Что такое духовность и духовная жизнь

Вера Привал
Забавно, что после этого вопроса в моём блокноте следует список продуктов, который начинается с туалетной бумаги :D

Но ладно.
Часто я слышу: "духовное развитие", "духовность". Говорят ещё, что после того, как начинаешь заниматься своим духовным развитием, жизнь меняется, становишься более осознанным и т.д.

Также часто под духовностью понимают религиозность, религиозные люди обычно не мыслят своей духовной жизни вне религии.

Поразмышляем.

Когда-то я была очень религиозной. В 15 лет я по своему желанию пошла в воскресную школу, думала, что мне там дадут какое-то представление о жизни, ответят на вопросы смысла жизни и происхождения жизни. Однако уроки были очень скучными, примитивными, повествование велось в основном для детей, поэтому мне пришлось уйти.

В следующем году я стала петь в церковном хоре. Я думала, что когда пою для Бога, то занимаюсь духовным развитием.

В том же году я начала ходить к кришнаитам. И тоже думала, что когда пою мантры, участвую в воскресных программах, выхожу с почитателями Кришны на уличные "тусовки" (наверняка видели, как они шествуют по парку, танцуя и поя мантру "Харе Кришна"), то я точно занимаюсь духовным развитием.

Но.. нифига подобного. Я, скорее, была религиозной, а не духовно развивалась.
Религиозность - это если я исполняю заветы религии, выполняю соответствующие ритуалы и требования. Ощущаю себя частью какой-то религии: я - кришнаит, или я - православный, и моя религия является для меня своеобразным спасательным кругом в этом бушующем, опасном океане жизни. Религия помогает мне убежать от проблем (выступает как отвлекающий фактор). Помолишься Богу, пообщаешься с себе подобными - и легче на душе становится, чувствуешь, что не одинок. Как там писал Карл Маркс? "Религия - опиум для народа".
Опиум же - это обезбол (это не пропаганда, а озвучивание всем известных из учебника ботаники свойств вещества, получаемого из растения). То есть религия помогает отвлечься, избавиться от боли, почувствовать себя спокойно.
Обычно мы угнетены и чувствуем себя отвратительно. Нас обманывают в магазине, орёт кондуктор, начальник на работе задерживает зарплату. А когда мы идём в церковь/другой храм, мы получаем отдушину.

Мне, например, религия помогла не сойти с ума. У меня были отчимы - абьюзеры, поэтому походы по храмам меня здорово успокаивали. Однако.. я сейчас, наверное, ударилась в крайность. Потому что религия - это не только "опиум для народа". Религия - это также и способ найти ответы на свои вопросы. Люди от природы любознательны. Они хотят знать, как всё устроено в мире. И есть ли кроме нашего мира ещё какой-нибудь мир. Религия же может дать какие-то ответы на эти вопросы.

Если одна религия человеку не даёт ответов, он идёт к другой.
Переход от одной религии к другой - это 1. Попытка расширить поле для поиска ответов на свои жизненно важные вопросы; 2. Способ найти более сильнодействующий опиум; 3. Способ найти более надёжный гарант перехода в лучший мир. Да, так и есть - на всякий случай буду ходить в церковь - а то совсем безбожница. Отпраздновала Рождество - ну вот, я уже не совсем грешна, хоть здесь Бог уже не предъявит мне:) или ещё: где дадут гарантию освобождения? Кришнаиты, например, говорят просто: надо оставить все религии и прийти к Кришне. И он избавит 100%. Значит, пойду к Кришне.

Но что насчёт духовности? Где во всём этом духовность? И что вообще такое - эта духовность?

Честно, когда люди начинают говорить о духовности, о морали, меня прям воротит. Я будто вижу в этой их духовности какое-то лицемерие.
Например, недавно наткнулась на группу одной девушки, она основала свою школу благородных девиц. Девочек там учат хорошим манерам, шитью, нравственности и вот это всё. Сама преподавательница - в длинной юбке, с длинной косой - образец нравственности. Сейчас я, наверное, буду судить людей по себе, но я считаю это лицемерием. Потому что когда я ходила в длинной юбке, пела мантры и носила платки, я на самом деле была лицемеркой. Потому что внешне вроде бы была нравственна, а внутри у меня была ненависть к миру за его несправедливость.

Поэтому когда я вижу такую нравственную женщину, я начинаю представлять, как она ублажает мужа. Наверное, ведёт она себя при этом не очень нравственно :)
В моей картине мира это вообще никак не соотносится - животная природа человека (его желание жрать, срать и трахацца) с.. духовностью. Это такой абсурд))) получается так, что руководить школой благородных девиц и пропагандировать мораль - это какая-то крайность (это моё субъективное видение). Ведь о тёмных сторонах личности там ни слова. А если отстраниться от духовности, то мы увидим, что основательница - обыкновенная бизнесменка, которая поняла, как можно монетизировать свои таланты в этикете и искусствах. Выглядит уже не так нравственно, да?

А сколько я когда-то наблюдала случаи в церкви, когда бабка проклинала рядом стоящую за то, что та на ногу ей случайно наступила или место на скамье не уступила. В человеке так офигенно сочетаются и животные черты, и.. духовность?

Так что вообще такое духовность? Идея о том, что человек может достичь состояния богоподобия? Слияния с Брахманом, с Шивой, достижение сознания Будды?

Кто-то под духовным развитием понимает психотерапию, проработку травм, негативных эмоций и т.д. Возможно, это тоже в каком-то смысле духовное развитие.

С точки зрения культуры, духовное развитие - это насыщение своей души образцами высокой культуры. Чтение классики, прослушивание классической музыки, наслаждение творчеством художников, посещение музеев, галерей и библиотек.

Какое определение духовности из названных более правильно? Я думаю, все определения имеют место. Важное условие - наличие конечной цели. Духовное развитие имеет целью достигнуть некоего идеала. Идеала в плане сверхчеловека/интеллигента/кого-то подобного (это если человек не видит смысла в Боге, не стремится к Богу, но хочет совершенствовать себя ради себя и будущей жизни). Или идеала в плане богочеловека (если человек хочет стать богоподобным). Или идеала в плане достижения способности выйти из круга перерождений (если человек хочет очистить карму или прийти к акарме, когда он вообще не создаёт никакой кармы, и достигнуть мокши, освобождения).

Итак, тезисы о духовности можно вывести такие: 

1. Духовное развитие имеет цель - создать себя идеального (идеал определяется либо самим человеком (каким я должен быть), либо религией, которой он следует, либо культурой);
2. Духовность включает в себя интеллектуальное развитие (способность анализировать свои действия - если человек работает с негативными эмоциями, с причинами своих поступков и тд, то без интеллекта никуда), этику (способность отделять "хорошо" от "плохо", добро от зла, вести себя в обществе - не зря же, по сути, о каком-нибудь дебошире или развратнике говорят, что он бездуховный), эстетику (способность видеть прекрасное - о человеке, который воспринимает картины в Эрмитаже, как "размалёванные бумажки", тоже говорят, как о бездуховном человеке).

Возможна ли духовность, если какая-то из этих составляющих отсутствует?

Интересный вопрос.
Если нет интеллекта, но есть воспитанность и чувство прекрасного.. то как же тогда человек может понять, какой его поступок является этичным, а какой нет? Ведь для этого нужен интеллект или способность к рефлексии.

Если человек умный и чувствует прекрасное, но совершенно грубый и орёт матом.. да, сложно его назвать духовным, да и развитие этого человека, наверное, будет не совсем полным? Или он настолько преисполнился, что преодолел все моральные ограничения? :D
На самом деле это сложный вопрос, этот пункт остаётся спорным.
Можно ли назвать какого-нибудь агхори бездуховным? Ведь соблюдение этики - это вообще не про него. А Господь Шива? Он ходит в тигровой шкуре, совершенно не вписываясь в моральные требования к одежде индийского общества. Он бездуховный?

Далее: если человек умный и воспитанный, но считает музыку Моцарта парашей, он духовный? Вроде бы зависит от вкуса, но в то же время.. если человек называет музыку Моцарта парашей - это уже невоспитанность)) получается, эстетика идут рука об руку с этикой? Может быть, грубость и нецензурная брань выглядят неэстетично? Может, и так.. но ведь прекрасное можно находить и в ужасном, правда?

Да, тема затронута очень неоднозначная.
Как же понять, занимаешься ли ты духовным развитием или ерундой? В какой точке своего развития человек уже может считать себя духовно развитым? Есть ли такая точка?

Вера Привал

P.S. Опиум здесь используется, как метафора, у меня нет цели пропагандировать потребление каких-либо вообще средств.

3 дек 2023