Право на память

Сергей Рубанкин
Таким событием стала публикация в еженедельной газете Президиума СО АН СССР «Наука в Сибири» № 7 от 17 февраля 1983 г. статьи профессора Юрия Ивановича Мерзлякова «Право на память».

Статья посвящена французскому математику и патриоту Эваристу Галуа. Он был революционером и погиб на дуэли. Его жизнь была примером гражданственности и патриотизма.

Статье предшествовало предисловие редакции газеты «Заветы Галуа – служение Родине, духовность, бескомпромиссность».

В статье обсуждалась также реформа школьного образования конца 60-х годов.

Главная мысль статьи - должен ли учёный быть патриотом родины, своей страны?

«Так ли уж мало у нас отщепенцев, начисто лишённых чувства родины?» задаёт вопрос Юрий Иванович, и показывает пример такого учёного.

И даёт примеры многих учёных, для которых «служение науке и служение родине сливались в одну великую цель».

Приведу только один пример из статьи.

«Великий русский физиолог Иван Петрович Павлов, будучи уже пожилым 70-летним человеком, мужественно разделял со своими соотечественниками все тяготы и лишения первых послереволюционных лет и решительно отвергал приглашения шведского и английского королевских обществ и других иностранных научных учреждений, пытавшихся переманить его посулами райской жизни и великолепными условиям для работы.
«Что ни делаю, — писал И. П. Павлов в 1924 году,— постоянно думаю, что служу этим, сколько позволяют мне мои силы, прежде всего моему отечеству, нашей русской науке. И это есть и сильнейшее побуждение и глубокое удовлетворение»».

Публикация такой статьи на пороге «разгула демократии» была мужественным поступком не только Ю.И.Мерзлякова, но и редактора газеты «Наука в Сибири» Ю.А.Ворончихина.

Статья имела огромный резонанс среди учёных Академгородка. Как оказалось, среди известных учёных было немало таких, которые не разделяли взглядов автора.
Началась травля Ю.И.Мерзлякова, писались обвинительные коллективные письма, подписанные и известными учёными.
Доктор физико-математических наук, профессор Мерзляков Ю.И. скоропостижно скончался 3 января 1995 года в расцвете творческих сил.

В родном Институте математики даже некролога не появилось. Некролог решился поместить лишь Пермский госуниверситет.

Редактор газеты «Наука в Сибири» Ю.А.Ворончихин за публикацию статьи был снят с должности.

Юрий Иванович на свои деньги выпускал одностраничную газету «Память».
После кончины Юрия Ивановича газету «Память» продолжал выпускать Валерий Павлович Будянов.

Статья Ю.И. Мерзлякова послужила тем «былинным камнем» на развилке жизненных путей, который разделил жителей Академгородка на два направления патриотов и либералов.

Академгородок всегда отличался общественной активностью.

Традиционно в конце апреля студенты НГУ проводили маёвки, заканчивавшиеся большим костром. Помню, на одной такой маёвке сжигали чучело Голды Мейер.

Что касается либералов, то они объединились уже давно, в середине 60-х годов прошлого века вокруг кафе-клуба «Под интегралом».

Своей победой они считают проведение фестиваля бардов с участием А. Галича.

Вот ещё один характерный для либералов штрих. В 1968 в клубе «Под интегралом» в противовес официальным мероприятиям в честь юбилея революции отпраздновали 39-ю годовщину встречи Ипполита Матвеевича Воробьянинова и Остапа Бендера, «встречу Кисы и Оси».  Вот такая фига в кармане.

Правда, чувствовали себя либералы тогда как в тылу врага. Приведу признание одного нашего либерала, между прочим, автора Прозы: «Вот и жили мы все в каком-то двойственном мире – внешнем и внутреннем. И внешняя свобода была одна, а внутренняя – для себя и очень близких друзей – другая. Но делалось все "на автомате". Я не представляю себе ситуации, чтобы я когда-нибудь проговорился и сказал что-нибудь крамольное вслух».

В наше время либералы уже не скрываются, и пляски вокруг А. Галича идут в открытую, и на Прозе тоже.

Впрочем, не все авторы разделяют взгляды Галича. Приведу мнения некоторых авторов Прозы.

«Каждый находит в людях то, что ищет. Одни ищут, (таких) как Галич, другие, как Визбор. Один находит мерзость и пороки, а другой - силу духа, вдохновение и часть себя».

«Ненависть ко всем! Жаль человека».

«О том же и Кен Кейес:"Мы видим вещи не такими, каковы они есть, а такими, каковы мы сами"».

На фото Юрий Иванович Мерзляков

Продолжение следует: http://proza.ru/2023/12/31/1093