Талант, прекрасная вокальная школа и трудолюбие ил

Мари Козлова
Талант, прекрасная вокальная школа и трудолюбие
или
Смелость города берет

Впечатляющие достижения Магеррама Гусейнова за три года в Мариинском театре

14 января 2024 года исполнилось ровно три года как петербургская публика познакомилась с бас-баритоном Магеррамом Гусейновым, незадолго до этого завершившим двухлетнюю стажировку в миланском театре Ла Скала после четырехлетней учебы в Оперной академии Озимо (Италия).
Именно в этот день, 14 января 2021 года, он дебютировал на исторической сцене Мариинского театра в роли незадачливого жениха-крестьянина Мазетто в опере Моцарта "Дон Жуан". Успешное первое выступление положило начало плодотворному творческому процессу: за три года в прославленном петербургском театре Магеррам Гусейнов дебютировал в 29 партиях в 27 операх. Даже если разделить обе цифры на 3 года, то получается внушительный результат - в среднем почти 10 новых партий в 9 операх в год. Конечно, за этими сухими, но поражающими цифрами стоят великолепный голос, талант, прекрасная вокальная школа и трудолюбие певца, его серьезный настрой на постижение глубин певческого мастерства. Но сама статистика красноречиво говорит именно об этом!
И если в первый сезон в Мариинке репертуар певца прирастал по большей части маленькими, но важными оперными партиями - граф Монтероне в "Риголетто", Коллен в "Богеме", Чезаро Анджелотти в "Тоске", Мандарин в "Турандот", Джейк Уоллес в «Девушке с Запада» (исключением была более объемная партия Нилакаты в "Лакме" Делиба), то следующий театральный сезон был отмечен яркими дебютами в главных ролях в итальянских белькантовых операх и в операх Моцарта - Алидоро в "Золушке" Россини, Гульельмо «Так поступают все» Моцарта, Дулькамара в "Любовном напитке" Доницетти.
Для меня первым и сразу взявшим в эстетический плен оперным героем Магеррама Гусейнова стал Алидоро в россиниевской "Золушке". Певец тогда поразил меня возможностями и звучанием своего благородного колоратурного баса! Это было волнующее открытие! И радостное!
Следующий театральный сезон принес Магерраму Гусейнову уже шесть заглавных ролей - Фальстаф, Дон Паскуале, Дон Жуан, Евгений Онегин (в одноименных операх) и Фигаро (в "Свадьбе Фигаро"), а также четыре главных роли - Мустафа в "Итальянке в Алжире", Прочида в "Сицилийской вечерне", Раймонд Байдбент в "Лючии ди Ламмермур", дон Базилио в "Севильском цирюльнике". Кроме того, он спел три небольшие партии - Руше в "Андре Шенье", Лодовико в "Отелло" и Монаха в "Доне Карлосе". В итоге получилось 12 дебютов только в Мариинском театре в сезоне 2022-2023 годов. А еще были выступления в Большом театре Беларуси и в Азербайджанском государственном академическом театре оперы и балета (Баку) - Дулькамара в "Любовном напитке" и Фигаро в "Свадьба Фигаро". Эти достижения не остались не замеченными музыкальной общественностью. По итогам 2022 года Магеррам Гусейнов стал лауреатом Национальной оперной премии «Онегин» в номинации «Дебют» (за мариинские партии Мустафы («Итальянка в Алжире») и дона Паскуале.
В нынешнем, 241-м сезоне Мариинки, 2023-2024 годов, артист не сбавляет темпы: в эти полгода у Магеррама Гусейнова было шесть дебютов в заглавных и главных ролях в операх Россини, Беллини и Верди. Артист традиционно силен в белькантовом репертуаре, в итальянских операх и операх Моцарта.
Хотя в репертуаре певца к началу нынешнего сезона было немало разнохарактерных ролей, наиболее заметными оставались комедийные. Именно в них он имел возможность ярко проявить себя, исполняя главные и заглавные партии в операх-буффа. Среди них было немало просто блестяще воплощенных образов, и вокально и артистически. Природа одарила певца уникальным даром смешить и с чувством меры передавать смешное в оперных постановках. Это прекрасно проявилось и в Фальстафе, заглавном герое очень непростой оперы Верди, и в шарлатане Дулькамаре в "Любовном напитке" Доницетти, и в патетически забавном доне Базилио в "Севильском цирюльнике" Россини, но кульминацией стали бей Мустафа в "Итальянке в Алжире" Россини и взбалмошный Дон Паскуале в одноименной опере Доницетти. Именно за них Магеррам Гусейнов был отмечен премией "Онегин".
Хорошо удавались Магерраму Гусейнову и лирические, слегка иронические партии в операх Моцарта - Дон Жуан, Мазетто, Лепорелло, Фигаро, Гульельмо, благородные персонажи белькантовых опер Россини (Алидоро в "Золушке") и Доницетти (Раймонд Байдбент в "Лючии ди Ламмермур"), а также патриотические и трагические герои в операх Верди - Прочида и король Филипп II.
Особняком стоят среди крупных работ певца драматические персонажи - Евгений Онегин из одноименной оперы Чайковского, король Филипп II из "Дона Карлоса", Раймонд Байдбент из "Лючии ди Ламмермур" и Нилаканта из "Лакме". Прекрасно исполненные партии.
В этом сезоне вокальный багаж Магеррама Гусейнова обогатился титульной ролью в русской опере "Демон" Антона Рубинштейна. Она явно оказалась знаковой в его творчестве, раскрыв не только его роскошный певческий потенциал, но и показав его недюжинные актерские возможности в создании сложных драматических образов. Роль влюбленного мятущегося духа тьмы, стала особенной - образно говоря, она "села" на артиста, как влитая, словно именно для него и была создана. Ему удалось не только прекрасно спеть непростую партию, но и создать психологически сложный, интересный, противоречивый образ, который волновал и заставлял внимательно следить за развитием событий. Это, без сомнения, стало этапным событием в развитии творческой карьеры артиста. Как и покорения таких "вокальных вершин", как партии сэра Джорджа Уолтона в "Пуританах" Беллини и лорда Сиднея в россиниевском "Путешествии в Реймс".
Но настоящим бриллиантом в репертуаре Магеррама Гусейнова стала героическая роль Аттилы в опере Верди с таким же названием, в которой он недавно дебютировал. Как мне кажется, сейчас это самая выдающаяся работа певца, достойная того, чтобы быть многократно услышанной. В этой роли нашли воплощение многогранные таланты артиста, она поражает экспрессией, красотой и мощью замечательного голоса, актерской энергией и выразительностью. И чем-то еще, что трудно описать словами, но принято называть словом "харизма".
А впереди еще премьера оперы "Пуритане" Беллини, в концертном исполнении которой Магеррам Гусейнов впечатляюще спел партию Джорджа Уолтона. Будет интересно увидеть и услышать его в полноценном спектакле, премьера которого должна состояться 6 февраля 2024 года .
За прошедшие три года со дня первого выхода артиста на сцену Мариинского театра ему довелось участвовать в пяти премьерах - "Золушка", "Итальянка в Алжире", "Дон Паскуале", "Демон", "Лакме". "Пуритане" должны стать шестой.
Репертуар Магеррама Гусейнова в Мариинском театре представлен
преимущественно операми итальянских композиторов (20 из 27), одной французской, а также операми Моцарта (3) и русскими операми (3).
Артист планирует в марте выступить в оперных спектаклях в Красноярске и Владивостоке - в "Лакме" и "Доне Карлосе", а также исполнить басовую партию в Реквиеме Верди. На февраль, март, май и ноябрь нынешнего года у Магеррама Гусейнова есть ангажементы в театрах Италии. Там он выйдет на сцену в операх Россини - в роли Мустафы в опере "Итальянка в Алжире" и в роли Селима в опере "Турок в Италии".
В апреле 2024 года певец примет участие в исполнении Реквиема Верди в Испании, в театре в Овьедо.
Впечатляющие успехи и достижения!
Остается пожелать Магерраму продолжить поступательное движение в вершине оперного Олимпа! Вот уж действительно, верно говорят: смелость города берет!