8 Одноклассники

Марина Сотник
     Начало: http://proza.ru/2023/01/21/1978
 
                Глава 16

- Доброе утро, уважаемые коллеги. Начинаем наше очередное заседание! Итак, что у нас сегодня на повестке дня?
     Заведующий онкологического отделения краевой клинической больницы важно сидел во главе большого стола и строго окинул взглядом каждого из присутствующих. В тревожном ожидании предстоящего «разбора полёта» сидели врачи больницы. Все взоры были устремлены на заведующего. На него смотрели все, кроме одного – врача высшей категории, опытного онколога-пульмонолога, да к тому же известного на весь край как искусного хирурга - Александра Королькова. Он сидел в расслабленной позе с противоположной стороны стола, закинув ногу на ногу. Он держал в руках блокнот, в котором медленно вырисовывал орнаменты из клеточек. 
     «Что же ты бодрый в такой ранний час?! Наверное, накатил уже свои пять капель за завтраком», - подумал Корольков, не отрываясь от своего занятия.
- За последние сутки к нам поступило пятьдесят два пациента, трое из которых в тяжёлом состоянии. Надо срочно провести консилиум по историям их болезней… и не затягивайте с операцией!
     «Ну конечно, ты же главный врач этой долбанной больницы! Твоя обязанность - найти «козла отпущения» за смерти этих больных. Хотя они тоже хороши! Сначала бегают по бабкам, да одуванчиками лечатся, а как уже невмоготу, сразу - «Доктор, помогите!», - продолжал ворчать про себя Корольков.
- Кстати, предупредите своих ординаторов, чтобы на МРТ пока больных не записывали. Ориентировочно, деталь из Москвы придёт к концу следующей недели.
     «Интересно, сколько ты со своим сыном на нём «наварил»? По документам провели, будто приобрёл для нужд больницы новенький томограф, а сам, неизвестно где, купил старый кусок железа. Вот он и ломается у нас каждые полгода. Ты бы лучше посоветовал своей невестке фотографии поскромнее в соцсетях выкладывать. А то отдых на Мальдивах два раза в год не по карману скромной домохозяйке, жене менеджера по продажам медицинского оборудования».
- И плохая новость: поставки шприцов, бинтов, ваты в течении двух месяцев не будет. Пусть пациенты свои приносят. Не разорятся.
     «Конечно, пациенты готовы в долги влезть, только бы выздороветь, а вот твой внук без образования в Москве никак не проживёт. Здесь ему учиться никак нельзя. Пропадёт ведь мальчишка в нашем-то городе!»
- И последнее на сегодня, в наше отделение направили группу молодых аспирантов. Это умные, талантливые ребята, которым необходимо набраться опыта, так сказать, отработать знания на практике.
     Заведующий подскочил из-за стола, подбежал к двери и торжественно пригласил в кабинет молодых аспирантов.
- Александр! – обратился он к Королькову так, что тот вздрогнул от неожиданности, услышав своё имя. - Золотой вы наш человек, возьмите под своё руководство Светлану Сидорову.
«Этого мне ещё не хватало!» - проворчал себе под нос Корольков.
- Здравствуйте, меня зовут Светлана.
- Меня зовут Александр…
     Наконец оторвав взгляд от своего занятия, доктор посмотрел на новоиспечённую ассистентку и добавил:
- Александрович.
- Приятно познакомиться, Александр Александрович. А можно я вас буду называть просто Сан Саныч? Помню, у нас на кафедре был профессор, ваш тёзка, так мы…
- Нет, нельзя! – грубо перебил её доктор.

     Девушка замерла с открытым ртом, растерянно хлопая длинными ресницами. К её счастью, в этот момент заведующий объявил планёрку закрытой. Все лениво поднялись со своих мест и со своими новыми помощниками разошлись по кабинетам. Корольков тоже направился к выходу, дав знак Светлане, чтобы она следовала за ним.   
- Для меня большая честь работать с вами! – робко произнесла девушка, пытаясь наладить контакт с известным на весь Приморский край специалистом. - Я прочитала все ваши статьи. Меня впечатлили эти смелые идеи в области хирургии, можно сказать, новаторские. Я отношусь с огромным уважением к вашей работе.
- Теперь это будет наша работа!  - сказал врач и слегка улыбнулся. У девушки камень с души упал. Сработало! Теперь они будут коллегами. Он оценит её знания, а она наберётся опыта рядом с ним.               
     Войдя в кабинет, Александр Александрович повернулся к ассистентке и спросил.
- Что изучаешь в аспирантуре?
- Темой моей диссертации является «Антеградная эндолимфатическая терапия перитонита язвенной этиологии», - гордо заявила девушка. - Моя цель: на практике изучить этот вопрос досконально. Я очень рассчитываю на ваши советы.
     Сначала её наставник удивленно вскинул брови, а затем, скрестив на груди руки, усмехнулся.
- Света… можно я буду называть тебя Света?
- Да, конечно.
- Я могу дать тебе дельный совет прямо сейчас.
     Девушка задрожала от волнения. Рука судорожно нащупала маленький блокнотик в кармане халата. Она заранее купила его и решила записывать все важные высказывания знаменитого доктора. Александр Александрович наклонился к ней и заботливо поправил лацканы на халате.
- Не старайся быть умной и красивой одновременно. Тебе это не идёт.
     Резко повернувшись, он направился к выходу. В дверях он остановился и, заметив растерянный взгляд девушки, с улыбкой произнёс:
- Да бросьте хмуриться, Светлана! На мой взгляд, ни первым, ни вторым качеством вы не обладаете. Так что нет повода для беспокойства! Пойдёмте же быстрее! У нас начинается утренний обход. К тому же сегодня ночью поступил один тяжелобольной с перитонитом. Как раз для вашей диссертации!   

     Прошло около трёх месяцев. Светлана постепенно привыкала к неординарному поведению своего наставника и уже перестала воспринимать его слова близко к сердцу и обижаться на его грубые высказывания. Всё внимание молодой аспирантки было сосредоточено на больных. Чувственная и добрая по своей природе Света сочувствовала каждому пациенту. Доктор Корольков, наоборот же, опираясь на свой многолетний опыт, учил её быть равнодушной к чужому горе.
- Не привязывайся к больным! – говорил он ей не раз. – От тебя требуется просто выполнять свою работу, а выживет ли пациент или нет, это уже дело рук Божьих. Хотя мне больше нравится, когда они выздоравливают. Тогда мне не приходится писать этот чертовый отчёт о причине смерти после многочасовой операции. И статистика не портится, и не лишат премии.
     Как-то раз в их отделение был доставлен молодой человек с тяжёлым диагнозом. Каждую свободную минуту Светлана проводила возле его кровати. Она всеми силами пыталась облегчить его страдания, следила за динамикой его заболевания, отвлекала разговорами от мучительных болей. И только когда больной засыпал, Светлана без сил падала на кушетку в кабинете и проваливалась в глубокий сон.
     Однажды поздно вечером Александр задержался на работе и случайно увидел свою ассистентку. Устало опершись о дверной косяк палаты того тяжелобольного парня, она горько плакала.
- Что это такое? – возмутился он.
     Света встрепенулась и стала быстро вытирать слёзы.
- Александр Александрович, давайте подумаем, что можно ещё сделать, чтобы он поправился. Может назначить новое обследование? Лечение не помогает! Что мы упустили из виду?
- Света, мы упустили из виду позднее время суток! Иди домой!
     Девушка злобно смотрела прямо в холодные глаза хирурга. Её всю трясло от негодования. Как он может спокойно спать, есть, отдыхать дома, когда здесь умирает молодой человек. Жизнь этого бедняги сейчас полностью находится в его руках. Ведь он же врач высшей категории, который обладает огромными знаниями и большим опытом. Он ведь может что-то сделать. Но его равнодушие убивало Светлану. Александр немного замешкался, взгляд стал стыдливо блуждать по сторонам, казалось, он слышит то, о чём думала его напарница.
- Ты же сама видела его в операционной. Метастазы перекинулись на соседние органы. Всё, что только можно было, я удалил. Пойми, ну не могу я вырезать ему абсолютно все органы!  Пусть он умрёт в палате, а лучше дома, чем у меня на операционном столе. Кстати, надо завтра подумать о его выписке.
     Александр заботливо погладил по голове девушку и улыбнулся.
- На его место поселят нового больного, так что советую приберечь слёзы для следующего пациента.
- Как же можно быть таким бессердечным! – взорвалась Светлана. – Неужели за двадцать лет, что вы здесь работаете, у вас не было ни одного больного, которому бы вы посочувствовали?!
- Если бы я плакал по каждому больному, которого я кромсаю на операционном столе, здесь было бы уже озеро величиной с Байкал. Иди домой, Света. Завтра будет новый день, новые пациенты и новые операции.

     Корольков уже выходил из здания больницы, когда в его кармане зазвонил телефон.
- Да, мама. Что случилось? Прими жаропонижающее и противовирусное какое-нибудь. У тебя обычная простуда. Зачем так паниковать?! Хорошо, завтра перед работой заеду к тебе. Всё, ложись и отдыхай. Пока!
     На следующий день Александр Александрович так и не заехал к матери. С трудом открыв утром глаза, он уже на ходу пил кофе. Он проспал, впрочем, как всегда. Во время утреннего обхода, он на минутку вспомнил о своем обещании, но бесконечный поток больных и плановая четырёхчасовая операция отвлекли его от мыслей о больной матери. Поздно вечером перед сном он всё-таки решил позвонить и ради приличия поинтересоваться её состоянием.
- Как ты себя чувствуешь? Температура ещё держится? Отдышка и боли в груди? Так чего ты ждёшь? Вызывай скорую! Только не паникуй…мама, это скорее всего обычная простуда.
     Он положил трубку. Глаза закрывались от усталости, и Александр тотчас уснул. Утром, проснувшись от оглушающего звона будильника и удивившись, что семь часов сна пролетели как одно мгновение, он лениво потянулся в постели, а затем пошёл на кухню. Во время завтрака Александр снова позвонил матери. Шли долгие гудки. Он подумал, что она ещё спит, решил не беспокоить её звонками и начал быстро собираться на работу.
     Во время утреннего обхода больных ему позвонили с незнакомого номера.
- Корольков слушает, - выпалил доктор на одном дыхании.
     Он внимательно изучал анамнез одного больного, поэтому телефон ему пришлось придерживать плечом. Светлана настороженно взглянула на своего наставника. Александр долго слушал, что ему говорят в трубке. Затем он медленно протянул ей бумаги, взял удобнее телефон в руку и отошёл в сторону.
- Я тоже врач, но я так и не понял. Что вы хотите мне этим сказать?
     Спустя пару секунд, телефон выскользнул из рук и упал на подоконник. Александр неподвижно стоял у окна, уставившись в одну точку. К нему осторожно подошла молодая ассистентка.
- Александр Александрович, что случилось? Какие-то проблемы? На вас лица нет.
- Мама умерла, - коротко ответил он.
     Светлана ахнула и прикрыла рот руками. Она смотрела на него, растеряно хлопая ресницами и не знала, что делать. Ей хотелось его обнять, посочувствовать, разделить с ним такое страшное горе. Но Светлана продолжала стоять, боясь даже пошевельнуться, не зная, как отреагирует на такое проявление эмоций её наставник.
- Попроси кого-нибудь завершить обход. Я сегодня не в состоянии работать.
     Александр резко повернулся, стараясь не смотреть на Светлану и быстрым шагом направился к выходу. Однако девушка заметила его покрасневшие глаза, налившиеся слезами. Её сердце сжалось от боли. В этот момент она ничем не могла ему помочь, лишь проводить его сочувствующим взглядом.

     Когда закончилась рабочая смена, Светлана поехала к Королькову домой. Она всё-таки решила поддержать своего коллегу в тяжёлую минуту. Ей казалось, что она чем-нибудь да поможет ему. Просто не хотелось оставлять его одного. Она знала, что он жил один. Братьев и сестёр у него не было. С женой давно разведён, взрослая дочь живёт в другом городе. Вряд ли к нему кто-нибудь сегодня приедет.
     Дверь долго не открывалась. Светлана подумала, что Александра Александровича нет дома и собралась уходить, как вдруг щёлкнула замочная скважина и дверь открылась. Худощавая, слегка сгорбленная фигура Королькова появилась в полумраке квартиры. Он слегка пошатывался и крепко держался за дверной проём. В нос ударил терпкий запах алкоголя.
- Что тебе надо? – прорычал мужчина.
- Я пришла узнать, как вы себя чувствуете, - робко промямлила девушка.
- Отвратительно! Всё, узнала? А теперь убирайся!
    От испуга Светлана попятилась назад. Сердце неистово забилось в груди. Но в конце концов она взяла себя в руки и сделала уверенный шаг вперёд.
- Нет, простите, Александр Александрович, но я так не могу. Я не оставлю вас одного со своим горем. Расскажите, как это произошло? Вам надо выговориться. Можно я немного побуду с вами?
     Александр опустил голову, с досадой махнул рукой и пошёл на кухню. Светлана, воспользовавшись моментом прошмыгнула в квартиру и закрыла входную дверь. Мертвецкая тишина и полумрак тотчас окутали её. Там, за массивной дверью шла какая-то другая жизнь, чем та, которую она наблюдала здесь. В этой просторной трёхкомнатной квартире в самом престижном районе города время словно остановилось. А её хозяин будто состарился лет на десять. Светлана поёжилась от неприятных ощущений и присела на краешек стула напротив Александра.   
- Коньяк будешь?
     Корольков протянул ей бокал.
- Нет, спасибо. Я не пью. Не беспокойтесь, я вот водички себе налью.
- Я ведь тоже не пил… до сегодняшнего дня. Спасибо моим благодарным пациентам! Теперь их подарки за спасённые жизни спасают мне жизнь!
     С ехидной скривив губы, Корольков поднял бокал, наполненный до краёв, и залпом опустошил его. 
- Александр Александрович, как это произошло? От чего она умерла? Расскажите мне, пожалуйста.
     Он отвернулся. Скупая слеза скользнула по щеке.
- Я думал, это обычное ОРВИ. На самом деле это была пневмония. Время упущено. В последнее время она часто болела. Где-то сквозняк, где-то мороженое холодное поест и всё … чихаем, кашляем. Я ей по телефону советовал лекарства. Всегда помогало. Она быстро шла на поправку. Я даже перестал серьёзно относится к её недомоганиям. Но только не в этот раз. Времени совсем не было, чтобы заехать к маме и осмотреть её более тщательно. Чёртова работа! Будь она проклята!
     Светлана снова заметила слёзы в глазах. Она тихо села перед ним на колени, нежно взяла ладони и, глядя в глаза, сказала:
- Здесь нет вашей вины. Не стоит себя винить! Кто мог подумать, что всё так произойдёт?! 
- Нет! Это я! Это я во всём виноват! Да какой я доктор, если не смог уберечь родную мать!
     Его голос перешёл на крик. Он подскочил со стула и, нервно размахивая руками, начал ходить по комнате из угла в угол, словно раненный зверь. Светлана пыталась его остановить. Наконец ей удалось это сделать. Она крепко прижалась к его телу, сжав пальцы в замок. Она слышала, как стучит его сердце. Она почувствовала, как безудержно текут по его щекам слёзы.
- На всё воля Божья. Значит пришло время покинуть ей наш мир.
     Теперь перед ней стоял не заносчивый доктор высшей категории, а обычный мужчина пятидесяти лет, потерявший единственного родного человека и умирающий от горя. Они стояли так очень долго. Александр рыдал, Светлана шептала ему невнятные слова утешения. Она вся промокла от его слёз и ей на мгновение показалось, что стоит она посреди огромной лужи слёз. И эта лужа постепенно превращалась в озеро величиной с Байкал.

                Продолжение следует...