "недо"! Недостроенный дом, недоделанные дела, недописанная книга - сплошной недострой! А еще - недоработанный роман - не так ли, Пушкин?
ПУШКИН: Вы хотите сказать, что я должен достроить своего "Евгения Онегина"?
СТАРЫЙ АВТОР: Нет, Пушкин - себя надо достраивать! Искать идеи у себя в Старой Книге - это ваш архитектурный проект, по которому вы возводите свой бессмертный храм.
Ты, Пушкин, строитель, но не Архитектор. Все архитектурные идеи даны тебе в Старой Книге, и не надо ничего выдумывать. Идеи эти уже проникли в твою жизнь под видом разнообразных "недо", за которые ты, возможно, брался но не разобрался - и теперь эти "недо" надо прочесть, увидеть и попытаться реализовать. И тогда к тебе придут жизненные силы, необходимые для твоего дальнейшего роста, чтобы завершить ранее недоделанное.
Сейчас найду подходящее сравнение. (смотрит на ось времени)
Вот нашел - находить идеи в Старой Книге это как искусственное дыхание самому себе, которое стимулирует твое кровообращение, отсюда (показывает на оси луч от 26 лет) и так далее до конца жизни.
ПИСАТЕЛЬ: А если мне не хочется делать себе искусственное дыхание?
СТАРЫЙ АВТОР: Ну, тогда смотрите, что происходит! (берет мел)
В мире существует, как известно, закон сохранения энергии.
Вы, господин Пушкин, хоть вы и не физик, но тоже послушайте, потому что вы в своем романе такие открытия делаете, что мурашки по коже.
Вы говорите, что мертвые души не умирают! - Как они могут не умирать?
Если воду охладить до отрицательной температуры, то как она может не превратиться в лед?
Смотрите сюда! (рисует на доске)
Вот стакан. В 21 год он полностью, до краев наполнился водой. Вода - это живая субстанция. Вы молоды и полны энергией, вы живете!
А теперь (показывает на отметку 26 лет) ваш стакан выставили на мороз. И на поверхности начинает образовываться корочка льда. (рисует) Эта корочка становится все толще и толще, доходит до середины стакана... Но там внизу еще теплится жизнь - душа еще жива!
Однако, охлаждение продолжается. Толща льда все увеличивается. И что дальше, скажите, произойдет со стаканом?
ПУШКИН: Треснет!
СТАРЫЙ АВТОР: Гениально, Пушкин! В следующей жизни будешь великим физиком – Львом Ландау!
Душа долго не выдерживает духовного умирания, тело отказывает - инфаркт, инсульт, деменция, смерть.
Так, почему, скажи, твоя Татьяна, которая почти превратилась в сплошной кусок льда, не трескает?
Можешь не отвечать, мы еще вернемся к этому вопросу.
ПИСАТЕЛЬ: А почему вода должна охлаждаться?
СТАРЫЙ АВТОР: Вы, милочка, полагаете, что окружающий мир должен ее согревать?
Охлаждение происходит, потому что температура за бортом такая.
Вот у них (показывает на Пушкина) в их великосветском обществе температура жуть какая низкая, и душа доходит до замерзания быстрехонько. В первую очередь замерзает и скрывается под оболочку льда самая светлая душа - как у Татьяны - потому что свет этот ее не греет.
В свете душа замерзает - это как теорема. - В темноте она, наоборот, греется. Почему?
Потому что если ты в свете, тебе не надо никуда стремиться.
В светском обществе не принято ни раскрываться, ни стремиться, не принято говорить о делах, не принято на вопрос "Как поживаете?" долго рассказывать о себе. Также не принято стремиться к достижению каких-либо творческих целей. Это оскорбит общество - и тебя на дуэль. Это очень холодный и безжизненный свет.
ПУШКИН: Выходит, просвещенья дух...
СТАРЫЙ АВТОР: Нет, подождите, сейчас доскажу.
У вас, у современных людей (указывает на Писателя) дело обстоит не лучше.
С изобретением интернета температура стала ниже некуда! Это как выставить стакан с водой в открытый космос! Замерзание происходит мгновенно.
Но! Смотрите, что важно. (подходит к доске) Пока вы здесь - до двадцати шести лет - и ваше природное развитие еще не закончено - сама природа согревает ваш "стакан". И вода не замерзает! Вам не надо заботиться о подогреве, вы легко можете обойтись и без Старой Книги. Чтобы чуть подогнать своих строителей, достаточно пойти в спортивный зал, покатался в парке на велосипеде - и с кровообращением, с умственной деятельностью у тебя все в порядке - и ты счастлив, жизнь бьет ключом!
Но после двадцати шести спорт уже не поможет - на строительной площадке никого нет, подгонять некого. Никакое питание, никакая диета, никакие общие идеи, включая йогу, айкидо и прочие духовные практики, не дадут того результата, какой они давали раньше, когда твое строительство еще не закончилось. Эти идеи больше не усваиваются.
И чтобы не замерзнуть, что Душа должна делать?
ПИСАТЕЛЬ: Сама таскать кирпичи?
СТАРЫЙ АВТОР: Да, брать строительство в свои руки! А для этого искать идеи из Старой Книги, из своего проекта - свои согревающие лично и только тебя идеи, а не предписанные некой системой как лекарство для всех.
Видите, какая штука? Поняли, к чему сегодняшний разговор?
Старая Книга вам дана, чтобы не заморозить свое строительство. А все остальное в мире только умерщвляет и убивает вас.
ПИСАТЕЛЬ: Да, поняли. Но только почему мы до сих пор не умерли? Ведь Старую Книгу у нас мало кто даже читает?
СТАРЫЙ АВТОР: А это надо спросить у нашего любезного господина Пушкина. А ну-ка Александр Сергеевич, расскажи: почему животное без души сразу бы превратилось в труп, а твои мертвецы из великосветского общества почему-то не превращаются?
ПУШКИН: Парадокс! Наверное, если все умрут, то кто же тогда поселится в этих дворцах и городских квартирах?
СТАРЫЙ АВТОР: Ты мне, пожалуйста, не уходи от вопроса. Раз взялся за такой роман, то изволь просветить нас, любознательных.
"О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!"
Почему ваши ходячие мертвецы не отправляются, как им положено, на кладбище, несмотря на то что ни для этой жизни, ни для какой другой они не нужны? Абсолютно никому не нужны!
И твоя Татьяна является, по сути, таким же потребителем мужской энергии, бесполезным украшением гниющего изнутри общества - у нее живой воды в стаканчике осталось на самом донышке - так, почему она не умирает?
Ты сейчас сказал, что стакан должен треснуть! Так, по какой такой физической причине он не трескает?
ПУШКИН: Возможно, эта причина в Онегине?
СТАРЫЙ АВТОР: Правильно, молодец! Смотри-ка, какой догадливый!
Однако, это твой частный случай, а мы с тобой сейчас должны установить общий закон.
Закон сохранения гласит, что если в каком-то месте энергии не хватает, то что? - Она должна поступить откуда-то из другого места. Не так ли?
Другими словами, кто-то должен твой холодный стаканчик взять и своими ручками начать согревать. И тогда он не треснет. И тогда умирающая душа, не умеющая писать книгу жизни, может и дальше тянуть лямку. Понимаете?
ПИСАТЕЛЬ: Насколько я поняла, Душе нужен Кто-то? "Всю жизнь, наверно, отдала б на свете для кого-то!"
СТАРЫЙ АВТОР: Нет. Не обязательно кто-то.
В случае с Татьяной это, может быть, и так. Татьяне нужен Онегин, чтобы ее согревать. Она не может жить без него, она держит его при себе и не отпускает, потому что Онегин это ее последняя греющая душу надежда. Благодаря этому теплу она еще не умерла физически.
Но в вашем случае, молодежь, вам не нужно кого-то - вам достаточно супермаркетов и банковской карточки, чтобы вас, потребителей, согревать. И вам не надо заботиться о хлебе насущном! Вы живете на всем готовом. Система поставляет вам все, что нужно для продолжения жизни ваших еще не озябших тел. Вы продались системе - и система вас спасает. Точнее, не вас, а тела ваши, в которых вас уже практически нет.
ПИСАТЕЛЬ: Но я же тоже, как все, должна зарабатывать деньги...
СТАРЫЙ АВТОР: Прости, я не договорил. Сейчас речь о том, что в мире есть что-то, что греет душу, чуть-чуть, не дает ей окончательно разорвать стакан. А зарабатывание денег - оно тоже есть что-то, что ее чуть-чуть согревает. Вы трепетно всегда подсчитываете, сколько вы заработали за месяц - сколько получили - но вы никому не отдаете тепло, только получаете. Душа при этом бездействует. Вы это поняли?
ПИСАТЕЛЬ: Да.
СТАРЫЙ АВТОР: Так вот, в их случае (показывает на Пушкина) - таким подогревателем обездушенных тел были крепостные рабы. Согласен, Пушкин? Что тебе не надо самому соображать, как этому телу выжить? Не надо варить щи, не надо стирать белье, не надо думать о завтрашнем дне, о посеве, об урожае, не надо утром рано вставать, чтобы успеть на работу, не надо угождать начальнику, чтоб не быть уволенным, вообще не надо стараться или заботиться о том, чтобы смерть не взяла над тобою верх. Она и не возьмет над вами верх никогда, потому что о вашем неумирании побеспокоились рабы. Без их усилий вы давно бы перестали мутить воду на дне стакана. Вы не боретесь за жизнь, Пушкин! Ваша воля давно атрофировалась.
ПУШКИН: Да, но чтобы жить в этом климате...
СТАРЫЙ АВТОР: Вот именно - вам курорт подавай! Ты и Татьяну свою на курорт посадил. А о чем это говорит? - Что она больная. Все вы больные. Вы как паразиты. Вы бы давно исчезли, если бы не было здоровых, чью жизненную энергию вы пьете. Ваши рабы в тысячу раз здоровее вас! И чем труднее им, чем беднее живут они, чем примитивнее их орудия труда, чем больше бедствий и несчастий сваливается на их головы и чем больше крови им из-за вас приходится проливать, тем теплее вашей паразитической верхушке. Понимаешь ли ты, что это создает поток энергии из одного сосуда, где горячо, в другой, где холодно, и этот энергетический поток крутит и вертит государственную машину, заставляющую рабов оставаться рабами, а господ господами. Что ты на это скажешь?
ПУШКИН: Круто! Звучит революционно! Не могли бы вы это еще раз повторить, а то я не успел записать?
СТАРЫЙ АВТОР: Нет, Пушкин, не повторю! Тебе это на пользу не пойдет. Речь о твоем неудавшемся романе. Что надо Онегину сделать в ситуации, которую я тебе сейчас обрисовал?
ПУШКИН: Как что? Надо спасать Татьяну из этого курорта!
СТАРЫЙ АВТОР: Хорошо сказано - спасать! Так ты же сам ее туда посадил! Где логика, автор? Если ты, как главный инженер своего романа, решил делегировать ее спасение Онегину, то тогда изволь объяснить, почему твой герой после двух лет ухаживания вдруг оставил Татьяну. Что он забыл в своей усадьбе? Вот эти строчки:
Да, может быть, боязни тайной,
Чтоб муж иль свет не угадал
Проказы, слабости случайной...
Всего, что мой Онегин знал...
Надежды нет! Он уезжает,
Свое безумство проклинает —
И, в нем глубоко погружен,
От света вновь отрекся он.
Что за боязнь такая? Сам-то ты понимаешь, с какой целью Онегин уехал? Что означает его отъезд?
ПИСАТЕЛЬ (улыбаясь и напевая): А я нашел другую, как ты не дорогую!
ПУШКИН: Не было у него никакой цели. Просто понял, что всё бесполезно.
СТАРЫЙ АВТОР: Ах, Пушкин, Пушкин! Это бред. У меня такое ощущение, что ты свой замысел спер и еще сам не врубился, кто есть по авторскому замыслу твой Онегин.
Не может он без цели уехать! Это Дух, и каждое его действие преследует какой-то результат. Надо убить Ленского - пошел и убил. Результат, анализ, действие - вот что такое твой Онегин. У каждого Духа всегда наготове программа действий. Ты можешь как угодно дурачить своих читателей, но сам ты должен отдавать себе отчет в том, что стоит за казалось бы вынужденными его поступками.
Дух - это воля, действующая по четкой программе. А не так, что сначала этот Дух явился к полумертвой Татьяне, полтора года в бездействии ждал, что она оживет, потом, не дождавшись, уехал, чтобы через какое время снова приехать, словно он что-то у нее потерял, получить выговор от нее за то, что зря приехал, и уже свалить окончательно. Какой бред ты несешь!
Либо переделывай к черту весь замысел, либо говори, как на духу: зачем твой герой после двух лет ухаживания оставил героиню одну?
ПУШКИН (подумав): Бумага все стерпит. Сойдет и так.
СТАРЫЙ АВТОР: Нет, не сойдет - двойка, ты провалил экзамен! Теперь слушай свое домашнее задание. Иди сейчас к себе в комнату, открывай Старую Книгу и ищи, ищи для своего Онегина идею: для чего ему надо было предпринять сей отъезд? Понял?
А я, со своей стороны, попробую побеседовать с твоими героями.
Сцена № 3. «Последняя встреча Татьяны с Онагиным»
Набережная Невы в Петербурге, каменные львы, время белых ночей. С одной стороны подходят Татьяна и Евгений, одетые по моде начала ХХ-го века, у Татьяны в руках охапка белой сирени, Евгений нежно обнимает ее за плечи, они садятся на скамейку и обсуждают окончание романа "Евгений Онегин". С другой стороны, в нескольких метрах от них, сидит Старый Автор и прислушивается к их разговору.
ЕВГЕНИЙ (положив руки локтями на спинку скамейки, одной рукой касаясь дальнего плеча Татьяны и глядя перед собой в зал): Хороший вопрос: почему Татьяна так долго держала Онегина при себе?
Ведь обоим не было хорошо от этих встреч, оба страдали, но не могли их никак прекратить.
Мне кажется, что пока Онегин был с ней, так сказать, рядом, у ее ног, (бросает взгляд на Татьнины ноги) то у нее теплилась надежда, что он когда-нибудь сможет это все раскрутить.
Спящая красавица, она как будто видела сны, что однажды проснется к истинной жизни, которую ей на блюдечке уготовил Господь Бог.
ТАТЬЯНА: Но ты же, Онегин, прешь как танк!
Нет бы пожалел бедную женщину!
Ну, подождал бы еще пару лет, пока твоя мечтательница не восстанет из стеклянного гроба и не скажет, что ей нужен ты и только ты.
Тебе, Онегин, нужно всё сразу, здесь и сейчас!
Она же, обыкновенная деревенская баба, рано или поздно обязательно поймет, что ей нужен мужик для продолжения рода.
А этот мужик тоже должен был понимать, что, хлебнув горя со своим стариком, она не выдержит долго и уже совсем скоро будет твоя.
Так нет же, Онегин! Ты гнешь свою линию: сейчас или никогда!
ЕВГЕНИЙ (вдохновенно):
Предвижу все: вас оскорбит
Печальной тайны объясненье.
Какое горькое презренье
Ваш гордый взгляд изобразит!
Чего хочу? с какою целью
Открою душу вам свою?
Какому злобному веселью,
Быть может, повод подаю!
(посмотрев коротко на Татьяну)
Писать такое в злую минуту, намекая взрослой даме, что в детстве у нее был сказочный принц и этот принц снова хочет ее иметь - это действительно подавать повод!
(глядя в публику, рукой делает движение, чтобы чуть ближе придвинуть к себе Татьяну)
Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой все ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!
СТАРЫЙ АВТОР: Оставил бы свое блаженство до момента, когда встретишься с ней после смерти.
ЕВГЕНИЙ (чуть крепче прижимает Татьяну к себе и, бросив меткий, как дротик, взгляд в Старого Автора, продолжает более громко и четко, чтобы слышал и этот собеседник): Смотри! В романе у Пушкина все симметрично, сначала она ему письмо - он ей отповедь, в последней же главе он ей письмо - она ему отповедь. Конечно, он понимал, что своими откровенными письмами толкает ее на разрыв. Рвет, что еще не срослось. А ведь все шло как нельзя лучше. Могло бы срастись.
ТАТЬЯНА (получая явное наслаждение от речей Евгения):
Ах, Онегин, зачем ты это сделал?
Княгиня перед ним, одна,
Сидит, не убрана, бледна,
Письмо какое-то читает
И тихо слезы льет рекой,
Опершись на руку щекой.
О, кто б немых ее страданий
В сей быстрый миг не прочитал!
Кто прежней Тани, бедной Тани
Теперь в княгине б не узнал!
В тоске безумных сожалений
К ее ногам упал Евгений...
Твой шаг, Онегин, привел к невозврату. Естественно, она не отвечала на твои письма, потому что боялась, что ответив отказом, потеряет тебя. А разве что могло быть кроме отказа?
ЕВГЕНИЙ: Она не отвечала ему, потому что не хотела произносить этих слов: "Но я другому отдана и буду век ему верна".
А он ее своим последним визитом вынудил их произнести.
ТАТЬЯНА (поднося букет сирени к лицу и вдыхая запах): Ты действительно хотел, чтобы она это сказала?
Хотел отнять у нее последнюю надежду и тепло, которое еще хоть как-то согревало ее сердце?
Ведь удалив тебя от себя, она перерезала ту единственную нить, которая связывала ее с жизнью.
ЕВГЕНИЙ (с иронией): Ах, Онегин, что ты натворил! Ну, нельзя же так с маленькой девочкой! (крепче обнимает Татьяну)
ТАТЬЯНА (нежно кладя голову к Евгению на плечо): Мы, конечно, понимаем, что ты Дух, что ты из другого мира, что приходишь в этот мир, чтобы наносить удары своей Душе, от которых она страдает, а потом долго отходит, и потом через боль, через горе и слезы пробуждается к истинной жизни.
(выпрямляет голову и своей свободной рукой, не глядя, трогает шевелюру Евгения)
Однако твой последний удар, Онегин, оказался смертельным.
СТАРЫЙ АВТОР (встает со скамейки и обращается к зрителям): Дети мои, вам, наверное, не говорили, и Пушкин тоже ничего не сказал, что после их последней встречи Татьяна умрет. В драме перед этим местом поставлена точка, автор не захотел омрачать наше с вами впечатление от романа сценой самоубийства Татьяны, не стал превращать любовную драму в трагедию.
Но, если рассудить, то другого выхода у Татьяны не было.
ТАТЬЯНА (Евгению): Слушай, мне кажется, этот человек за нами следит. Пойдем отсюда. (встают и уходят)
С другой стороны на опустевшую сцену появляется Пушкин, вид у него прямо безумный. Он не замечает стоящего в стороне Старого Автора.
ПУШКИН. Я чувствую, я знаю, что выход есть! Я давно уже слежу за этой парой из будущего века.
(показывает рукой на уходящих Татьяну и Евгения)
О, я тащусь от них! Они другие. В этих будущих людях есть то, чего нет у нас и чего нам очень не достает. Они такие свободные, такие уверенные внутри и такие теплые снаружи. А как они говорят - словно ткут из мыслей и чувств некий красочный узор. Мне бы этому научиться!
Этот молодой человек - он очаровал меня - в нем есть какая-то внутренняя сила. Не знаю даже, как ее определить, на ум приходят слова – мужество, благородство.
Он так по-мужски благородно обнимает свою девушку, словно держит в руках драгоценный камень, который для него дороже всего на свете и за который отдал бы жизнь. А своим сознанием он, как настоящий поэт, так крепко связывает поток мыслей и так отважно рассуждает о сокровенном предмете, как будто присутствует одновременно и в мире образов, и в мире реальном. Вот это муж!
Как должно быть счастлива эта девушка, что находится вместе с ним!
А как прекрасна она сама, как женственна! Как смело отдается игре воображения и входит в роль вся без остатка, когда отождествляет себя с моей Татьяной! И как независима в своих выводах, нисколько не боится, что мужчина отвергнет ее правду.
В нем есть какая-то тайна, которую я должен раскрыть. Я готов следовать за ним по пятам, и что характерно, он знает, что я за ними слежу. Да, знает! Он то обернется ко мне, то сделает знак, чтобы я остановился, то предупредит взглядом, что на моем пути что-то лежит.
То видит он: на талом снеге,
Как будто спящий на ночлеге,
Недвижим юноша лежит,
И слышит голос: что ж? убит.
Он, как Ангел, всевидящий и всеслышащий. Хочет ли он этим сказать, что я убит, или кто-то другой убит?
МАЭСТРО (невидимый, голосом из-за стены): Пушкин, ты убит!
ПУШКИН: Нет, я жив! Я должен поставить точку в моем романе! Слышите, точка! Я не допущу, чтобы Онегина считали убийцей Татьяны!
МАЭСТРО (слышен только голос): Пушкин, это нелогично. Ты ставишь точку себе.
ПУШКИН (обращается к публике): Что не так с моим героем? Что он неправильно сделал?
МАЭСТРО: Пушкин, ты мертв!
ПУШКИН (смотрит на каменных львов, пытается определить, откуда идет голос): Эй вы, там, наверху! Разве я, по-вашему, такой мертвый?
МАЭСТРО: Пушкин, ты мертвее всех живых!
ПУШКИН: Чей голос я слышу?
СТАРЫЙ АВТОР (подойдя ближе): Пушкин! Разве непонятно, чей это голос? Это твоя Смерть пришла за тобой. Она уже на пороге, стучится к тебе.
ПУШКИН (оглядываясь и замечая Старого Автора): А, это вы! Опять будете приставать ко мне, чтобы я делал домашние задания?
СТАРЫЙ АВТОР: Да, именно домашние! Хватит болтаться по будущему в поисках разгадки какой-то тайны. Нет там ничего! Возвращайся домой, в свою эпоху, в свою жизнь, и там ищи разрешения своей вечной тайны. Твоя Смерть не скажет тебе ничего хорошего, и у люди из будущего тоже не раскроют тебе никакой тайны кроме той, что к тому времени ты точно будешь мертв.
ПУШКИН: Чем ругаться, сказали бы прямо, что мой Онегин сделал не так.
СТАРЫЙ АВТОР: Я? Сказать тебе? - Я тебе уже все давно сказал, еще в той жизни. Иди в комнату и читай Старую Книгу. Назад во времени, Пушкин!
ПУШКИН: Ладно, черт с вами! Пойду попробую спасти Татьяну. (уходит в том же направлении, куда ушли Евгений с Татьяной)
СТАРЫЙ АВТОР: Стой, Пушкин, не туда! (показывает Пушкину противоположное направление, Пушкин вздрагивает и останавливается) Кругом марш!
(Старый автор и Пушкин расходятся в противоположные стороны, сцена закрывается)
Продолжение: ЧТО ОНЕГИН ДЕЛАЛ НЕ ТАК?
http://proza.ru/2023/12/24/1793