Саяны- 72. Походный дневник. Продолжение 10

Гузэль Ханисламова
День седьмой (3 августа)

     Ох-хо-хо-о! С кряхтением поднимаемся утром. Спина болит как у ломовой лошади. Холодно. Глаза с трудом открываются. Ступить некуда – всюду роса.
Вылезли из палаток.  Дрожа от холода спускаемся умываться. Дежурные уже хлопочут. Варят кашу (почему-то без соли) и чай.
Вышли в дорогу в 9 часов и двинулись по долине вверх-вниз, вверх-вниз.

    Монгольский перевал берем не спеша. Очень спокойно траверсируя. Правда Натка решила взять склон «в лоб».  И ей это удалось. Ну, Наткина природа нам стала ясна уже. Она не может пройти мимо холма или горки, нечаянно не попытавшись на них влезть.

     На перевале сняли записку* красноармейцев (Моск. Область). С перевала видна гора Ледяная. Наш начальник решил провести нас через ледник между двумя вершинами горы Ледяная, по так называемому, Уфимскому перевалу. На это он отводил один час. Двинулись по травянистому склону, далее по каменистому склону, далее по осыпи (крупные камни). Подошли к краю снежника.

     Разведка (Вовка и Руст) ушла осматривать подходы и проходы. Да, предварительно был обед – сало, сухари, халва, холодная вода с солью и лимонкой.
Вернулась разведка.
Итог:
1. По скальной стенке с рюкзаками не пройти;
2. По осыпи не пройти – лавиноопасно (камни живые);
3. По леднику пройти можно, если вырубить в некоторых местах ступени.
 
    Поймал комара. Что с ним делать? Скрутил козью ножку – насыпал табака, положил комара, досыпал табаку и закурил. Не  повадно будет на такой высоте кусаться.

    Решение: Идем по снежнику, страхуясь альпенштоками. Ребята несут рюкзаки. А пока первая партия в дороге, Алка с Наткой учатся ходить по снежнику. У Гульки опыт такой есть.

    Действие: Вовка Толик, Маркиз и Я с рюкзаками двинулись по снежнику. Девушки помахали нам платочками и ручками (у кого что было). Идем друг за другом, осторожно. Снега в некоторых местах совсем нет – открытый лед. Ботинки скользят, одна надежда на альпенштоки.  Ноги как струны, руки- напряжены, альпенштоки – прогибаются. ПРОШЛИ!!!

    Сели отдыхать. Толик и Я по приказу начальства пошли искать пути с ледника на перевал. А Вовка и Маркиз возвращаются за девчонками и второй партией рюкзаков.

     Дальше подниматься пришлось частично по осыпи, частично по скальному уступу (дорогу эту отыскал Толик). Ребята сделали по две ходки. Натка, ринулась, было, сразу вверх (что за нравы у туристок УАИ?), но ее поймали и дали в руку палку, т.е. альпеншток. А имея в руках палку, на скальную стенку не больно то полезешь.

     УФИМСКИЙ ПЕРЕВАЛ!!!

     Рюкзаки сброшены. Все столпились у тура. Читаем записку. Оказывается, Уфимский перевал открыт уфимцами в 1968 году, вторыми здесь тоже были туристы из Уфы (в 1972г. за месяц до нас) и опять на перевале уфимцы! мы здесь – третьи!
 
     По этому поводу было выдвинуто несколько теорий. Привожу некоторые, на мой взгляд, более правдоподобные:
1.Этот перевал был открыт уфимцами и о нем знают только в Уфе, и из поколения в поколение туристов (деды – отцам, отцы – детям) передают этот секрет.
2.Лишь в Уфе есть такие орлы, которым под силу взять такой перевал. Недаром наш начальник всегда говорит (цитирую) «Куда полетели? Орлы!»
3.Только в Уфе водятся такие дураки, которые прут на перевал, даже если он выше некоторых пиков.

     Уфимский перевал – маленький островок родной Башкирии среди просторов Саян. Чтобы окончательно закрепить эту территорию за Башкирией , было решено водрузить на перевале красный флаг и надписью «Уфимский перевал».
Флаг водружен, он гордо реет на ветру, а вся группа выстроилась в торжественном молчании перед объективом фотоаппарата. В душе каждого звучит гимн нашего города (ЭЙ! ЭФЭ коласе, ямле идель буенда…), ну, звучал бы, если бы мы его знали.

     Пора покидать родной перевал. На совете руководителей (Вовка, Кириллович, Мужчина и пр. титулы) решено, что вторым тостом на точке** будет пост «за Уфимский перевал!». Спуск по травянистому склону и каменистым осыпям. Ноги прогибаются в коленках и в физиологичную и в другую сторону. Натка пыталась использовать для спуска пятую точку, но эта попытка была пресечена в самом начале.
 
     Спустились в долину. Подобрали место для палаток.
- По крысецке! – раздался глас народа.
- Ладно! – ответила Гулька, хранительница огненной воды.
И получили мы по заветной крысецке.
Дальнейшее описывать не буду. Т.к. восприятие носило несколько сумбурный характер. Почему-то помню, что в палатку заползал на спине.

P.S. Забыл. При спуске заготовили корня золотого, или золотого корня (ну, в общем, чего-то золотого).
         
            
       Дежурный по журналу – Рустэм


*для тех, кто не в курсе. На перевалах снимается (обычно с тура – импровизированной горки из камней) записка предыдущей группы, для отчета и защиты маршрута, и оставляется своя с указанием данных и срока восхождения.
**точка – праздник по поводу окончания и защиты маршрута (прим. автора).


На фото: на перевале Монгольский (слева вид на пер. Уфимский), подъем по леднику, на перевале Уфимский.
   
 Приключение следует http://proza.ru/2024/01/11/745