Е. Л. Любарский по страницам биографии. Часть 8

Светлана Федорова-Роблес
ЕВГЕНИЙ ЛЕОНИДОВИЧ ЛЮБАРСКИЙ: ПО СТРАНИЦАМ БИОГРАФИИ. ЧАСТЬ 8

К БИОГРАФИИ ПРОФЕССОРА БОТАНИКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ЕВГЕНИЯ ЛЕОНИДОВИЧА ЛЮБАРСКОГО

Продолжаем путешествие во времен вместе со студентом-биологом 2-го курса Казанского государственного университета имени В. И. Ульянова-Ленина.

Итак. Середина ХХ века. СССР. Великая страна победителей самой страшной идеологии, которая только могла зародиться на просторах нашей планеты - фашизмом. Молодое поколение дерзких, свободно мыслящих, чрезвычайно активных и созидательных людей, оставивших после себя фундаментальное наследие в разных областях общественной жизни.

По ходу изложения текста мне пришлось добавить пару комментариев для уточнения некоторых географических моментов. Это было согласовано с автором произведения перед опубликованием его в книге.

НА СТРАНИЦАХ КНИГИ. Любарский Е. Л. Начало пути // Наследие ботаников в Казанском университете. Т. 3. Евгений Леонидович Любарский: по страницам биографии / редактор С. В. Федорова. Казань: Казанский университет, 2021. 11-162 с.

5. ЮНОСТЬ

5.2. НА  II КУРСЕ

На II курсе по систематике низших растений нам читала лекции и вела у нас практические занятия доцент Нина Петровна Арискина. По систематике высших растений лекции читал профессор Владимир Исаакович Баранов, заведовавший кафедрой систематики растений, практические занятия вела ассистент (позже она стала доцентом) Нина Гавриловна Афанасьева. По зоологии позвоночных лекции читал, по-моему, доцент Александр Иванович Шмидтов, практические занятия вёл ассистент Григорий Михайлович Смирнов. Ещё у нас были: органическая химия, количественный анализ. Продолжались занятия и по иностранному языку, физподготовке и (у мужчин) военной подготовке.

По количественному анализу с нами занималась ассистент Ляля Киямовна. Не помню точно суть заданий, но, по-моему, зная количество исходных веществ, нужно было по серии формул рассчитать значение количества конкретного полученного вещества в конце реакций. Работа была сложная, нужен был не только конечный результат, но и промежуточные количественные значения. Мы часто ошибались, и приходилось начинать все расчёты сначала. В течение семестра нужно было, по-моему, решить 9 или 10 таких задач. Однажды я заметил, что все значения конечных ответов находятся в тетрадке, которую преподаватель держит в ящике стола. Однажды, когда Ляля Киямовна вышла, я открыл ящик её стола, нашёл эту тетрадку и быстро выписал конечные показатели для всех задач. Потом для всех задач обратным ходом рассчитал все необходимые промежуточные показатели. А потом все мы, из хитрости специально слегка отклоняясь от полученных мною расчётных цифр (что допускалось в количественном анализе), выдавали правильные расчёты.

Для занятий по военному делу этого была оборудована специальная аудитория, в которой на столе стоял большой плоский ящик с песком, в котором создавались разные макеты местности и разные позиции войск. Строевая подготовка проходила на улице. Военные дисциплины были разные. На занятиях по химзащите в войсках я из баловства сочинил стихотворение:

Наш полковник парень тот,
Член всегда торчит вперёд,
От ОВ чехлом закрыт,
Не берёт его иприт.

В весеннюю сессию мы сдавали экзамен по органической химии. Лекции по этому предмету нам читал доцент Катаев. В первый день сдавала группа, в которой учился я. Принимали экзамен академик Арбузов младший и доцент Катаев вдвоём. Я сдавал Арбузову. Как всегда, я сдал экзамен на пятёрку. Но больше половины группы получили двойки, и им предстояло сдавать экзамен повторно. Органика была трудным предметом. На следующий день сдавала экзамен группа, в которой учились мои приятели «мушкетёры». Юра Ефимов и не надеялся сдать этот экзамен с первого раза. Мне захотелось ему помочь. По этой причине и, конечно, и из «спортивного» интереса, я предложил ему сдать экзамен за него. Мы зашли в мужской туалет, полностью переодели верхнюю одежду, он надел мою, а я его, взаимно переклеили в зачётках наши фотографии. Потом подошли к 43-й аудитории на биофаке (ныне 211-я), где проходил экзамен. Перед дверью толпились девчонки. Когда кто-то из сдававших выходила из аудитории, вместо неё на экзамен проходила следующая. Юра где-то притаился, чтобы не маячить перед аудиторией, а я через некоторое время зашёл в аудиторию, рассчитав так, чтобы попасть к другому экзаменатору, к Катаеву. Во время сдачи экзамена я сел так, чтобы моего лица не было видно со стороны Арбузова и со стороны двери. Мне попался билет, в котором один из двух вопросов был вообще почти такой же, как вопрос, на который я отвечал сам в предыдущий день. Конечно, я ответил на пятёрку. Отвечать при этом я старался изменённым, более низким, голосом. В коридор я вышел под восторги наших девочек. Потом мы с Юрой снова пошли в туалет, снова переоделись и вернули на свои места фотографии в зачётках. Не помню, сдали ли экзамен в этот день два Бориса, скорее всего, им пришлось пересдавать этот экзамен ещё раз. Потом мы, конечно, отметили успешное проведение нашей авантюры. Эта помощь другу и этот «спортивный» интерес для нас обоих могли закончиться исключением из университета, если бы нас разоблачили. А риск был двойной. Во-первых, когда я сдавал за Юру экзамен, к двери аудитории в коридоре, где толпились студентки, подошёл Валерьян Гаранин, учившийся курсом старше нас. Он был принципиальным комсомольцем, секретарём бюро ВЛКСМ факультета и кандидатом в члены КПСС. Юра в то время носил более длинные волосы, чем я. Гаранин посмотрел в щёлку двери и спросил, кто там сдаёт экзамен. Девочки сказали ему, что сдаёт Юра Ефимов. Гаранин с удивлением заметил, что у него вроде бы более длинные волосы. Тут девчонки его как-то заговорили, что Юра, наверное, подстригся, и под каким-то предлогом оттащили от двери. Потом он ушёл. Когда я вышел с экзамена, его уже не было. Во-вторых, Катаев целый год читал нам органическую химию, а нас, биологов, на курсе было всего 50 человек, из них только 6 парней. Я думаю, вполне можно было всех запомнить, хотя бы и не зная фамилий. Может быть, выручило и то, что я почти не ходил на лекции. Не зря наша преподавательница английского языка Александра Михайловна Петражицкая называла меня академиком.

В то время мы c моими приятелями «мушкетёрами» увлеклись гребно-парусным спортом и посещали Морской клуб ДОСААФ. На озере Ближний Кабан находился причал Морского клуба. В Морском клубе с нами проводили занятия. Летом мы тренировались на шлюпках-шестёрках на озере Кабан и участвовали в соревнованиях. Летом клуб организовывал также походы на шлюпках по Волге и по кругосветке Волга–Свияга. Верховье Свияги находится близко от Волги . Шлюпки сначала плыли от Казани вниз по Волге, потом их волоком перетаскивали с Волги в Свиягу и, таким образом всё время, плывя по течению, прибывали в Казань. Правда, я по разным причинам в таких походах не участвовал. А вот в соревнованиях на озере Ближний Кабан наша шлюпка-шестёрка, в которой были, в том числе, и мы «мушкетёры» (точно не помню, все ли?), однажды заняла первое место. Нужно было какое-то расстояние пройти по озеру на вёслах, затем обогнуть буёк, поставить паруса и возвратиться к месту старта под парусами. Как и все занимавшиеся в клубе, я получил в результате сдачи зачётов и практического плавания на шлюпке-шестёрке удостоверение старшины шлюпки. В этот период я в нашей университетской библиотеке изучил всю литературу о шлюпках, их парусной оснастке и плавании на них, какую нашёл в каталогах.

КОММЕНТАРИИ. Река Свияга это правый приток реки Волги. Русла двух рек размещены почти параллельно на небольшом расстоянии друг от друга, но течение их разнонаправленное. Место слияния рек расположено недалеко по географическим меркам от города Казань вверх по течению Волги.

У Юры Ефимова был двоюродный брат Генрих, который жил недалеко от ворот Парка Петрова. Часто мы ходили в поисках приключений и в таком составе, втроём: я, Юра и Генрих. Значительно позже Генрих стал бродягой. Иногда Юра и Генрих заходили за мной к нам домой. Тётя Нина потом называла Генриха Генриэттой за длинные волосы на голове. Однажды, когда дочь тёти Нины и моя двоюродная сестра Ира, которая была старше меня на 7 лет, окончив Финансово-экономический институт, по распределению отправилась на работу в Йошкар-Олу, тётя Нина на несколько дней уехала с ней, а я оставался в квартире один. И вот как-то вечером пришли к нам домой мы втроём: я, Юра и Генрих с водкой и закусками. Хорошенько выпили. После этого мне, как всегда, захотелось куда-то лезть. Квартира находилась на втором этаже, окна выходили во двор. Открыв окно, я пошёл гулять по карнизу. В какой-то момент я сорвался и упал сначала на крышу сарая, примыкавшего к дому, а с сарая на землю. Но полёт был нормальный. Никаких травм. Я встал и через дверь вернулся в дом. У нас мы и ночевали. Утром соседи судачили: почему мы выбрасывали в окно помидоры? Когда тётя Нина приехала, соседи, конечно, рассказали ей о наших развлечениях. Я получил нагоняй.

После окончания экзаменационной сессии летом 1950 года у нас проходила в июне-июле летняя учебная практика по ботанике и по зоологии позвоночных. На этот раз практика проходила на Свияжской биостанции университета, на правом берегу Волги чуть ниже впадения в Волгу реки Свияги .. Из Казани мы часа за два добирались туда по Волге на небольшом пароходике ОМике. Практика была интересной и проходила в живописных природных условиях. В свободное время мы купались и загорали. По зоологии позвоночных с нами занимался ассистент Григорий Михайлович Смирнов, а практику по ботанике вела ассистент Нина Гавриловна Афанасьева. Напротив биостанции на Волге недалеко от берега находится большой  остров. Иногда наши занятия проходили и на этом острове, на который мы переплывали на лодках, орудуя вёслами. Однажды на практике по ботанике наша группа под руководством Нины Гавриловны экскурсировала на острове. Мы подошли к небольшому болоту. Прежде, чем все стали обходить болото, я, вспомнив свои дальневосточные трюки, быстро взобрался на, стоявшее на берегу болота высокое тонкое дерево и «на парашюте» спустился на противоположный берег болота. В нашей группе был Карп Фетисов из Омска или Томска. Он решил повторить этот трюк. Но поскольку дерево уже было с наклоном, а Карп был несколько тяжеловат по комплекции и слишком медленно взбирался, то он опустился «с парашютом» как раз в середину болота и оказался по колено или по пояс (точно не помню) в воде, вызвав, конечно, всеобщий хохот. А во время практики по зоологии мы как-то тоже возвращались на лодке с этого острова. Выпендриваясь перед девочками, я стоял на носу лодки в лаптях, с фотоаппаратом и охотничьей двустволкой, готовый спрыгнуть на берег, как только лодка ткнётся носом в прибрежный песок. Но лодка вблизи берега неожиданно наткнулась в какое-то подводное бревно, и я во всём своём облачении кувыркнулся в воду. Хорошо, что было уже не глубоко. Вот тут уж по моему поводу был дружный смех. Лапти я купил на базаре. В лаптях я любил ходить на некоторые экскурсии тоже из желания пооригинальничать, хотя это действительно очень удобная обувь, в которой я в детстве любил ходить на рыбалку по таёжным речкам в своей любимой дальневосточной Пейшуле. Когда я вспоминаю эту летнюю практику, во мне звучит Серенада Шуберта.

КОММЕНТАРИИ. Свияжская биостанция или Зоологическая станция со дня её основания в 1916 г. решением Общества естествоиспытателей при Императорском Казанском университете располагалась на правом берегу реки Свияга, В 3-х километрах по береговой линии от Зоостанции вверх по течению реки расположено её устье, где она сливается с рекой Волга.

В августе 1950 года все студенты мужчины нашего университета, окончившие второй курс, отправились на сборы в военные лагеря. В то время студенты университета освобождались от призыва на срочную военную службу. Вместо этого с I по IV курс все студенты мужчины в течение каждого учебного года один день в неделю занимались военной подготовкой под руководством опытных офицеров, проходивших службу на Военной кафедре университета. По разным военным предметам мы также сдавали зачёты и экзамены. А после II и IV курсов нас отправляли на месячные сборы в военные лагеря. По окончании военной подготовки студенты получали воинское звание младших лейтенантов запаса. Таким образом, и мы, студенты-биологи после летней практики поехали в военные лагеря. Университетом был зафрахтован большой теплоход, на котором все студенты-мужчины университета, окончившие II курс, вместе с офицерами военной кафедры отправились в плавание вниз по Волге до Саратова. Из Саратова нас на пригородном поезде доставили в Татищево (в 40 километрах под Саратовом) в военные лагеря. Здесь мы снова оказались вместе с моими друзьями «мушкетёрами», которые летнюю практику проходили в составе другой группы. В военных лагерях мы жили в палатках, ходили строем, разбирали и собирали оружие, стреляли по мишеням, ползали по-пластунски и т.п. Татищевские военные лагеря расположены в степи. Стояла сильная жара. Гимнастёрки были пропитаны солью. Больше всего запомнился запах полыни и других степных трав, особенно когда ползёшь по-пластунски или просто лежишь на траве и с удовольствием вдыхаешь этот чудесный запах. Когда пришло время возвращаться из лагерей, мы, «четыре мушкетёра» не стали вместе со всеми ждать пригородный поезд до Саратова, а в нарушение дисциплины проникли в какой-то товарный состав и самостоятельно добрались до Саратова, а затем и до пристани, где нас снова ожидал наш теплоход. Хорошо, что нашей самодеятельности с товарным составом начальство не заметило. Пересчитали всех уже на теплоходе. И снова плавание по Волге. В Казань прибыли к вечеру, хотя было ещё светло. Это была ещё та старая пристань на той замечательной старой Волге, ещё не испорченной превращением в водохранилище. От пристани в город ходил трамвай № 1. Мы так соскучились по Казани, что все перешли к борту, которым теплоход причаливался к пристани. Теплоход сильно накренился, а когда причалил, студенты стали сходить не только по мосткам, но и перепрыгивали на пристань с разных мест от кормы до носа судна и все бросились к единственному стоявшему в это время у пристани трамваю из двух вагонов. Трамвай был мгновенно забит до отказа, а студенты залезали в открытые окна прямо на головы других. И так в сверхпереполненном трамвае мы и выехали в город. К сожалению, в военных лагерях в соответствии с тамошними манерами мы сильно распустились и разговаривали со сплошным матом. Потребовались значительные внутренние усилия, чтобы освободиться от этой отвратительной привычки. А на Дальний Восток этим летом мне съездить не удалось.

В конце II курса было проведено перераспределение студентов из общих групп, в группы по специализации. Были сформированы три группы: группа ботаников (подгруппы: геоботаники, систематики растений), группа зоологов (подгруппы: зоологии беспозвоночных, зоологии позвоночных), группа физиологов (подгруппы: физиологии растений, физиологии человека и животных), всего около 50 человек. И ещё была группа почвоведов, около 20 человек. Я определился в группу ботаники, подгруппу геоботаники, а мои друзья «мушкетёры» – в группу зоологии, подгруппу зоологии позвоночных.
         
                Евгений Любарский, Казань, 14 сентября 2021 г.
                Светлана Федорова, Казань, 16 января 2024 г.