Только живи. Глава 5

Нила Кинд
Сюжет является художественным вымыслом, любые совпадения случайны.


Глава 5

– Вальтер, зайдите, пожалуйста, ко мне, – голос директора звучал напряжённо. К тому же обычно звонила секретарь, а не он лично.

Коридор от кабинета Вальтера до директорского был слишком коротким, чтобы успеть поразмышлять над вариантами. Светочка, секретарь, бодро стучала по клавишам пишущей машинки и лишь приветливо кивнула. Он открыл дверь, сразу увидел незнакомца, сидящего в кресле Бориса Львовича, последний нервно прохаживался по комнате.

– Мне вас оставить? – полувопросительно, полуутвердительно обратился директор к мужчине.
– Да, спасибо, – ответил тот и, дождавшись, когда за Борисом Львовичем закроется дверь, коротко произнёс, сопроводив движением руки: – Присаживайтесь, гражданин Вернер.

«Гражданин… Любопытно», – пронеслось в голове Вальтера. Впрочем, подтянутый внешний вид незнакомца не оставлял сомнений, какую структуру тот представляет.

– Вы знакомы с гражданкой Федеративной Республики Германии Маргот Хубер? – с места в карьер спросил сотрудник КГБ.

Вальтер не смог скрыть растерянность. Несколько мгновений пытался сообразить, что и как лучше ответить. Наконец произнёс, словно вспоминая:
– Кажется, так звали переводчицу на недавних переговорах с мюнхенской фирмой. Да, точно. А потому могу ответить утвердительно – знаком.

С непроницаемым лицом мужчина выложил на стол перед Вальтером несколько фотографий. На первой – он покупает астры в цветочном магазине. На второй – он с букетом возле каменной скамьи в Английском саду. Вальтер не стал смотреть дальше, отодвинул от себя снимки.

– Ну что же вы… Дальше будет интереснее, – в ровном голосе гэбэшника мелькнула насмешка.

Время… Ему бы чуточку времени, чтобы понять, что именно может быть известно о Валентине этим товарищам. Но времени не было.

– Хорошо. Мы познакомились перед самой войной. Её девичья фамилия Шульц. (Шульц… чёрт его знает, кем был этот самый Шульц и кем была его дочь, документами которой воспользовалась Валя… Вдруг они активно сотрудничали с нацистами?..)
– Просто знакомы? – мужчина нашёл среди фотографий снимки, запечатлевшие их с Валентиной объятие, а затем и поцелуй.
– Не просто. Мы любили друг друга. Но затем была война, потом я попал в плен… Да вы сами наверняка прекрасно знаете мою биографию, – Вальтером овладело раздражение. Он, седовласый старец, испытавший столько, сколько любому другому хватило бы на несколько жизней, должен отчитываться перед этим юнцом! Справедливости ради – «юнцу» было не меньше сорока, но от раздражения этот факт не спасал.

– Да, мы прекрасно знаем вашу биографию… – задумчиво произнёс мужчина. – Скажите, почему вы не вернулись в Германию, когда появилась такая возможность? К любимой девушке? Почему вместо этого вы несколько лет разыскивали некую Валентину Ивановну Спиридонову и её младшего брата Андрея Ивановича Спиридонова, ранее проживавших в городе Вязьме? Кажется, там вы начинали свой фронтовой путь?

– Я врач. Я работал в госпитале. Младший брат Валентины получил серьёзное ранение, я лечил его. Конечно, мне была небезразлична их судьба.
– И что вам удалось узнать в результате ваших долгих поисков?
– Ничего. – Приступ стенокардии вызвал тянущую боль за грудиной. Вальтер достал таблетку, привычным движением сунул под язык.
– Я мог бы рассказать вам, но мне кажется, сейчас вы уже и сами всё знаете, – сотрудник КГБ собрал фотографии и положил в портфель. – Я бы не советовал вам продолжать знакомство с госпожой Хубер, если вы не хотите проблем.

Разговор с директором получился значительно короче.

– Вальтер, – Борис Львович крутил в пальцах шариковую ручку, не решаясь поднять глаза. – Вы ведь понимаете…
– Да. Понимаю. Заявление оставлю у Светланы.

*
Всё случилось так быстро, что осознавать произошедшие в его жизни перемены Вальтер начал, только когда почти дошёл до дома. Свернул в ближайший сквер, сел на скамейку. Как предупредить Валю, что ей не следует приезжать? Адреса он не знает… Написать на фирму? Но как объяснить свою просьбу не присылать переводчицу? Тем более что о его увольнении и о смене руководителя с советской стороны в новом раунде переговоров уже может быть известно. Да и вылет в Свердловск уже завтра… Впрочем, вряд ли служба госбезопасности будет преследовать подданную иностранного государства, даже если и предполагает, кто она на самом деле. Доказательств ведь никаких нет… Скорее всего, дело ограничится только предупреждением ему. А уволиться всё равно бы пришлось. Зачем внешнеторговому объединению невыездной сотрудник… Попросить кого-то из бывших коллег хотя бы передать письмо от него, как-то сообщить Вале о том, что с ним случилось?.. Нет… он не хочет никого подставлять…

*
Три дня Вальтер ходил мрачнее тучи, с беспокойством прислушиваясь к своему сердцу. Его словно обвязали суровой нитью и стягивали всё туже-туже-туже…

– Гражданин Вернер? – рядом плавно притормозила чёрная «Волга», вопрос прозвучал через открывшуюся дверь от человека, сидевшего на заднем сиденье.

Вальтер шёл в продуктовый магазин, который располагался на углу их дома. Остановился.

– Вам необходимо проехать с нами.
– Это надолго? Мне нужно предупредить жену.
– Не думаю, что это займёт много времени.

*
– М-да… На Лубянке мне ещё не приходилось бывать, – усмехнулся Вальтер, оглядываясь в небольшой по размеру комнате, заставленной по периметру шкафами. В центре стоял письменный стол. По бокам два стула. Один из них занял уже знакомый Вальтеру комитетчик, на другой сел Вальтер.

– Скажите… что, по-вашему, могла забыть Маргот Хубер в Куйбышеве? – опять без предисловия начал сотрудник госбезопасности.
– Где? – искренне изумился Вальтер. – Но… переговоры проходили в Свердловске, насколько мне известно…
– Совершенно верно. А после их завершения госпожа Хубер зачем-то вылетела в Куйбышев. Зачем?

Вальтер лихорадочно перебирал в уме возможные причины. Единственная подходящая – Валентина хотела посмотреть город, в котором прошла бОльшая часть его жизни… Но не говорить же об этом ЗДЕСЬ…

– С ней всё в порядке?

Комитетчик несколько секунд вглядывался в его глаза. Потом произнёс, как показалось Вальтеру, чуть дрогнувшим голосом:
– Это закрытая информация.

*
– Тебя за смертью посылать! Куда ты пропал? – жена вышла в прихожую, вытирая о фартук руки.
– Извини, очереди везде, ты же знаешь.
– Кстати, об очередях. Соседка приходила за солью, сказала, что сегодня в очереди слышала новость – в Куйбышеве при посадке разбился самолёт. Я уже обзвонила всех наших тамошних знакомых, кого могла… Вальтер, что с тобой?

Продолжение:http://proza.ru/2023/12/25/994