Свои тезисы Маркс составил при подготовке книги "Немецкая идеология", вышедшей в 1845. Однако в текст книги они не вошли и ни разу при жизни Маркса не публиковались. Тем не менее именно в этих черновых тезисах в сжатой и простой форме изложена суть всей марксистской философии, которую он претворял во всем своем творчестве, в "Капитале" в первую голову. Опубликованы же они впервые были Ф. Энгельсом, которые обнаружил "Тезисы", разбирая посмертные бумаги своего друга и соратника.
ШТРИХИ К ФИЛОСОФСКОМУ ПОРТРЕТУ МАРКСА
Карл Маркс по жизни был неудачником. Обладая умом, связями -- брат его жены был министром внутренних дел Пруссии, -- великолепно образованный, работоспособный как вол, педантичный и въедливый -- что еще нужно для успешной карьеры -- он так ничего и не добился. И поэтому с ненавистью мстил в писаниях тем, кто с гораздо меньшим правом наслаждался всеми благами жизни: буржуям, политикам, профессорам. Не любил он и славян, и индусов, и китайцев, и вообще на весь род людской смотрел с презрением лузера.
Особенно, конечно, Карл Маркс пылал ненавистью к капиталистам, и эта ненависть, переливавшая через край, во многом поспособствовала популярности его "Капитала" в рабочей среде. Не любил он и рабочих, и если с упоением рисовал все ужасы эксплуатации -- а рисовал он их с подробностями, -- то скорее иронизировал над жертвами, чем сочувствовал им. Пролетариат был для Маркса, особенно в ранних работах, олицетворением тотального бесправия, бедности, нищеты и полной утраты человеческого образа и подобия, и именно поэтому он отводил пролетариям ведущую роль в крушении старого мира: таким ничего не жаль, кроме своих цепей пролетариям терять нечего. Вопрос на засыпку: вот только смогут ли такие лишенные всего, когда победят, построить хоть что-нибудь путное, не говоря уже о царстве божием на земле. Странным образом наряду с этим у него уживается восхищение капитализмом с его духом предпринимательства и прогресса.
Маркс не верил тому, что он видел собственными глазами. Мир фактов был для него только ширмой, за которой скрывается подлинный механизм, управляющий природой и обществом, пружины которого он стремился раскрыть исключительно силой своей мысли. Отсюда крайняя абстрактность и схематичность всех его построений. Его рассуждения о стоимости и обращении капитала, материя довольно-таки трудная, и за 150 лет, прошедших после первого издания книги, освоенная очень немногими.
Маркс странным образом оказался непонятым своей аудиторией. Его критика буржуазного общества, во многом неустаревшая до сих пор, должна прийтись по душе тем, кто это общество ненавидит: пролетариям и отпугнуть тех, кто верит и ценит культуру, человеческий прогресс. Однако его философские идеи совершенно неумопостигаемы рабочими и, как нельзя более кстати должны прийтись по душе людям, склонным к аналитике и любящим выстраивать, осваивать и наслаждаться сложными логическими схемами
НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ФИЛОСОФИЮ
1. Если не центральным, то самым популярным является 11 тезис: "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его".
По поводу этого тезиса было много толков, а еще более кривотолков. И неспроста, ибо Маркс предлагает совершенно новый подход к философии. Классическая европейская философия, начиная с Платона и Аристотеля и вплоть до наших дней в центре всей философской проблематики ставила проблемы познания человеком окружающего мира. Человек по своей сути в этой концепции это человек познающий. Одни, материалисты, считали, что человек воспринимает своими чувствами окружающий мир и эти впечатления, как желудок пищу, переваривает в понятия и теории. Другие, идеалисты, в своей крайней и последовательной концепции полагали, что все идеи заложены внутри человека, а существует ли мир реально за завесой ощущений даже и судить не моги.
Всех рассудил здесь, хотя и не всех примирил, Кант. Человек черпает свои знания исключительно из внешнего мира: и здесь Кант материалист. Но он пропускает их через призму своих познавательных способностей, которые, -- как допустим, зеленые очки на носу окрашивают весь мир в зеленый свет, -- примешиваются к познаваемому миру, так что мы и судить не может, каков он на самом деле, ибо в отличие от зеленых очков снять свои познавательные способности человек не может. И здесь Кант идеалист.
Маркс, безусловно, материалист в этом споре, но он начисто отвергает идею о том, что человек по сути своей -- это познающий человек. Человек по сути, полагает Маркс, это деятельный человек. Познание хоть и важный аспект его бытия, но не только не единственный и не главный, но даже и вообще не самостоятельный. Человек не занимается познанием как таковым. Человек -- это не научный работник на окладе. Человек действует и, практически преобразуя своими действиями мир, одновременно в ходе этой деятельности и познает его.
Или как наглядно метафоризировал эту мысль Энгельс: "Чтобы узнать, каков пирог, нужно попробовать его".
ПРЕДШЕСТВЕННИКИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛИ МАРКСА ПО 11 ТЕЗИСУ
Заметим, что хотя Маркс и революционизировал современную ему философию, он опирался на давнюю философскую традицию, идущую еще от Эпикура (а докторская диссертация Маркса как раз и исследовала философию последнего) и стоиков, и включающую позднюю римскую и раннюю христианскую философскую традицию. Согласно этой традиции познание мира -- это не главная задача философии. Главный ее цимус состоит в практической области, которая однако лежала не в изменении существующего мира, а в воспитании в себе homo beatus -- прекрасного человека: facere docet philosophia, non dicere.
Точно так же по следам Маркса пошла во многом и современная философия: было ли это влияние Маркса или общий тренд эпохи -- вопрос не столь уж существенный. Так, экзистенциалисты также отвергали концепцию человека как существа познающего. Но до идеи человека действующего они так и не доросли: им бы прослушать курс марксистко-ленинской философии: глядишь были бы поумнее чуток. Для них человек -- это прежде всего существо существующее. Der Mensch ist, и на этом ist они и сосредотачивают огонь своего внимания.
ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ
2. Еще один важный тезис 7 (хотя они все важны):
"'религиозное чувство' само есть общественный продукт и абстрактный индивид, подвергаемый [классической европейской философией] анализу, в действительности принадлежит к определенной общественной форме".
Сказано не в бровь, а в глаз. Предшественником Маркса по 7 тезису был Гегель, изречение которого "все непосредственное опосредовано" он любил повторять и в своих произведениях, и в жизни. Классическая европейская философия, занимаясь человеком, познающим мир, крутится внутри схемы "человек -- природа". Вот природа, а вот человек. И вещи и явления природы перетекают из природы в человека без его желания или при его активном содействии (по этому поводу тут существуют разные философские школы) и перевариваются им в ощущения, понятия, идеи.
Вот как, допустим, рисует процесс восприятия Кант. Человек видит условный дом, как набор линий и цветовых пятен, а также запахов и чего-нибудь еще покрепче. Его чувственность, как первая познавательная способность, обладая свойством восприимчивости, моментально предлагает ему ряд форм для связывания в единое целое различных впечатлений. Скажем, в его сознании проносятся шар, цилиндр, конус -- но все они не подходят под то, чтО он видит. А вот параллелепипед подходит. На этом он и останавливается. Потом подбирает детали: размер параллелепипеда, особенности формы -- разные там впадины и выпуклости. Потом так же подбирает цвет, идущие запахи, пока наконец конкретный дом не запечатлевается в его восприятии.
Все происходит совсем не так, говорит Маркс. А как? А вот как. Идет маленький человек. Он только что научился ходить, а теперь учится говорить. А рядом с ним отстукивает чечетку каблучками по асфальту и ведет его за ручку его мама. Маленький человек видит дом. "Это дом", -- говорит ему мама. Рядом бежит собака. "А это собака", -- говорит ему мама. И добавляет: "Она бежит". И когда человек становится взрослым и видит дом или собаку, он воспринимает их именно не через какие-то особые познавательные способности, а именно через призму этих маминых пояснений. Более того, когда он видит нечто незнакомое, напоминающее дом, или собаку, он и на них смотрит глазами своего детства и маминых уроков и говорит себе: "Хоть и похоже, но это не дом", "Хоть и бежит, и даже останавливается и поднимает заднюю лапу, но это не собака".
А мама его сама в свою очередь получила эти представления от своей мамы, и так до начала веков. И таким образом в маминых пояснениях концентрируется весь не одно тысячелетний опыт человечества.
Соответственно, и думая о боге, человек приносит в свои думки эти вынесенные из земного опыта представления и говорит: "бог это президент", "бог издает законы, которым люди должны подчиняться"...
Разумеется, такая постановка проблемы не отменяет вопроса о том, как происходит само восприятие, как именно видит этот маленький человек. Но вопрос этот, настаивает Маркс, хотя и очень сложный, однако отнюдь не философский, а сугубо научный. Маркс, скорее всего, не интересовался физиологией, а как раз в то время, когда он писал свой "Капитал", исследования в этой области забабахал наш Сеченов. (Маркс для нас, разумеется, не икона, поэтому добавим, что хотя Сеченов, как и его последователи, был и экспериментатором мощным, и научным теоретиком нехилым, но без философской постановки проблемы он вряд ли подошел бы к своим исследованиям. Так что сбрасывать Канта с корабля современности пока рановато).
3. В продолжение 7-го тезиса следует 8-ой:
"Общественная жизнь по существу является практической. Все мистерии, которые уводят теорию в мистицизм, находят свое рациональное разрешение в человеческой практике и в понимании этой практики".
Вспомним 7-й тезис: человек познает мир в ходе практической, и даже предметной деятельности. Причем не как Робинзон Крузо, а как член человеческого сообщества, то есть вместе со своими родственниками, друзьями и соседями и против и вопреки своим врагам и недоброжелателям. Поэтому человеку противостоит не природа, а созданный им же самим, как членом человеческого сообщества мир. Он ходит, говорит, живет, действует не в лоне какой-то надуманной природы, а в мире созданных человеческим трудом предметов. И что очень важно подчеркнуть -- выработанным в ходе этого труда общественных отношений.
В предметах труда, как-то заметил Маркс, отражена вся чувственная история человечества.
В какой-нибудь простой шариковой ручке воплощены мысли и достижения не одного человеческого поколения. "Наконечник шариковой ручки состоит из трубки (из меди, нейзильбера, стали или др.), одним концом входящей в стержень, и маленького металлического шарика, размещённого с небольшим зазором в другом конце трубки так, что один его конец выступает из трубки. Для достижения износоустойчивости шарики изготавливают из твёрдого материала, например, из стали или карбида вольфрама, а сферической формы добиваются шлифованием с использованием алмазной пасты или другими методами. Вязкость и плотность чернил должны быть такими, чтобы чернила не вытекали (были густыми) из стержня ни с открытого конца, ни через зазор между трубкой и шариком, прилипали к последнему и переносились на бумагу, к тому же чернила должны достаточно быстро сохнуть на бумаге, поэтому чернила для шариковых авторучек (чернильная паста) создаются на масляной основе с добавлением пигментов или красителей для придания им различных цветов. За счёт простоты конструкции шариковые ручки дёшевы и широко распространены".
Карбид вольфрама, красители, шлифование -- сколько предметов и производственных операций должны были придумать люди, чтобы сделать появление шариковой ручки возможным.
Но не только материальные предметы, но и способы освоения мира, познания совершаются в формах, выработанных человечеством. Вот человек, скажем, не спит всю ночь, мучается и невольно в его душе рождаются стихи. Но стихи, как способ выражения чувств, метрика, строфика, метафоризм -- все эти формы выработаны и отработаны предшествующими поколениями, так что сегодня не самый не самый умный и талантливый пацан, может изливаться на бумаге (компьютер, думаю, не подойдет) похлеще, чем Ломоносов или Тредиаковский, которые хотя и обладали гораздо большими поэтическими способностями, но словами ворочали как глыбами.
И даже сама природа создана человеком в ходе его практической деятельности. "Человек предписывает законы природе", -- как-то проницательно заметил Кант. Эта мысль может показаться парадоксально-параноидальной. Что люди придумали и сделали, землю, моря, звёзды? Ни в коем случае. Просто люди отвоевали себе место у окружающего пространства и времени и обозначили то, что находится за его пределами, природой. А потом противопоставили свой обжитый мир этой ставшей для них вовне природе. Грубо говоря, люди придумали лес из скопления отдельных деревьев и кустарников, а обилие соленой воды определили как море и противопоставили его своему миру.
МИНИАТЮРЫ О ФИЛОСОФИИ
http://proza.ru/2024/01/16/250