Лесотарный

Сергей Чуприн
 На карте Сахалина нет города Лесотарный. Такого названия вы не найдёте ни в одном топографическом справочнике, тем не менее такой город был.
"Лесотарники" - именно так называли себя жители этого района, только так их называли и жители Красногорска. Конечно, выезжая за пределы острова, лесотарники именовали себя красногорцами, но тут же уточняли:
- я живу в Красногорске, на Лесотарном.
 В этом городе, как в крепости, окружённой с трёх сторон водой, было всё, подтверждающее независимый от внешней бюрократической среды статус - свои детский сад, дом культуры, спортзал, библиотека, комбинат бытового обслуживания, баня, профилакторий, естественно - магазины, столовая, пивбар (!), промышленность, своя пожарная часть, автономная электростанция и даже пионерский лагерь. Школа тоже была, но... волею неизвестного  альтернативно одарённого чиновника расположилась она  на противоположном берегу реки, воспитав в подрастающем поколении вместе с устойчивым отвращением к получению образования у 90% детворы максимальные стимулы в физическом совершенствовании, ибо преодоление немыслимых квестов на пути к знаниям требовали особой  подготовки. 
               
                С чего всё начиналось
 
 В начале века, заполучив Южный Сахалин по итогам Русско-Японской войны, новые хозяева решительно принялись за освоение новых территорий. Начали с дорог, коих в этих краях не было отродясь. И двинули с юга на север по обоим побережьям, практически следуя  береговой линии моря. Изредка, в местах выхода горных хребтов к самому побережью, по возможности обходили их, либо рубили тоннели.
 Добравшись посуху до Чиннайской долины (Чиннай так и переводится с айнского - "долина среди гор"), вопрос о дальнейшем маршруте трассы не стоял - конечно вдоль моря. Для этого необходим был третий мост через довольно широкую и не мелкую реку Томошигава (Аинская). Вопрос стоял - в каком месте осуществить переход. Напрашивался вариант севернее, в селении Хамарайтиси (пос. Аинское), у истока реки из озера. Но, когда посчитали и прикинули, стало понятно, что самый прямой и незатратный путь это перекинуть мост перед плато, не взбираясь на него (район совр. автоколонны-геологоразведки), а потом вдоль правого берега реки практически по прямой до самого озера и далее вдоль озера на север до  Эсуторо (Углегорск) через Усиру (Орлово).
 Мост в Хамарайтиси всё же построили, но это было потом. Лет через двадцать.
Таким образом на будущий Лесотарный стало возможным попасть без использования плавсредств, весело прошагав по мосту 200 метров, вместо тридцати километров вокруг озера.
               
                Необитаемый полуостров.

 За сорок лет довольно бурной активности японцев на Карафуто, руки у колонистов до будущего Лесотарного так и не дошли. Ноги дошли, а руки - нет. ) В природе не существует ни одного свидетельства, что здесь постоянно жили люди. На фото моста* мы видим какое-то странное строение на берегу у дороги. Но, скорее всего, это либо придорожный трактир, либо нечто подобное станции, где путнику возможно передохнуть, поменять/накормить лошадей или заправить авто.
 Первыми жителями полуострова стали в середине прошлого века будущие лесотарники.
***
 Изначально в Красногорске планировали построить комбинат отнюдь не на Лесотарном, а в районе Новой школы. Всё к тому и шло - и река рядом, и через дорогу лесопильный завод. Минимум затрат на раскачку. Уже и лес стали складировать. Но, нашёлся таки умный дядька в мягком кресле, который ткнул пальцем кому надо в куда надо и изначально бесперспективную лавочку прикрыл, отправив по японскому мосту на другой, пустынный берег геодезиста с блокнотом, который в итоге и стал первым лесотарником.
 Очень быстро от моста к морю, минуя японский поворот, накатали первую улицу, назвав её, естественно, Промышленной. По обе её стороны мгновенно выросли бараки, заполнив свои чрева строителями и будущими специалистами новой профессии. За дело принялись рьяно - чувствовалась опытная рука централизованного распорядителя кредитов, т.к. параллельно ускоренными темпами формировались смежники в лице порта, леспромхоза и прочей сопутствующей мелочи типа строительных подрядных организаций и даже Рыбкоопа. Но все они оставались "городскими", в отличие от тех, кто включался в процесс, получая жильё конкретно на Лесотарном.
             
                Феномен

 Начальство, руководители среднего звена, специалисты от бондаря до водителя лесовоза, прибывшие по путёвке из планеты СССР, очень быстро осваивались на новом месте, без отрыва от производства создавали семьи, улучшали жилищные условия и уже их дети первого поколения стали настоящими Лесотарниками, в корне отличающимися от остальных - городских, формируя особый уникальный "этнос". Они, конечно же, никак не отличались внешне от городских (я не имею ввиду корейцев, по понятным причинам их там просто не было. Но существовали обособлено в собственном анклаве, не проявляя особого интереса к городским делам и ревностно охраняя собственную территорию от неразумных смельчаков, рискнувших посягнуть на их суверенитет - городских пацанов сначала били в лоб, а потом доступно  объясняли, что своих девчонок они сами будут танцевать. Девочки тоже предпочитали своих.
Были исключения. Да. Как и в любом правиле. 

эпилог
Сегодня Лесотарного нет. Есть жилой район, возможно его до сих пор по инерции называют Лесотарный, но его жители лесотарниками себя точно не считают. Всё осталось там. В далёком недавнем прошлом.
Во второй половине двадцатого века.

***
здесь ещё про Лесотарный
https://ok.ru/chinnai/topic/155947138065213
и здесь
https://ok.ru/chinnai/topic/155652864844605