Е. Л. Любарский по страницам биографии. Часть 9

Светлана Федорова-Роблес
ЕВГЕНИЙ ЛЕОНИДОВИЧ ЛЮБАРСКИЙ: ПО СТРАНИЦАМ БИОГРАФИИ. ЧАСТЬ 9

К БИОГРАФИИ ПРОФЕССОРА БОТАНИКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ЕВГЕНИЯ ЛЕОНИДОВИЧА ЛЮБАРСКОГО

НА СТРАНИЦАХ КНИГИ. Любарский Е. Л. Начало пути // Наследие ботаников в Казанском университете. Т. 3. Евгений Леонидович Любарский: по страницам биографии / редактор С. В. Федорова. Казань: Казанский университет, 2021. 11-162 с.

5. ЮНОСТЬ

5.3. НА III КУРСЕ

На III курсе лекции по физиологии растений нам читал профессор Алексей Михайлович Алексеев, заведовавший кафедрой физиологии растений с 1932 года. У него были больные ноги, в университет его на его собственном «москвиче» привозил его шофёр, в университете он с трудом передвигался, обычно с помощью кого-нибудь из его учеников. Но лекции его были просто замечательные и очень интересные, я их старался не пропускать. К этому следует ещё добавить, что в это время всеобщего принудительного беснования на почве лысенковщины и мичуринской биологии только два профессора, Ливанов и Алексеев, игнорировали этот абсурд и смело читали нам лекции так, как считали нужным, никогда не ссылаясь на мичуринскую биологию и на Лысенко, в то время, как все другие профессора и подчинённые им преподаватели в своих лекциях и статьях обязательно послушно ссылались на решения съездов партии, на мичуринскую биологию и на «труды» Лысенко. Возможно, благодаря профессорам Ливанову и Алексееву и своей интуиции я обязан тем, что, несмотря на интенсивное вбивание в наши студенческие головы всей этой лысенковщины, я её никогда не воспринимал, и не ссылался на Мичурина и Лысенко ни в своих курсовых, ни в дипломной работе. А после окончания университета, хотя этот принудительный лысенковский шабаш ещё долго продолжался, ни в одной моей научной публикации я никогда не упоминал о решениях очередного съезда партии, и никогда не упоминал ни о мичуринской биологии, ни о Лысенко, хотя такое инакомыслие в то время крайне не одобрялось, и у меня были неприятности.

Лекции по физиологии животных и человека читал профессор Ибрагим Гильманович Валидов, заведовавший кафедрой физиологии человека и животных. Когда мы сдавали ему экзамен по физиологии животных, а это был второй наряду с органической химией самый трудный предмет на нашем факультете, я опять выручил одного из моих друзей «мушкетёров» Борю Соловьёва. Первой сдавала экзамен наша группа. Я, конечно, снова получил пятёрку. Но когда я брал билет, по просьбе Бори Соловьёва я ухитрился и незаметно взял два билета, по одному я отвечал и потом его возвратил, а другой утаил. На следующий день сдавала группа с моими друзьями «мушкетёрами». Боря Соловьёв подготовился по этому, второму билету, дома, и экзамен сдал с первого раза в отличие от многих других студентов из его группы, получивших двойки и вынужденных потом пересдавать экзамен второй раз. И опять мы, конечно, рисковали. У Ибрагима Гильмановича было косоглазие. Когда он смотрел, было непонятно, на тебя он смотрит или в сторону. Он мог заметить мою уловку. Кроме того на следующий день он мог заметить, что одного билета нет. А билеты были пронумерованы. Но к счастью всё обошлось.

По микробиологии лекции нам читала доцент (впоследствии профессор, заведующая кафедрой микробиологии) Маргарита Ильинична Беляева, а практические занятия вела ассистент (впоследствии доцент) Роза Абдрахмановна Сайманова. Эти занятия мне нравились.

Кто у нас вёл политэкономию, я не помню, но хорошо запомнил, как я сдавал этому преподавателю экзамен. Как-то так получилось, что на экзамен я пришёл прилично выпивши. Экзамен я сдал с блеском на пятёрку, но был значительно возбуждён и перед собой почему-то всё время дёргал стул. Преподаватель, конечно, понял ситуацию. Но он мне не устроил никаких неприятностей, однако доброжелательно и многозначительно сказал: «Больше так никогда не делайте» и я больше в таком состоянии на экзамены не приходил. Однажды я также здорово выпивши, участвовал в майской или ноябрьской демонстрации. И хотя я вёл себя вполне прилично, на другой день мой заведующий кафедрой геоботаники Михаил Васильевич Марков вызвал меня к себе в кабинет и спокойно объяснил мне, что такого больше не должно быть. И я убедился, что наши преподаватели всегда по-доброму относятся к студентам. Так и я потом всегда относился к студентам, когда сам стал преподавателем. Хочу заметить, что в то время все наши профессора, а вслед за ними и все остальные преподаватели, всегда обращались к студентам только на Вы.

На III курсе требовалось написать первую небольшую курсовую работу или реферативного характера или по материалам летней практики. Я написал курсовую работу на тему: «Леса Майхинского опытного лесхоза ДальНИИЛХ». Работа получилась солидная, объёмом 100 страниц, исписанных от руки в общей тетради, с Приложениями. Привожу её содержание.
;
СОДЕРЖАНИЕ

Введение………….…………………………………………………………............. 5
Глава I. Общие сведения…………………………………………..…...... 11
1. История лесхоза……………………………………………….….......... 12
2. Климат……………………………………………………………................ 13
3. Реки и озера………………………………………………………............ 18
4. Рельеф……………………………………………………………................ 19
5. Почвы……………………………………………………………..........…...... 21
Глава II. Видовой состав лесов……………………………………..…… 23
1. Древесные и кустарниковые породы………………………….…. 23
2. Травянистая растительность……………………………………..... 40
Глава III. Эдификаторы……………………………………………………...... 42
1. Pinus koraiensis S. et Z. (Abietaceae)………………. 42
2. Piceaa janensis Fischer (Abietaceae)……….….….. 49
3. Abies nephrolepis Max. (Abietaceae)……………….... 53
4. Quercus mongolica Fisch. (Fagaceae)…………….…... 55
5. Fraxinus manshurica Rupr. (Oleaceae)…………….….. 58
Глава IV. Эволюция флоры………………………………………...…….... 61
Глава V. Общая флористическая характеристика лесов... 66
Глава VI. Типология лесов……………………………………………….…... 73
1. Кедрово-широколиственные леса…………………………….….... 75
2. Елово-пихтовые леса……………………………………………......... 85
3. Дубовые леса……………………………………………………............. 92
4. Широколиственные леса……………………………….…………....... 95
5. Леса остальных формаций………………………………………....... 96
Заключение…………………………………………………………….……............ 98
Приложения…………………………………………………………………............. 100
1. Квартальный план Майхинского опытного лесхоза
2. Схематическое изображение распределения типов леса в соответствии с условиями рельефа
3. Фотоиллюстрации


В качестве фотоиллюстраций были представлены сделанные мной 13 фотографий, наклеенных на страницах второй тетради.

Особое впечатление на кафедре произвела романтическая часть моего Введения, весьма необычная для курсовой работы. Привожу полностью первую половину Введения:

«Работая над темой «Леса Майхинского опытного лесхоза», я поставил перед собой цель – просто и наглядно дать более-менее ясное представление с научной точки зрения о чрезвычайно сложных Маньчжурских лесах на примере лесов Майхинского лесхоза. 

Дикая, необычайно красивая, с природой, окрашенной в нежные минорные тона, символ вечности, безграничности и спокойной мощи, разнообразная, мало изученная Уссурийская тайга издавна влекла к себе лучших учёных старой России и лучших советских исследователей. Много сделал для её изучения неутомимый Арсеньев, буквально воспевший её в своих прекрасных произведениях. В. Л. Комаров посвятил ей свою жизнь, вложил много труда в изучение её флоры. Изучением маньчжурских лесов много занимались Маак, Максимович, Рупрехт, Ивашкевич, Строгий, Овсянников и другие. В настоящее время этим вопросом и вопросами ведения лесного хозяйства, лесоразведения, практического использования лесов в народном хозяйстве и защитой их от вредителей и болезней занимаются ДВФАН СССР, ДальНИИЛХ и экспедиции Института леса АН СССР.

Кто пробыл в этом очаровательном уголке природы хоть несколько дней, тот навсегда сохранит в памяти этот спокойный шум девственного леса, живущего своей полной сказочной жизнью, от которой веет какой-то таинственностью и скрытой силой.

Кто прожил там больше, кому случалось ночевать в далёкой глуши леса, засыпая вместе с деревьями в тёплом лунном безветрии, чувствуя у правой руки ружьё, ощущая тёплое дыхание лежащей рядом собаки, слыша сквозь сон далёкие лесные шорохи, треск сучьев, мерное потрескивание костра, бульканье ключа в темноте, за лунными дорожками, таинственные ночные крики и вопли, далёкое и жалостливое «Вань-Гань-Гоу» неведомой ночной птицы, ставшее достоянием многих легенд, навевающее грусть и преклонение перед могучей вечностью природы, так ясно видимой в этой живой, спокойной и кажущейся бесконечной ночи, когда всё оцепенело, обливаемое мертвенно бледным светом луны. Кто пережил счастье быть в сказке, того всегда будет неизменно тянуть к себе этот дикий, ставший родным лес, тот никогда не променяет его ни на какие блага мира.

Уссурийская тайга таит в себе огромные ценности, воплощённые в её растительном, животном мире и в недрах её сопок, ждущие новых и новых исследователей.

К этим величественным реликтовым лесам, несущим на себе отпечаток далёкого прошлого, глубокий интерес проявляют многие как исследователи, так и неспециалисты. Думаю, что последние смогут почерпнуть первые необходимые флористические сведения о маньчжурских лесах в предлагаемом произведении.

Майхинский опытный лесхоз я выбрал не случайно. Во-первых, это один из наиболее полно сохранившихся уголков девственного леса, не тронутый топором. Во-вторых, территория и леса этого лесхоза мне наиболее знакомы, т.к. я имел возможность исходить его вдоль и поперёк и наблюдать именно здесь все моменты, характерные вообще для маньчжурских лесов».

Все преподаватели кафедры геоботаники с интересом обсуждали это моё романтическое введение в курсовой работе. Такого студенты в курсовых работах ещё не писали.

С моей «мушкетёрской» компанией я довольно тесно дружил  на I и II курсах. На III курсе мы как-то всё реже взаимодействовали, хотя и оставались приятелями. Однако после окончания весенней экзаменационной сессии летом 1951 года мы все четверо вместе выехали из Казани (с пересадкой в Свердловске) во Владивосток на производственную практику. Я направился в Институт биологии Дальневосточного филиала Академии наук СССР для участия в ботанической экспедиции, о чем заранее договорился с ботаниками института мой отец, а Юра и два Бориса – в Тихоокеанский институт рыбного хозяйства и океанографии (ТИНРО), с руководством которого они предварительно списались по моему совету. В обоих поездах мы занимали купе в плацкартном вагоне, и наша поездка была, конечно, весёлой. Мои друзья ехали на Дальний Восток впервые, и им всё за окном вагона было интересно. Особенные впечатления они, конечно, получили от Байкала, когда поезд медленно проходил участок пути между станциями Байкал и Слюдянка: нависающие скалы, туннели, бесконечная гладь озера.

                Евгений Любарский, Казань, 14 сентября 2021 г.
                Светлана Федорова, Казань, 16 января 2024 г.