Неувядающая история Дон Жуана, великого покорителя

Мари Козлова
Неувядающая история Дон Жуана, великого покорителя женских сердец

"Дон Жуан", опера Моцарта, историческая сцена Мариинского театра, 19 января 2024 года
Дирижер – Заурбек Гугкаев.
Дон Жуан – Магеррам Гусейнов.
Лепорелло – Михаил Петренко.
Донна Анна – Анастасия Калагина.
Донна Эльвира – Татьяна Павловская.
Дон Оттавио – Александр Михайлов.
Командор – Олег Сычёв.
Церлина – Анна Денисова.
Мазетто – Евгений Чернядьев.

Вчера был тот редкий спектакль, когда от восторга кружится голова, как от бокала первоклассного шампанского, музыка пьянит, пение восхищает, а сюжет веселит, несмотря на некоторые его трагические моменты. Хорошо исполненный Амадеус, как часто называют Моцарта, именно такой - легкий, захватывающий, полный жизни и энергии. И в этот раз он таким и был! С первых аккордов увертюры опера увлекла в водоворот бесшабашных любовных авантюр Дон Жуана (Магеррам Гусейнов), вечно готового "обаять" новую возлюбленную, увлечь ее куртуазной обходительностью, страстными нашептываниями и обезоруживающей наглостью, помноженными на изрядную хитрость, изворотливость и обворожительную привлекательность. Дон Жуан Магеррама Гусейнова как раз таков: обаятельный, не знающий сомнений в своей неотразимости, неутомимый в страсти завоевывать женскую благосклонность, бесстрашный и решительный в устранении любых препятствий на пути к очередному дамскому сердцу. И ведь завоёвывал, несмотря на быстротечность его увлечений. Даже неприступная донна Анна потеряла от поцелуя незнакомца, оказавшегося Дон Жуаном, если не голову, то душевный покой точно. И ведь узнала она его по поцелую и обольстительным словам. Не всем дано быть таким талантливым обольстителем!
Вихрь бесконечных любовных историй, каскад прекрасных мелодий, арий и речитативов в исполнении отличных певцов не давали передышки ни артистам, ни зрителям. Действие развивалось живо, весело, с огоньком! Кураж у певцов был такой, что забывалось, что это опера, когда легко смеёшься над шутками персонажей, курьезными ситуациями, наслаждаешься музыкой и замечательным пением, поражаясь, как артистам удается одновременно и выразительно петь, и создавать яркие трагикомические образы!
А пели прекрасно! Состав исполнителей всех ролей подобрался первоклассный! Ну, просто, обнять и плакать, от восторга!
Я стараюсь не пропускать спектакли с участием Магеррама Гусейнова. Мне нравится слушать его благородный бас, видеть артистическую энергию его героев, наслаждаться тонкой драматической игрой. Но главное - голос, который словно расцветает от спектакля к спектаклю, постепенно раскрывает свои богатые возможности и роскошные качества. Вчерашний Дон Жуан Магеррама Гусейнова поразил меня в самое сердце! Блестящая ария с "шампанским", прелестный дуэт с Церлиной (Анна Денисова), чарующая серенада под окном служанки донны Эльвиры - все вызывало ответное волнение и восхишение!
Не менее выразительными были и другие главные персонажи, подаренные зрителям замечательными артистами! Обладательницей дивного голоса Анастасией Калагиной (донна Анна), невероятно артистичной и вокально прекрасной Анной Денисовой (Церлина), всегда восхищающей академизмом и убедительностью исполнения Татьяной Павловской (донна Эльвира) - по-разному, но в равной степени прекрасными сопрано! Отлично дополняли ансамбль солистов замечательные басы - неистощимый на сарказм и остроумие Михаил Петренко (Лепорелло), радующий густотой тембра Олег Сычёв (Командор), веселый и энергичный Евгений Чернядьев (Мазетто). Ну, и, конечно, Александр Михайлов в роли дона Оттавио - меня всегда радует его музыкальность, вокальная выразительность и аккуратность в исполнении сложных мелодий.
Спектакль получился очень волнующим, динамичным и эмоциональным! У меня он вызвал настоящую эйфорию! И подтвердил мое стойкое убеждение, что Моцарт - удивительный музыкальный чародей, врачующий души и радующий сердца. Его оперы - настоящее мелодическое чудо, а "Дон Жуан" - вдвойне: это ведь и блестящая комедия положений с элементами моралите, приправленная готическими и мистическими мотивами и воплощенная в дивной музыке. И вчера это убеждение у меня лишь окрепло!