Беркли. Проблема восприятия внешнего мира

Владимир Дмитриевич Соколов
Этот трактат появился на свет в 1710 г в Дублине.

О ВОСПРИЯТИИ ВНЕШНЕГО МИРА

В этом труде Беркли усомнился, что источником наших ощущений являются материальные объекты. Но вместе с тем он ни на йоту не сомневался, что наши ощущения вызываются независимыми от нас внешними предметами. Как же так? Какая-то нелепость, скажем мы, наши ощущения идут не от внешних предметов, но внешние предметы их вызывают.

Чтобы совместить эти два противоположных по видимости положения, философ придумал весьма экстравагантную теорию. То, что мы называем внешними предметами есть идеи и только идеи, которые мы и ощущаем (идеи -- это образы предметов). "Не воспринимается ничего, кроме идей" Но идеи это не материальные предметы внешнего мира, а образы, которые находятся исключительно в сознании. Но не в нашем, а в сознании бога, и бог как бы вертит перед нами калейдоскоп с деревьями, домами и людьми. И вот картинки этого калейдоскопа и представляются нам внешним миром.

Теория что и говорить: более чем странная. Но нужно отдавать себе отчет, что Беркли пришел к ней не с бухты-барахты, а пытаясь ответить на целый ряд затруднений, которые неизбежно возникают, когда мы пытаемся понять, адекватно ли мы воспринимаем окружающий мир, не обманывают ли нас наши ощущения? И не нужно думать, что такие вопросы приходят в голову только философам и праздношатающейся публике.

Самый обычный человек, стоит ему оказаться в непривычной среде: на море, в горах, в тропиках теряет ориентиры. Многое из того, что он видит и слышит, оказывается обманом чувств. Ему кажется, что его посещают галлюцинации, он не в своем уме.

Но и задумавшись об окружающем мире, мы понимаем, что не все так просто с органами чувств. Вот мы видим мир в красках и расстояниях. А почему мы его видим? А потому что на него падает свет. Если бы предметы не отражали света, мы бы ничего не видели. Но почему мы видим днем, а ночью нет, в то время как многие животные, те же кошки, видят ночью как днем?

А потому что наше зрение устроено так, что мы видим предметы только в свете определенного диапазона. Ультрафиолет и инфракрас нам не по глазам. Если бы мы могли видеть во всем цветовом диапазоне, то мы вообще бы ничего не видели. Мы бы могли видеть воздух, как видим воду и твердые тела, но видимый воздух закрывал бы от нас плотной пеленой даже близлежащие предметы. Но наше зрение устроено так, что оно наилучшим образом приспособлено для ориентации во внешнем мире, освещенном лучами нашего Солнца, где центр видимого цвета смещен к зеленому его части, и наполненного нашей атмосферой. Окажись мы в ином спектровом излучении и при иной атмосфере или даже ее отсутствии -- что учитывая космические путешествия уже отнюдь не представляется невероятным -- и мир будет видим совсем иначе.

А почему наше зрение является наилучшим, то марксизм-дарвинизм ответил на это своей теорией эволюции. Беркли ее не знал, и потому не долго думая приписал имеющее место быть идеальное соответствие зрения внешнему миру богу. Мы видим мир таким, потому что для нашего удобства бог его устроил таким. А вернее бог его показывает таким. Как бы выглядел мир при другом освещении -- праздный вопрос. Мир виден лишь потому, что мы на него смотрим. Есть зрение, мир таков, нет зрения -- и говорить не о чем.

Так выдвигается еще один важный постулат философии Беркли: предметы существуют лишь постольку, поскольку они воспринимаются. Мы разули глаза: внешний мир существует, мы их закрыли -- его нет. Правда, можно удариться с закрытыми-то глазами, но мы воспринимаем мир не только зрением, но и еще 4-мя чувствами.

     "Жил да был молодой человек, который сказал:
     'Богу должно показаться чрезвычайно забавным,
     Если он обнаружит, что это дерево
     Продолжает существовать,
     Даже когда никого нет во дворе'.

На что бог ему ответил:

     'Не ссы, пацан,
     Я всегда во дворе
     Начеку и на месте,
     Вот почему будет дерево существовать,
     Наблюдаемое мною'".

(Комментарий учения Беркли англ поэтом Р. Ноксом).

И отстаивая свою философию, Беркли утверждал не только то, что мир существует только тогда, когда мы его воспринимаем, но и именно таким, каким мы его воспринимаем. Листья не кажутся, а в самом деле зеленые или желтые в зависимости от времени года. Огонь не кажется, а в самом деле горячий.

Таким образом Беркли утверждает, что именно он-то и выражает точку зрения обычного человека, точку зрения здравого смысла.

Еще одна трудность в проблеме восприятия, на которую обратил внимание Беркли, состоит в том, чтобы объяснить, каким это таким образом косная и неподвижная материя может воздействовать на столь текучую и непостоянную субстанцию, как сознание. Для нас, воспитанных на марксистской философии даже сама постановка проблемы непонятна. Человеческое сознание это не пассивный инструмент, который как зеркало отражает предметы, попадающие в поле его зрения. Человеческое сознание само по себе активно. Оно как локатор или зонд направляется человеком на внешний мир, готовое воспринять и переработать поступающие оттуда сигналы.

МИНИАТЮРЫ О ФИЛОСОФИИ
http://proza.ru/2024/01/16/250