Зимний мёд

Эрик Аспиров
     Я каждый год покупаю мёд, бережно собранный неутомимыми труженицами – пчёлами на севере Башкирии, где не просматривается ни одна заводская труба – даже самая высокая, где ещё сохранились леса и луга, куда не ступала человеческая нога. В тех местах я когда-то родился и вырос. И, конечно же, там у меня остались ещё родственники и друзья. Мой двоюродный брат по отцу и ещё один дальний родственник со стороны матери там успешно занимаются пчеловодством. Именно у них я покупаю похожий на янтарь мёд, пахнущий всеми цветами родных лугов и полей, минуя сомнительных пчеловодов и посредников. Правда, для этого мне приходится преодолевать на машине четыреста километров туда и столько же – обратно.

     В последние годы мне не всегда удаётся проделать медовый путь. В таких случаях меня выручает моя близкая родственница - жена другого двоюродного брата – Флорида Ахметовна. Она часто бывает в моём родном колхозе, откуда тоже родом, где до сих пор живут её родители и сестра с мужем.
 
     В конце этого лета Флёра (родственницу я зову так, хотя она лет пятнадцать уже носит почётное звание «Заслуженная учительница Башкирии») сообщила мне по телефону, что гостит в деревне, и сможет купить мёд и для меня. Она тоже по-свойски зовёт меня по имени потому, что мы учились с ней в одной школе, только я на класс старше.

     - Эрик, какой мёд тебе взять, - спросила Флёра, интригующим тоном, как в школьные годы спрашивали, какая из одноклассниц нравится больше всех, - гречишный, липовый, цветочный?
     - Цветочный, - ответил я, подумав немного.
     - У тебя нос чует за четыреста километров! – воскликнула родственница. – Цветочный мёд - словно твой любимый янтарь, только жидкий! Когда его берёшь ложечкой, течёт нескончаемой тоненькой струйкой, а аромат – вообще изумительный!! Гречишный и липовый тоже выглядят как солнечные самоцветы и тоже сладкие. Когда к нам приедешь за мёдом?

     До Флёры с мужем было ближе на сто километров, чем до моей родной деревни, но подумав ещё, я ответил, что смогу приехать к ним только осенью.
     - Может, кто-то из знакомых поедет в нашу сторону, и передашь мёд через них? – выразил я слабую надежду.
     - Жаль! – огорчилась родственница. – Если бы приехал сам, я приготовила бы ещё для тебя курицу и банку сметаны. А если через кого-то передам, боюсь, испортятся, пока гостинцы до тебя доедут. Жара ведь стоит!

     После нашего разговора прошло два месяца. Мы связывались два – три раза в неделю.
     - Никто не едет в ваши края! – сокрушалась каждый раз моя родственница.
     - Ничего, - успокаивал я её, - у нас не кончился ещё прошлогодний мёд. Год назад я купил две банки мёда: одну - с гречишным, другую - с липовым. Каждая - по три литра. Так вот, гречишный мёд ещё остался.

     В середине осени Флёра сообщила, что едет в Уфу на презентацию учебного пособия для школьников, будучи одним из его авторов. По счастливой случайности, в Уфе проживала моя старшая сестра. До Уфы от меня было столько же расстояния, как до деревни родственницы. Но мы с Флёрой решили, что мёд от сестры доедет до меня быстрее, благодаря большему числу родственников и друзей, проживающих в столице Башкирии. Кто-то из них наверняка поедет в Москву или в Казань, и мог бы захватить мёд. Каждый день два или три поезда проходили через наш городок и ненадолго останавливались, высаживая или принимая новых пассажиров. От моего дома до вокзала было десять минут ходьбы.

     … С сестрой я общался по телефону чаще, чем до этого с моей родственницей. Но ощутимых дивидендов это мне не принесло. От сестры я узнал, что мёд слегка помутнел, потеряв янтарный цвет и начал засахариваться. Она же мне регулярно сообщала, что никто из друзей или знакомых не собираются в столичные грады, тем более – в наш захолустный городок. Примерно так мы общались почти до конца осени. К этому времени мы доели оставшийся гречишный мёд.

     Тут подключился к медовой эпопее мой школьный друг Вадим. Он жил от меня в двухстах километрах, то есть, ближе моей сестры на пятьдесят километров. Уверяю вас, друг подключился бы и раньше, если бы сообщил ему о моей сладкой проблеме. Его средняя дочь жила в Уфе. Улавливаете? А младшая - в соседнем от нас городе, что находится всего в пятидесяти километрах. К той, и другой Вадим ездил один - два раза в месяц навещать любимых внуков и внучек. Таким образом, при удачном стечении обстоятельств, с помощью друга я смог бы заполучить свой мёд быстрее, чем за месяц.

     Дела пошли заметно лучше. В первые дни зимы Вадим с женой поехал к средней дочери в Уфу, а на обратной дороге заехал к моей сестре. Та передала заветную банку с мёдом, который засахарился наполовину и приобрёл бледно–жёлтый цвет вместо насыщенного янтарного; ещё добавила витамины на зиму со своего огорода – солёные огурцы и помидоры. (Моя сестра очень хорошо готовит!) После этого осталось только подождать, когда мой друг соберётся к своей младшей дочери.

     Но тут вмешалась погода – в самом начале декабря ударили морозы, вынудив даже профессионального шофёра Вадима, проехавшего тысячи километров по суровым северным дорогам за рулём тяжёлого самосвала, отложить дальние поездки на своей субтильной иномарке.

     - Всё под контролем! – сообщил он мне, позвонив в конце декабря. – Младшая дочь Эльвира с внуками на новый год приедет к нам. Передам мёд с ней, и ещё «кое-что» лично для тебя от меня на Новый год. А у неё заберёшь всё сам.

     Всё произошло почти в точности, как сказал мой друг. Накануне нового года Эльвира с детьми приехала к ним, причём сама была за рулём, несмотря на свой небольшой водительский опыт. Доехали они благополучно и вместе со счастливыми родителями радостно встретили новый год. Но когда дорогие гости собрались в обратную дорогу, во второй день нового года начались метели. Практикующая врач Эльвира смело взялась за руль, как привыкла делать это, беря в руки шприц или скальпель, оставив переживания сердобольным родителям. В итоге она проехала обратную дорогу за шесть часов, вместо обычных трёх, добавив отцу несколько сотен седых волос на голове, который всё это время сидел на телефоне и следил за продвижением своих юных отпрысков.

     Доехав, Эльвира позвонила мне тоже, и мелодичным голосом сообщила, что мои гостинцы доехали в целости и сохранности, и я могу приехать за ними в любое время. Поблагодарив её, я ответил, что приеду, как только прекратится метель.
    
     Погода установилась более или менее через две недели только, чтобы я мог уверенно доехать до соседнего города. Но тут выяснилось, что куда-то подевался ключ зажигания от моей «Калины». Поскольку он был единственный, у меня ушла неделя на восстановление ключа.

     … В один из вечеров конца января у меня зазвонил телефон. Звонивший представился Александром и сообщил, что привёз для меня от Эльвиры посылку, ещё продиктовал адрес, где я смогу забрать её. На следующее утро на машине с новым ключом я лихо доехал по названному адресу. Это было всего в нескольких кварталах от нашего дома. Александр оказался приятным молодым человеком и пояснил, что возил накануне своего деда в соседний город в больницу, где работает Эльвира. Та, узнав, откуда приехали пациент и его внук, попросила парня довезти посылку.

     К моему возвращению жена вскипятила чайник, чтобы попробовать с чаем свежий мёд. Я торжественно поставил картонную коробку на стол и начал доставать оттуда гостинцы. Трёхлитровая банка мёда, бережно обёрнутая тряпками, была цела и невредима! Кроме мёда в коробке были ещё три стеклянные посуды разного назначения, которые тоже доехали целыми: банка с огурцами и банка с помидорами от сестры, и «кое-что» от друга Вадима – бутылка сувенирной водки. Кроме всего там были ещё пластиковый контейнер с вареньем и фирменная футболка моего размера. Кто их положил в коробку, в каком промежуточном пункте, - я так и не смог выяснить? Но земляничное варенье было тоже очень вкусное!

     Только мы с женой собрались сесть пить чай, зазвонил опять телефон. Звонила Регина Аскаровна - бессменная председательша месткома с моей бывшей работы:
     - Эрик Фазилевич, наш местком совместно с администрацией решили Вас наградить небольшим Новогодним подарком, как пенсионера с активной гражданской позицией! - сообщила она певучим голосом. – Когда сможете подойти за подарком?

     Через час мы с женой опять сели за стол пить чай с мёдом, с земляничным вареньем и сладостями из подарочного набора.
     - Дорогой, это какой мёд: липовый или гречишный? – спросила жена, отковыривая желтоватую зернистую массу из банки десертным ножом.
     - Не липовый и не гречишный, а зимний! - ответил я и, кивнув на сладкие подарки от месткома, добавил. - А если ещё точнее – самый настоящий Новогодний мёд!!


     *Фото из открытых источников Яндекса.