18. Действие 3-е. Смерть Пушкина

Майкл Андреев
НОВЫЙ ПУШКИН, или ТАЙНА РОМАНА "ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН"
 Роман - Драма - Эссе
 Михаил Андреев, 2023

Здесь только отрывок.
Полный текст произведения: http://proza.ru/2023/12/18/601


 Действие III. «СМЕРТЬ ПУШКИНА»

Сцена № 1

Появляется запыхавшийся взъерошенный Пушкин

ПУШКИН: Где я? Какой воздух! Какой простор!

МАЭСТРО (извлекая из футляра скрипку): Ты меня звала, душа?

ПУШКИН: Да, звал! У меня нет идей!

МАЭСТРО: Ах, вот как? Так, эту проблему мы сейчас быстро решим. Ты пока присаживайся, отдохни от трудов праведных, устал, наверное, писавши. Вот скамейка - на ней только что сидели твои Онегин и Татьяна - не успели убрать.

ПУШКИН: Кто такие?

МАЭСТРО: Чудеса! Герои не знают своих авторов, авторы не знают своих героев. (смеется) Ничего, брат, скоро узнаешь, буквально в следующей жизни! Станешь скоро великим прозаиком через пару сотен лет и поймешь, откуда они взялись, Онегин с Татьяной.
А пока я настраиваю инструмент, ты присядь на скамеечку и вспомни, почему у тебя нет идей.

ПУШКИН (садится, думает): Сам не понимаю. Всегда было так много, и вдруг раз - и все кончились!

МАЭСТРО: Бывает. А тетрадь?

ПУШКИН: А что тетрадь?

МАЭСТРО: Тетрадь, спрашиваю, кончилась?

ПУШКИН: Нет, тетрадь не кончилась. Я же говорю, у меня идей нет, писать нечего.

МАЭСТРО: Так, может, тебе вернуться обратно в комнату? Ты вон какой молодой. Сколько тебе лет, 26? Сидел бы еще писал, да писал!

ПУШКИН: Не. Не хочу. Что мне там делать без идей?

МАЭСТРО: Хорошо. Тогда слушай, что я тебе сейчас сыграю. Эта музыка написана по твоим нотам.

Маэстро берет скрипку и играет. Опять исполняется тема из скрипичного концерта Бах, в мелодии 8 фрагментов. Появляются Ангелы в белых платьях и, танцуя, изображают сцены из романа "Евгений Онегин" Каждому музыкальному фрагменту соответствует своя глава. Пушкин как зачарованный слушает музыку, потом вдруг извлекает из внутреннего кармана пиджака карандаш и блокнот и начинает по ходу концерта что-то быстро записывать, едва успевая перелистывать страницы блокнота. Когда музыка заканчивается, Пушкин также быстро прячет блокнот обратно в карман. Ангелы с любопытством окружают Пушкина и хотят посмотреть, что он такое спрятал.

ПУШКИН (скрестив руки на груди): Не покажу!

МАЭСТРО (кладет скрипку): Ну, как тебе?

ПУШКИН (встает и аплодирует): Браво, Маэстро, это было божественно! Я хочу услышать продолжение! Прошу вас, продолжайте, пожалуйста!

МАЭСТРО: А дальше ничего нет. Ты больше ничего не написал.

ПУШКИН: То есть, как это не написал? Я что ли писал эту музыку? Вы меня, наверное, с кем-то путаете, я не композитор, я поэт.

МАЭСТРО: Я не путаю, я хорошо знаю, что ты поэт Александр Пушкин. Композитор это я, и я перевел содержание твоей Тетради в музыку. То, что ты сейчас услышал, фактически есть твоя жизнь до двадцати шести лет, и больше, как видишь, в ней ничего не созрело.

ПУШКИН (пристально всматриваясь в Маэстро): Значит, продолжения не будет? Вы мне, Маэстро, шибко кого-то напоминаете, не могу только припомнить, кого. Кто-то мне уже говорил в том же духе, что ты, Пушкин, дескать, мало пишешь, ничего стоящего еще не написал... И вообще вся ваша музыка как две капли воды похожа на мою собственную историю, как будто вы украли ее из моей жизни. (ищет глазами, где находится дверь в его комнату. Ангелы эвритмически показывают ему выход). Знаете ли, я больше не намерен здесь оставаться. Пойду-ка я к себе домой.

(Пушкин направляется к выходу, но один из Ангелов преграждает ему дорогу)

МАЭСТРО: У тебя что, появились идеи?

ПУШКИН: Да, представьте себе, появилась идея грандиозного романа. Мне ее навеяла ваша ля-минорная музыка. Когда я ее слушал, то увидел словно в картинах восемь базовых сцен. Мне явились все герои, а главного героя романа я назвал Евгений - как вы сказали? - да, точно, Онегин. Я услышал мелодию стихотворной формы, в которую я прямо сейчас пойду и переведу мой роман. Это будет мое величайшее произведение в стихах! Как вы, Маэстро, оцениваете мою идею?

МАЭСТРО: Плохая идея, Саша! Не поймут. Не для этой жизни. Подожди лет двести. Нынешние люди даже не слышали о повторных воплощениях, они не в курсе, что у каждого человека есть свой Старый Автор, его Творец. А про новое "Я", которое стучится в душу, про Онегина, так вообще не поймут. Сейчас в их души еще никто не стучится. Нет даже ни интернета, ни информационного перегруза...

ПУШКИН: А мне плевать, Маэстро, поймут или не поймут!
Я им и не буду ничего про повторные воплощения, я всё сделаю проще, чтобы всё было как в бульварном романе. Есть там идея или нет ее - наш читатель всё схавает! Главное - чтобы было стихами и про любовь, а что конца нет - так это еще и лучше, драматичнее.
Уж я постараюсь, придам остроту, роман выйдет на славу - вот увидите - я им такое напишу! Шиллер и Гете в гробу будут завидовать мне! Да и вас, мой Маэстро, я тоже прославлю!

МАЭСТРО: Пушкин, я повторяю - плохая идея!
Зачем еще раз перемалывать то, что тобой уже прожито - да еще вдобавок в стихотворной сентиментальной форме. Кто прошлое помянет, тому... Надо это тебе?

ПУШКИН: Надо, конечно! Это моя работа, мой хлеб насущный. Я поэт, я не могу не писать, тем более не могу упустить такую крутую идею. Ведь это в сто раз круче и талантливее всего, что сейчас пишется!

МАЭСТРО: Ах, Пушкин, Пушкин! Ничего у тебя не выйдет с этой идеей, угробишь только себя окончательно. Через три месяца ты опять вернешься ко мне. Хорошие идеи - только в Старой Книге.

ПУШКИН: Пусть я умру, но я напишу свой бессмертный роман! Пустите меня!

(пытается убежать, но Ангелы встают у него на пути плотной стеной)

ПУШКИН: Дайте дорогу гению! (Ангелы не пускают и разворачивают его лицом к Маэстро)

МАЭСТРО: Александр Сергеевич, слушай сюда. Твоя великая идея от тебя никуда не уйдет, ты можешь вернуться к ней через пятьдесят лет, через сто, в любой момент. Но пойми, сейчас тебе надо устраивать свою жизнь, а не любовные романы писать. Для этого...

ПУШКИН: Я что, не имею права вернуться в свою комнату? А где свобода слова, печати, собраний? Опять цензура? Опять в ссылку хотите меня отправить? (снова пытается прорваться к выходу, но ему не дают)

МАЭСТРО: Пушкин, ты ведешь себя как маленький мальчик! Ты еще и Рубикон не прошел, а туда же, в революционеры! Хватит морочить всем голову - мне нужны твои идеи для жизни! Я хочу, чтобы творческие люди на Земле не революцию делали, не сумасбродствовали, не богатых развлекали, а занимались своим творческим делом и несли человечеству, утонувшему в своем дерьме, новую жизнь. Я тебя отпущу, но при одном условии - если ты будешь вести Тетрадь и брать свои идеи из Старой Книги. Твой Старый Автор, издавший твою книгу жизни, не мог не дать тебе здоровых, качественных, улучшающих мир идей. Иначе ты не протянешь и года, умрешь!

ПУШКИН (которого Ангелы держат за руки): А это мы еще посмотрим! (вырывается из рук Ангелов и уходит от них в другую сторону)

МАЭСТРО (ангелам): Держите его!

ПУШКИН (спасаясь от Ангелов, обегает вокруг Маэстро сзади и с разбегу перепрыгивает через скамейку): В жопу твою Старую Книгу жизни! Я напишу лучше!

(Ангелы пытаются схватить Пушкина с другой стороны, но он их расшвыривает и ныряет в открывшуюся за кулисами дыру)

МАЭСТРО (вдогонку): Пушкин, бери идеи из Старой Книги!... Ушел, сукин сын!

(С двух сторон на сцену выдвигаются два баннера с пейзажами Петербурга, на одном Мойка 12, на другом Дворцовая площадь с Александрийской колонной. За ними, на задней стенке - зимний пейзаж, изображающий место дуэли Пушкина, Черная речка. Баннеры закрывают собою Маэстро, его больше не видно, они представляют из себя стены комнаты, в которой Пушкин работает. Стол и стул, на столе Тетрадь жизни)

СЦЕНА № 2

Далее следует один сплошной монолог Пушкина, состоящий из отрывочных реплик. Пушкин обращается вслух к Маэстро, однако Маэстро не слышит и не отвечает ему.

ПУШКИН (появляется, ногами, как футболист, пинает старую книгу и, весело пританцовывая, останавливается посредине сцены):

- Вчера, изучая английский язык, изобрел новое слово - "отфутболить" - и 50 раз переписал его в Тетрадь. Эй, ты слышишь меня! Сейчас найду тебе это место... (берет со стола тетрадь, но она открывается на случайной странице).

- А это тоже интересно. Я все-таки закончил роман! Слышишь? Ты мне обещал три месяца, год, а вот прошло уже три года, и я живой! Ты не поверишь, но у меня куча восторженных отзывов! Становлюсь великим писателем. Вот так-то, Маэстро! (делает небольшой круг по сцене, натыкается на Старую Книгу, поднимает ее, вытирает с обложки грязь и вместе с ней подмышкой возвращается на старое место, продолжает речь)

- Вы не подумайте ничего плохого, я просто дурака валяю. На самом деле, я очень люблю Старую Книгу. (целует ее) Следуя твоему совету брать идеи из нее, я решил жениться. Сама по себе идея, так ничего. Но ты не представляешь, сколько нервов пришлось мне потратить, прежде чем они согласились! Не она - я имею в виду, моя невеста - а они! Что это за идея такая, если для ее исполнение надо, чтобы согласились чьи-то родители! (выдирает из тетради листок и бросает, книга при этом падает на пол, он снова листает тетрадь)

- А это вообще! Отец подарил мне родовое имение, чтобы я управлял в нем двумя сотнями крепостных душ. С головой у этого Старого Автора всё в порядке? Крепостное право давно отменять пора, а он меня в помещики записал! (вырывает этот лист и дальше листает тетрадь)

- А это тоже из Старой Книги. Ничего не поделаешь - деньги нужны. Пришлось открыть свое издательство. Лучше, правда, не стало.
Уж не для того ли в этой жизни мне нужно зарабатывать деньги, чтобы отдавать его, Автора, старые долги? (вырывает лист, листает тетрадь)

- Получил первый заказ - написать биографию Петра Великого. А мне как-то не хочется писать биографии царей - найдутся кроме меня куча продажных писак. Лучше напишу-ка я историю восстания Емельяна Пугачева. Как ты, Маэстро, смотришь на мою идею? Или опять скажешь отстой? Оставим пока. (дальше листает)

- А вот из той же серии. Принял от царя должность камер-юнкера при дворе. Глупейшая идея! У царя этих камер-юнкеров не один десяток, а он еще и меня до кучи! (вырывает лист, кидает на пол и смотрит в Тетради следующую страницу)

- Слушай, Маэстро, жена моя рожает мне девочек одну за другой. Как ты думаешь, от кого это идет? И сколько там у Автора еще таких идей? Мне их что, как стихотворения строчить? (вырывает, листает дальше)

- Однако, смотри: жив еще, твой курилка! Ты мне прочил близкую гибель, а у меня стихотворение "Я памятник себе воздвиг нерукотворный" - и мне опять за это ничего! За то, что я поднялся выше Александрийского столпа - ничего! Оставляем.

- И опять Старая Книга! (дает ей пинка ногой) То меня вызывают на дуэль, то я сам вызываю. Как это понимать? Что у него за страсть такая к дуэлям? Почему я должен отдуваться за то, что он когда-то отправил кого-то на тот свет? Эх, мне бы сейчас пистолет, я бы этому Автору вынес все мозги! (вырывает лист и находит следующую страницу).

- Вот еще один вызов. Имя-то какое - Дантес – словно он дантист какой-то, пришел вырвать меня из этой жизни, как больной зуб!
(читает в тетради)
Кипя враждой нетерпеливой,
Ответа дома ждет поэт;
И вот сосед велеречивый
Привез торжественно ответ.
Теперь ревнивцу то-то праздник!
Он все боялся, чтоб проказник
Не отшутился как-нибудь,
Уловку выдумав и грудь
Отворотив от пистолета.
Теперь сомненья решены:
Они на мельницу должны
Приехать завтра до рассвета,
Взвести друг на друга курок
И метить в ляжку иль в висок.

- Постой, постой! Но это же не из Старой Книги!  Это мои собственные стихи!  
Ты что, Пушкин, наделал! Что ты дурака-то валяешь! Сюда в Тетрадь нельзя такие вещи писать! Ишь ты, поэт хренов нашелся!
(в отчаянии бросает Тетрадь, поднимает с полу Старую Книгу и прижимает груди)
Ай да, Пушкин! Ай да... Сам себе смертный приговор подписал!
Эй, Маэстро, ответь! Можно ли это исправить?... Молчишь?
(кладет Книгу, подбегает к Тетради, вырывает из нее лист, комкает и бросает на пол)
Поздно, Пушкин, не поможет!
Надо же так забыться! Конечно, они уже приняли мой стишок к исполнению, остается только сидеть и ждать. (бережно кладет Тетрадь на стол, открывает в ней последнюю чистую страницу и записывает)
"Ответа дома ждет поэт".

Положив голову на Тетрадь, Пушкин погружается в забытье. Появляются Ангелы, они поднимают брошенные им на пол листки, изучают, что там написано, и скрываются за сценой)

Сцена № 3

ПЕРВЫЙ СЕКУНДАНТ (трясет Пушкина за плечо): Александр Сергеевич, пора!

ПУШКИН (встает и одевает поданную Секундантом шубу): Эй, Маэстро! Вот уже сани поданы, еду на место своего убийства. Пожелай мне удачи!

(баннеры, изображающие стены комнаты, раздвигаются, и на заднем плане обнажается пейзаж Черной речки)

Пушкин вместе с секундантом делают полукруг и останавливаются в глубине сцены, навстречу им выходит Дантес со своим секундантом. Они кланяются, потом все четверо выходят на передний край сцены и выстраиваются в шеренгу лицом к зрителям - в центе секунданты, по бокам Пушкин и Дантес. Второй секундант кладет на пол ящик с пистолетами. Все четверо стоят, устремив взгляд поверх голов зрителей.

ПУШКИН: Что ж, Маэстро! Сейчас увидим: я к тебе, или ты ко мне.

В глубине сцены появляется Маэстро и начинает играть на скрипке Оду Радости из 9-ой симфонии Бетховена.

ДАНТЕС (оглядывается назад, спрашивает стоящего рядом Пушкина): Как это понимать? С чьего позволения сюда являются посторонние, нарушая условия дуэли?

ПУШКИН (не оглядываясь): Не обращай внимания. Это моя Смерть за мной пришла.

ДАНТЕС: Почему за мной никто не приходит?

ПУШКИН: Маленький еще потому что, не созрел!

(Секунданты расходятся в стороны, считают шаги, потом каждый снимает с себя шинель и кладет на пол, отмечая барьер. В это время входят Ангелы, встают в хор с Маэстро и начинают петь Оду Радости, среди Ангелов Евгений и Татьяна, одетые в такие же ангельские платья. Их пение слышат только Пушкин и Дантес)

ДАНТЕС (к Пушкину): А это чьи голоса?

ПУШКИН (не оглядываясь): Не обращай внимания. Это ангелы отпевают меня.

ДАНТЕС: Почему меня никто не отпевает?

ПУШКИН: Потому что у тебя нет ангелов.

ПЕРВЫЙ СЕКУНДАНТ (возвращаясь к дуэлянтам): Господа, не желаете ли примириться?

ДАНТЕС: Нет!

ПУШКИН: Примирюсь на том свете.

ВТОРОЙ СЕКУНДАНТ: Тогда пора! (предлагает дуэлянтам ящик с пистолетами)

ДАНТЕС (первый выбирает пистолет) Заряжены?

ВТОРОЙ СЕКУНДАНТ: Да, оба.

ПУШКИН: (берет пистолет): Заряжен?

ВТОРОЙ СЕКУНДАНТ: Да. К барьеру, господа!

ОНЕГИН: Пли!

ДАНТЕС (вздрагивает и поворачивается к Пушкину): А это что? Почему здесь кто-то командует? Мы еще не дошли до барьера!

Пушкину в его позиции на сцене хорошо виден хор Ангелов. Среди Ангелов он узнает Онегина, который делает знак рукой - большой палец вниз, как римляне в Колизее - жест, означающий: убить гладиатора.

ПУШКИН: А это уже за тобой пришли! (взводит курок и стреляет) Получай, паразит, свою смерть!

Дантес падает. Секунданты от неожиданной наглости застывают на месте, хор продолжает исполнять Оду Радости.

ТАТЬЯНА: Браво, Пушкин!

ПУШКИН (секундантам) А вы что встали, разинули рты? Узнаете вы у меня, как убивать русских поэтов!

СЕКУНДАНТЫ: Это не по правилам! Вы должны были сначала подойти к барьеру.

ПУШКИН: Плевал я на ваши правила, придуманные неизвестно кем! (чтобы опередить секундантов, кидается к лежащему Дантесу и вынимает у него из руки заряженный пистолет).

ПУШКИН: Назад! (направляет пистолет на секундантов) Руки за голову! К барьеру!
Лицом в снег! Лежать!
Одно неверное движение, буду стрелять!

(Секунданты повинуются и ложатся на пол. Хор становится громче и вместе с Маэстро выходит вперед)

ПУШКИН (кидая прочь пистолет, выходит как победитель на середину сцены, к зрителям): Я Новый Пушкин!

СТАРЫЙ АВТОР И ПИСАТЕЛЬ (выбегают с двух разных сторон): Да здравствует новорожденный!
(каждый со своей стороны поднимает вверх его руку, чествуют его как боксера выигравшего бой, качают, потом оставляют Пушкина и помогают проигравшим Секундантам и Дантесу подняться, все вместе встают в общий хор)

Все поют Оду Радости вместе с залом:

Радость, пламя неземное,
Райский дух, слетевший к нам,
Опьяненные тобою,
Мы вошли в твой светлый храм.
Ты сближаешь без усилья
Всех разрозненных враждой,
Там, где ты раскинешь крылья,
Люди — братья меж собой.

МАЭСТРО (громко, взяв микрофон):
Freude, schoner Gotterfunken,
Tochter aus Elysium!
Wir betreten feuertrunken,
Himmlische, Dein Heiligtum.
Deine Zauber binden wieder,
Was die Mode streng geteilt,
Alle Menschen werden Bruder,
Wo Dein sanfter Flugel weilt.

ХОР:
Seid umschlungen, Millionen!
Diesen Kuss der ganzen Welt!
Bruder, uberm Sternenzelt
Muss ein lieber Vater wohnen!

(хор замолкает)

ПУШКИН:
И чье-нибудь он сердце тронет;
И, сохраненная судьбой,
Быть может, в Лете не потонет
Строфа, слагаемая мной;
Быть может (лестная надежда!),
Укажет будущий невежда
На мой прославленный портрет
И молвит: то-то был поэт!



25 декабря 2023 г.
Михаил Андреев