История одной постановки 1-я часть

Константин Пастух -Магидин
        Премьера спектакля состоялась в марте 1977 года
                .

   На Мира  возле гостиницы «Тайга» встретился мне Николай  Кривомазов.   Высокого  роста,  с внушительной  рыжей бородой,  собкор  иркутской  «Молодёжки» в Братске был фигурой  заметной. 
 – Константин, чем занимаешься?  Что в работе? – спрашивает он меня.  У нас с Николаем сложились  хорошие отношения -  он ходит на мои спектакли,  с охотой берётся их обсуждать. Ему  всё это интересно.  Ещё он   интересуется моим мнением о новых фильмах, высказывает свои суждения.   А  как – то признался, что хочет поступать во ВГИК на сценарный факультет.  Мне показалось, что он ждёт, что я на это скажу.  Я сказал то, что ему хотелось услышать. Мне  было легко это сказать: зная  Кривомазова, я ничуть не сомневался, что он своего добьётся.  И в самом деле, придёт время - он поступит во ВГИК, и вообще переедет в Москву. И там, в столице,   Кривомазов  не потеряется.  Будет  одним  из самых ярких журналистов «Комсомолки», затем  «Правды», напишет сценарии к нескольким фильмам.   Станет издателем двух  журналов, создаст эпатажную  партию  «Любителей пива».  Но,  это в будущем, а пока  он в Братске,  мы встретились  на бойком месте  возле  « Тайги»,  и  он как обычно интересуется моими творческими планами.
 
- Да вот, - говорю, -  прочитал повесть Распутина  «Живи и помни». Хочу поставить.  Делаю инсценировку. Дело  было  весной   1976 года.  Повесть недавно вышла.  Николай  отнёсся  к  этой новости  с  большим  энтузиазмом.  Можно сказать, с восторгом!  Вначале  он громко,  на всю улицу, так что народ  стал на нас  оглядываться,  хвалил меня за то, что  я сделал правильный выбор.  Затем он так же горячо начал хвалить саму повесть, и рассказывать  чем именно она хороша. Я свернул на Кирова в сторону  Дворца культуры «Лесохимик», где  в то время работал.  Николай  повернул со мной и всё рассказывал…  И про повесть, и про Распутина.  «Ты, кстати, знаком с  Валентином?» «Да нет, - говорю, -  лично не знаком».
 
   Правда, года два назад  приезжали в Братск  иркутские писатели.   Встреча  проходила в  читальном зале  библиотеки  Дворца культуры, где я  работал.  Заведующая библиотекой  Анна Андреевна  увидела меня в коридоре, сообщила о встрече с писателями и  попросила, чтоб я  обязательно подошел на мероприятие -  она  опасалась, что народ  не  соберётся.  Я понял, что нужен  для количества, но отнёсся к этому с пониманием.  Мне было интересно.          
  - Будет  Распутин, -  добавила она напоследок, и понеслась хлопотать, готовиться к встрече гостей.
 
  Да,  приехали Геннадий Машкин, Иннокентий Новокрещённых и Валентин Распутин.   Фамилия Распутин была у меня на слуху, но я ничего из его произведений не читал.  Машкина я тоже не читал, и даже не слышал о нём.  Знал я Иннокентия Новокрещённых, который, к слову сказать, был не из Иркутска, а из Ангарска. Мы с ним успели посотрудничать.  Я только приехал в Братск, устроился на работу  и  ставил свою первую программу, которая называлась «Имеет слово Братский ЛПК».   Дворец   культуры  «Лесохимик»,  где я начинал свою трудовую деятельность,   принадлежал  Братскому лесопромышленному  комплексу – отсюда и название программы.  Иннокентий Фёдорович писал для этой  программы стихи на производственную тему.   Мы с ним  хорошо ладили.   А то,  что я плохо знал иркутских писателей,  так это не удивительно.  В Сибирь я приехал совсем  недавно.
 
   Желающих встретиться с писателями оказалось,  и в самом деле,  немного.  От этого возникала неловкость.  Маленький Новокрещённых  тоненьким  голоском  читал суровые стихи о суровых сибирских мужиках, бросающихся в драке на соседа с топором. 
Машкин, тоже невысокого роста,  щуплый,  негромкий  рассказывал о себе, читал какой – то свой отрывок, или короткий рассказ.  Ему тоже вежливо похлопали.  Когда пришёл черёд Распутина, то наступило оживление.  Пришедшие на встречу,  читали его произведения. Это я понял, когда  писателю  начали задавать вопросы.   Что дальше будет с Марией?  Будет ли продолжение повести «Деньги для Марии».  Распутин ответил, что продолжение писать он не собирается.  Всё,  что он хотел сказать в повести, им сказано.  Были вопросы и по повести «Последний срок».  Молодой мужчина отметил некоторую необычность  рассказа «Вверх и вниз по течению».  Ответ Распутина меня удивил.  Писатель  сказал, что хотел проверить  себя: сможет  ли написать рассказ без диалогов.  При этом, он назвал автора, который умеет это делать.  Мне было интересно слушать Распутина.   Но, правду сказать,  какого – то особого впечатления  он на меня не  произвёл.

   И вот, наступил день, когда у меня в руках оказалась  его книга  «Живи и помни».  И с первых строк я утонул в этом тексте. «Зима на  сорок пятый, последний военный год в этих краях простояла сиротской, но крещенские морозы своё взяли,  отстучали, как им и полагается, за сорок…».  Как же хорошо написано! И  как всё просто…  И не понарошку просто, а как - то всё по жизни, по правде.  Так, бабушка моя Мария Ивановна, когда – то долгими  зимними  вечерами,  у  тёплой, потрескивающей дровами  деревенской печки,  раздумчиво и неторопливо  рассказывала  истории из прошлого.  Может, я и не вспомнил родного  мне человека,  бабушку  Марику,  когда читал Распутина, но уж очень ложился этот текст мне надушу.  Не потому ли,  что  чем - то  он напоминал  бабушкины рассказы.

   Когда  я  дочитал  повесть, то  был просто потрясён. Душа моя страдала и плакала  о трагической судьбе  простой и  светлой  женщины,  Настёны.  Я понял -  это надо ставить.   Всё здесь  мне  близко и знакомо.  Я рос среди этих людей, я их знаю.  Я с детства  слышал из уст  своей бабушки разные, в том числе, и военные истории.  А главное, живёт в моей памяти интонация, с которой она их рассказывала.  И эта интонация - старой неграмотной, но очень толковой  и  мудрой  деревенской женщины  должна  звучать  в этом  спектакле.  И ещё будет звучать  в  спектакле  «текст от автора».   Кто его будет произносить?  Как это будет происходить?  Я пока не знаю. Но знаю, что  этот текст в спектакле  будет!      
 
  - Ты знаешь, Константин, он ведь и сам так разговаривает, как его герои.  Это его язык» -  продолжает  агитировать меня Кривомазов.  Но агитировать меня не надо.  Я  весь  погружён в повесть.   И герои её, и события  живут во мне, будоражат  мои  мысли,  мои  чувства. 
Летом, во время отпуска,  я  работал над инсценировкой.  К концу августа  всё было готово.  Только я вышел на работу, заявился  Кривомазов.
 
  – Ну, как, Константин?  Получилось?  Ты  сделал инсценировку? – спрашивает  он меня прямо  с порога.   Николай  был  ярым  сторонником  моей идеи: поставить  «Живи и помни».  Надо сказать, что сторонников  в этом деле  у меня было немного. Большинство моих знакомых, в том числе и руководитель  Дворца, непосредственный мой начальник, относились к моей затее неодобрительно. Здесь надо сказать, что на тот момент  Распутин  ещё не имел того авторитета, той славы, которые обретёт со временем.  Противников постановки  смущало  то, что главным героем в спектакле будет дезертир, предатель.   « Одно дело в книжке такой герой, и совсем другое дело – вывести его на сцену,  - приводили они свои доводы.  - Это же театр.  Массовое восприятие.  Надо понимать».  Но я стоял на своём. Утверждал, что главным героем спектакля  будет не Андрей  Гуськов, а Настёна.   Поддерживал меня Кривомазов.   Активно, энергично – так,  как он умел.  В сложившейся ситуации, его поддержка для меня много значила.
 
   На вопрос  Кривомазова: готова ли инсценировка?  Я достал  из портфеля  свой рабочий экземпляр  и положил на стол. 
  - Не знаю: получилось? Нет?  Но я старался.  Здесь  весь мой отпуск.
  – Можно посмотреть? – спрашивает  Николай.
  – Можно.   Посмотри.
 Николай  берёт в руки  прошитый, в мягкой картонной обложке,  экземпляр, пробегает глазами несколько страниц.
 -  Я хочу прочитать, - заявляет он мне.
 – Это первый экземпляр, мой рабочий (печатала  наша пожилая секретарша на машинке, используя копирку, чтоб получить несколько экземпляров).  Я тебе завтра, Коль,  принесу из дома второй экземпляр.  Очень даже неплохой. Читается  нормально,  всё таки – второй, не третий, - говорю я Кривомазову. 
   Но Николай хочет получить  инсценировку  не завтра, а сегодня, прямо сейчас.  Он просит мой экземпляр. Я в затруднительном положении.   Мне не хочется отдавать  свой экземпляр в чужие руки, я с ним работаю, там пои пометки.   Но Кривомазову я отказать не могу.  Я соглашаюсь. Он мне клятвенно обещает отдать  инсценировку в любое время, которое я назначу.  Договорились, что он принесёт инсценировку завтра к 12 часам.

   На следующий день ровно  в 12 открывается  дверь  моего  кабинета, и  появился Кривомазов.  Он, первым делом, обращает  внимание на то, что появился точно в назначенное время.  Это правда.   Появился  он - минута в минуту.  Потом признается,  что  специально  зашёл  в репетиционную  комнату  хора  Юрия Полиенко,  где постоянно  на бильярдном столе  гоняют шары.  Стоял, смотрел, дожидался 12.  Благо,  кабинеты наши находятся практически рядом.   Инсценировку Кривомазов  хвалил.  Нашёл в ней достоинства, о которых  я и не подозревал.
 - Ну, что, приступаешь к репетициям? -  спрашивает он меня.
 -  Надеюсь, что  скоро приступим.   В сентябре народ собирается.  В сентябре и начнём.  Тут есть одна проблема, которую надо как – то решать.
 -  Что за проблема?  Говори.  Будем решать, -  уверенно заявляет Николай.
 – Надо  как – то выходить на Распутина и спрашивать разрешения на постановку.
 -  И что, в чём тут проблема? – задаёт вопрос Николай.
 -  Я тут уже думал.   Выхода на него у меня нет.  Надо, наверное, в Иркутске  через отделение Союза писателей  искать его телефон, и  звонить.  А если откажет? – делюсь я своими сомнениями.
 – У тебя есть здесь телефон?                – 

   Есть, - говорю, и направляюсь в маленькую комнатушку,  расположенную здесь же, рядом с репетиционной комнатой.  В ней я раздеваюсь, иногда отдыхаю  от репетиций.  В комнатушке есть  старый  дерматиновый диван,  журнальный столик. Есть и  шкаф,  а главное,  есть телефон.  Криврмазов  подходит к аппарату, садится на диван,  набирает номер. Какое – то время ждёт.  На другом конце провода, видать,  взяли трубку - начинается разговор.  В какой – то  момент  до меня доходит, что разговаривает он с Распутиным.  А дальше я слышу:  «Валя, я сегодня ночью плакал.  Тут Костя Магидин сочинил по твоей повести  «Живи и помни» такую  чудную штуцку…  Веришь, ночью читал – и плакал».  Я слушал, и мне трудно было поверить  в реальность происходящего.  В то, что Николай запросто разговаривает с Распутиным.  И это его обращение к писателю - «Валя», и эта его «штуцка»…  Почему – то у него так получилось:  штуцка.  И эти похвалы  в  мой адрес, как мне казалось, с явным перебором – всё это было  чем – то нереальным.          
 
 -  Валя, тут Костя собрался  в своём народном театре поставить «Живи и помни»,  он хочет просить у тебя разрешение на постановку.   По этому поводу мы и звоним. Я передаю ему трубку.   
Я представился, и в  общем – то повторил то, что уже успел сказать Распутину Николай.  Я попросил разрешения на постановку  спектакля по его повести.  Распутин  задал несколько вопросов,  и такое разрешение дал.  При  этом, он предупредил, что сам собирается инсценировать свою повесть, и поэтому  мой сценический вариант не должен выходить за пределы нашего театра.  Я пообещал  инсценировку в другие театры не давать.  Ещё Распутин сказал, что ему было бы интересно почитать мою инсценировку,  посмотреть,  как я там всё компоновал?  И если есть такая возможность,  есть  свободный экземпляр,  то он просит передать его через Николая.

   Признаться, просьба  Валентина Григорьевича   меня сильно смутила.   Уже  в тот момент, когда Николай  нахваливал ему  моё  сочинение, я испытывал  неловкость.  Я ведь  понимал, что  особо хвалить там нечего.  И это правда.  На тот момент я  ещё не нашёл сценического  решения  всего спектакля.  Просто,  для того, чтоб как - то оживить  текст,   использовал разные театральные приёмы.  Где – то, может, и эфектные,  но это было не то, что надо.  И Распутин, конечно, это сразу  увидит... Он - то разберётся. Вот положение?!  Но, деваться  мне некуда - я пообещал всё сделать.  Поблагодарил за разрешение, на этом мы и простились.  После всего произошедшего мне требовалось какое – то время, чтоб прийти в себя. Внутри столько всего намешалось. И радость, и волнение по поводу того, как Распутин отнесётся к моей инсценировке. И зачем только Николай так её расхваливал? Вот уж, перестарался...  А  Кривомазов  сидит себе на диване - беззаботно и победительно улыбается!