Акула - байка

Владимир Войновский
Фото из Интернета

Курилы http://proza.ru/2023/05/26/1234


          Вы знаете, что китайский город-порт Далянь имеет русские корни? Он был построен с нуля в 1898 году на временно арендованной территории у Китая по конвенции неподалёку от военно-морской базы Порт-Артур в рамках проекта КВЖД. Город изначально задумывался как один из крупнейших международных коммерческих портов и должен был стать российским аналогом Гонконга, Сингапура и Макао. Его первое название – Дальний.
 
          В 1905 году город был оккупирован Японией, а в августе 1945 освобожден. По советско-китайскому договору в том же году Далянь был признан китайским правительством свободным. Его пристани и складские помещения были переданы на тридцать лет Советскому Союзу. А уже через пять лет все имущество, находившееся во временном ведении или в аренде, было безвозмездно передано Китайской Народной Республике.

          И вот один «морской волк» рассказал такую историю.

          Закончив в середине июня промысел минтая в Беринговоморской экспедиции с полными трюмами свежемороженой рыбы, наш траулер осуществлял переход в Далянь. Руководство базы приняло решение произвести там выгрузку готовой продукции на экспорт и постановку БАТМа в один из доков на плановый ремонт. Большая часть экипажа готовилась к списанию. Мы должны были авиалайнером прибыть во Владивосток, откуда следующим рейсом в Петропавловск-Камчатский.

          Погода была прекрасная, океан спокойным. Судно с опережением графика перемещалось в нейтральных водах Жёлтого моря. В международных портах всё выполнялось в строгом расписании: прибытие, убытие, время на погрузо-разгрузочные работы. Несоблюдение требований грозило штрафами. Поэтому капитаном было принято решение дать возможность экипажу отдохнуть, насладившись водными процедурами и солнечными ваннами. Траулер лёг в дрейф.

          Разновозрастной мужской коллектив и две женщины, словно дети, развлекались на баке и траловой палубе, откуда по слипу на подручных средствах скатывались в морскую пучину. Самые отчаянные и бесстрашные (это наши боцман и тралмастер) входили в глубину, прыгая с борта. Но для массовых купаний был спущен трап, вокруг которого на лебёдках спущена сеть в виде кошелькового трала, чтобы оградить отдыхающих от встречи с океанскими обитателями.

- Чего спрашиваешь? Какие там могут быть страшилки? Ха! А знаешь, сколько там только одних акул? Гигантских, конечно, нет, но… Не перебивай, а то занимай моё место и рассказывай! На чём я…

          Я в компании своей бригады наслаждался аттракционом на слипе. В какой-то момент, когда с ребятами играли в карты, на моё плечо легла тяжёлая ладонь:

- Пойдёшь с нами на боте? – в мои глаза смотрел улыбающийся третий помощник. – Опыт у тебя с Курил. Акваланг, подводное ружьё. Для камбуза свежей рыбки наловим…

- А здесь этих… ну… больших нет. В прошлый раз чуть сердце…

- Тут? Не-е-е-т! – он уверенно покачал головой.

- Тогда поехали, – как-то я всю жизнь тороплюсь с положительными ответами, но интересно. – Нас много?

- Четверо. Боцман на рулях, трое в море…

          Так, за разговорами проскользили по слипу и плывём по направлению к приближающемуся мотоботу. Тралмастер помог взобраться на борт. Посудина прибавила обороты. Отошли недалеко, всего метров двести. Вода сверху прозрачная, дальше тёмная, с голубого на зелёный переливается…

          Помощник капитана дал краткий инструктаж, пока облачаемся в костюмы, проверяем кислород в баллонах, промываем маски. Каждому вручён гарпун с авоськой и… дайвер из меня ещё неопытный, но уверенности после первого раза прибавилось.

          «Господи! Какая красота! Нептун, какое это чудо, твоё подводное царство. Интересно?! А какая здесь глубина?», – развлекаю себя мыслями, а сам верчусь, наслаждаясь редкой рыбкой, проплывающей одиночкой или мелкими стайками то сверху, то снизу меня.

          Боковым зрением вижу своих коллег, примеряюсь к гарпуну. И тут слева на меня мирно и грациозно скользит нечто, похожее на окуня. Точно он самый и даже не подозревает «великан», что вот она… Стрела пронзает тушку насквозь. Рыба резко идёт на глубину, но я тяну на себя ружьё с тросом…, пытаюсь разогнать ласты и выплыть наверх. Однако это не так-то просто. Все мои попытки только удерживают меня на месте. В какой-то момент окунь ослабляет натяжку, и я выныриваю на поверхность. Подплыв к боту, передаю оружие боцману. Он закрепляет его на борту и пробует вытащить мой улов.

- Кто там? Слона поймал или кита загарпунил?

- Окунь… большой…

- На! – передаёт мне металлическую пику с крючкообразным концом. – Среднюю подсекай. Сколько твой «богатырь» весом? Длина примерно какая?

- Вот так будет, – я показал руками.

- Метр точно… Ладно, рыбачь…

          Поднырнув под бот, заметил стайку средних рыбёшек. Они, словно на тень поднялись к поверхности. Я заводил прут в гущу рыбок и резким движением дёргал на себя. На второй, третий раз всегда складывал добычу в авоську. Самое странное, что в тот момент вообще не возникало, мысли: можно или нет употреблять её в пищу. Но азарт был велик…

          Скоро собрались на спасательном средстве, и пошли к траулеру.

- Я сам поплыву, – сказал третьему помощнику и спрыгнул в море.

          Какое это блаженство. Вода, что парное молоко. Солнышко щекочет глаза. Перевернувшись на спину, раскинул ноги и руки, наслаждаясь свободным покачиванием теплых волн.

- Акула! – донеслось до моего слуха сквозь лёгкий сон…

- Полундра! Все наверх! Спасайся, кто может…, – теперь явно я слышал голоса с БАТМа.

          Перевернувшись, брассом ускоряю движение по воде…

- Чего спрашиваешь? Почему я не посмотрел по сторонам? Ну, брат, ты даёшь… кто же будет разглядывать просторы и заглядывать за волну в такую секунду… Говоришь, я мог спешить на встречу с акулой?! Ага! Но про это тогда и не думалось… Дай закончить… умник.

          Перевалившись через сеть, в два гребка я был у трапа. Сделав три гигантских шага, как мне показалось, я стоял рядом с вахтенным матросом и разглядывал море.

- Вон, смотри… она за тобой явно направлялась.

          Действительно. Над поверхностью торчал спинной плавник, рассекающий гладь. А его хозяйка двигалась точно на сеть, в которой и запуталась.

- Пойду!

- Куда? Стой!

- Помочь надо бедняге…

- А если цапнет?

          Спустившись вниз, я нырнул навстречу той, которая меня очаровала. Нет, это не была белая или другая крупная живая торпеда. Скорее, мой рост вызывал в ней ужас и страх. Положив на нос «рыбе» руку, другой я, проведя по жаберным пластинам, освободил её из ячеи, оттолкнув в сторону.

- Плыви, царица морей, – улыбнулся я.

          Сделав несколько кругов, плавник устремился в открытый океан.

- И что, совсем не было страшно? – спрашивали меня в столовой на ужине.

- Вначале очень было не по себе. Я же не видел, кто и где…

          Мужики смеялись и придумывали колкие продолжения о дружбе акулы с рыбаком-дураком, который, убегая от подруги, побил все мыслимые Олимпийские рекорды по плаванию. Флотский народ, он такой, то «утку» пустить, то шутку отпустит, но никогда не унывает.

          Вот такая история, брат.

Миша http://proza.ru/2023/05/28/1235