Книга была написана и выпущена в непростой для Гегеля период. В стране бушевала французская оккупация. Философ потерял свою квартиру и лишь чудом уцепил с крохами своего имущества уже подготовленную к печати рукопись своего труда. Тем не менее, несмотря на личные невзгоды он полон энтузиазма. Нашествие наполеоновских орд он принимает как железную поступь истории, которую ему удается, по его мнению видеть воочию. Этим духом проникнута и его "Феноменология", , в которой он пытается показать развитие сознания человека и человечества в ходе их всемирно-исторического процесса. Книга весьма богата содержанием и мыслями.
МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ
В своей книге среди прочего философ трактует и проблемы морали и нравственности. А что, это не один хрен, ни одно и то же? Что в лоб, что по лбу. "Не-а", -- уверяет Гегель, -- "совсем не одно и то же".
Мораль -- это моральные принципы, выработанные человечеством и закрепленные в "Моральном кодексе строителя коммунизма", моисеевых заповедях, нагорной проповеди, аналектах Конфуция...
Напротив, когда нормы морали пропущены через собственное Я, через опыт и размышления, и стали не только внешними ограничителями, но и внутренним убеждением, тогда Гегель говорит о нравственности.
Следование моральным принципам рождает моральных уродов. Внешне человек соблюдает все нравственные нормы, а по сути он лицемер и сволочь, выполнение моральных законов не сопряжено у него ни с пониманием их, ни с его собственной совестью. "Не укради". А если все вокруг воруют? "Не укради все равно". А если мои дети погибают с голоду? "Один фиг, не укради, и баста".
Но если формальное следование нормам морали рождает моральных уродов, то неукоснительное следование своему нравственному долгу рождает напротив уродов нравственных. И католики, и протестанты -- все они действовали во имя своих убеждений, и шли ради них порой и на костер, а до этого походя без зазрения совести резали друг друга, и те и другие будучи убежденными в своей правоте.
Так что мораль без нравственности плоха, да и нравственность без оглядки на мораль тоже до добра не доведет
ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Одна из идей ключевых идей книги это мысль, что отдельный индивид проходит те же этапы развития, что и все человечество: рождение, детство, юность и старость. Допустим, древние греки породили такую науку как геометрия. То что у греков было предметом научных исследований, сегодня является школьным предметом. От геометрии человечество перешло к механике, математике, точно так же отдельный индивид, по мере взросления изучает эти дисциплины в старших классах и на ранних курсах в университете.
Потом настает черед более серьезных наук: ядерная физика, астрофизика -- это уже зрелость человечества и занятие для более зрелых умов. Эту идею дополнят мысль о совпадении развития универсума -- у Гегеля это абсолютная идея -- и процесса познания или совпадения логического и исторического.
МИНИАТЮРЫ О ФИЛОСОФИИ
http://proza.ru/2024/01/16/250