19. Глава Никаких следов

Аля Хатько
 

Долго сидела так на крыльце дома Лиза, затем побрела к морю. Она готова уже было шагнуть в пучину, чтобы раз и навсегда прекратить муки своего существования.
- Зачем я родилась на свет? Родной матери стала ненужной, родную свою дочь потеряла, стала преступницей. Жить негде, деньги, которые получила в тюрьме, заканчиваются. Лодку, которую наняла из Балаклавы она отпустила, теперь перед ней было только море, которое то набегала волной на берег, словно нарочно ласкала босые девичьи ноги, то с шипением отступало обратно. Что же делать?
И, словно кто-то услышал её вопрос, и на горизонте вырисовалось какое-то движение. Вскоре можно было отчётливо рассмотреть баркас, которым управлял какой-то мужчина. Лиза отчаянно замахала руками, потом сорвала с головы платок и начала размахивать им, а губы шептали:
- Забери меня. Ну, пожалуйста, забери меня отсюда или я сделаю непоправимое.
И, словно, почуяв неладное, мужчина уткнулся носом баркаса в берег.
- Ты, что тут делаешь одна? – грубовато спросил мужчина.
- Я…я…приезжала к своим знакомым. Но их не оказалось дома.
- К Лазаревым, что ли?
Лиза кивнула головой и с надеждой уставилась на мужчину.
- Так они с полгода как уехали отсюда. Сам не видел, но наши рыбаки сказывали.
- А, куда, не знаете?
- Нет. Они никому не сказали. Может сын отыскался. Родни у них сказывают, не было.
Лиза опустила голову.
- Так куда тебя отвезти? – спросил мужчина.
- Если  в  сторону  Балаклавы, то  отвезите.
-К сожалению, мне дал бригадир задание доплыть до наших артельных соседей, в Пролетарский.
-Хорошо, тогда и я с вами.
Больше они не разговаривали. Лиза смотрела вдаль, как бы хотела там, вдали рассмотреть дорогу, по которой ушли старики и увели с собой дочь. теперь же сама судьба ведёт её к матери. Может быть так и суждено. Если разобраться, то мать и не виновна в их разрыве. Это благодаря отчиму они стали чужими. Приеду вот на ночь глядя и что дальше? Не выгонит же он её на улицу.
Вскоре баркас остановился у пристани. Лиза полезла в узелок, чтобы уплатить мужчине, но замахал руками.
- О каких деньгах может речь идти? Вижу, что они тебе нужнее, чем мне. Иди, девка с Богом и пускай удача тебе сопутствует.
- Низко поклонилась девушка доброму человеку и пошла в сторону, когда-то родного дома.
Около дома разгуливал Роман. Лиза его сразу узнала. Мальчик подрос, но, видимо, как и прежде никаких дел у него не было, и он просто проводил время, болтаясь на улице. Увидев Лизу, Роман встал, как вкопанный, а потом заговорил:
- Папы и Максима нет дома, а тётя Мария ещё не вернулась с работы.
- Тогда я присяду на крыльцо и подожду её, хорошо?
Мальчик ничего не ответил, а продолжал палочкой сбивать траву и невидимых глазу врагов.
- Роман, а чем ты занимаешься целыми днями?
- Мальчик пожал плечами и ответил:
- Папа говорит, что я совсем мал ещё для работы. А вот Максима куда-то пристроил. Теперь в доме появилось больше денег на еду и на одежду.
- Даже так? – удивлённо спросила Лиза.
- А, что папа уже не рыбачит в артели?
- Нет. Говорю же, что он  нашёл какую-то денежную работу для себя и Максима.
- С кем это ты тут разговариваешь?
Это из-за угла дома появилась Мария. Она немного приостановилась и, как бы, не веря своим глазам, прищурившись всматривалась в лицо дочери.
- Мамочка, это я, твоя Лиза, - подхватилась девушка и бросилась на шею к матери.
- Лизонька! Кровиночка моя появилась, - обнимала и гладила по плечам дочери женщина. – Я уже думала, что никогда тебя не увижу. Я так виновата перед тобой, а сказать об этом не имела возможности. Простишь ли ты меня когда-нибудь, что я не заступилась за тебя, позволила отчиму выгнуть тебя из дому7
- Мамочка! Я не держу на тебя зла. Вот приехала хоть одним глазком посмотреть на тебя.
- Что на меня смотреть? Постарела. Совсем болезни одолевают. Болят ноги, поясница, голова гудит, как будто в ней что-то кипит.
- Может тебе не работать можно? – неуверенно спросила Лиза. - Роман говорит, что отец и Максим зарабатывают достаточно.
- Они для себя зарабатывают. Немного и Роману достаётся. Якуб так и сказал, что я сама на себя должна работать и не смотреть в его кошелёк.
- Милая мамочка! И я ничем не могу помочь, - утерла материнские слёзы кончиком своего платка девушка.
- Доченька! Я же в доме живу и не голодаю пока что, а вот о тебе совсем ничего не знаю. Поговаривали у нас, что тебя в тюрьму за убийство посадили? Это правда?
- Нет, не правда. Я никого не убивала. По ошибке посадили, а теперь разобрались и отпустили.
- Слава Богу! - мать улыбнулась сквозь слёзы. Это же хорошо. Мы что-нибудь придумаем с тобой, сходим к бригадиру, может, жильё какое тебе подыщет.
- Нет, мама, тут бригадир и отчим в одну дудку дуют. Не останусь я. Уеду в Балаклаву. Мне надо дочь свою разыскать.
- А, что с дочерью? – удивилась Мария.
Лиза со слезами рассказала о своих злоключениях. Только ничего не сказала о прогулке в шторм по морю с Августином.
-Только сегодня я туда никак не попаду. Всю ночь идти надо, а я устала.
- Так что же мы стоим на дворе? Идём в дом.
- А отчим?
- Он, как бы сегодня домой не собирался возвращаться. Утром, когда с Максимом уходили, буркнул, что работа на ночь ответственная.
- Тогда идём, - радостно сказала Лиза и вошла вслед за матерью.
С тех пор ничего в этом доме не изменилось. Только на её месте спал Роман, а Максим, как стал взрослеть спать с братом отказался и снова перешёл в чулан, - пояснила Мария.
Вскоре мать приготовила скромный ужин и пригласила Лизу и Романа к столу. Роман быстро проглотил свою порцию и выскользнул на улицу, а мать и дочь ещё долго рассказывали о своих бедах друг другу.
Утром, когда мать поднялась с восходом солнца, встала и Лиза.
- Спасибо, мама, что хоть немного отогрела мою душу. Теперь я знаю, что есть у меня опора. А, если тебе понадобится помощь, то я стану твоей опорой.
Они крепко обнялись и немного всплакнув, расстались. Мать ушла на конвейер, а Лиза-пешком направилась в Балаклаву.

продолжениеhttp://proza.ru/2024/01/08/396