Тянь-Шань 69. Походный дневник. День седьмой

Гузэль Ханисламова
I7 августа

    Траверсом проходим 8 перевалов, не спускаясь в долины. Идется не плохо. Недалеко от нашей стоянки встречаем пастухов. Прокофьев там встретил знакомого пастуха. Мы раздаем прошлогодние фотографии, напечатанные специально перед отъездом.  Все снова желают сфотографироваться. В стойбище начинается ажиотаж. Женщины и девочки бегут переодеться в нарядное, не обращая внимания на то, что платьица изрядно измялись от лежания в баулах. Немножко неловко от нашего лукавства. Ведь вряд ли кто-то принесет им эти фото в будущем. (Зря так думала.  Когда в руки попала тетрадь С. Прокофьева с заметками, то там увидела, что он каждый раз записывал фамилии и адреса, тех кто запечатлен на фото, чтобы позже послать по почте).
   
    Нас приглашают в юрту. Пьем у них отличный чай с удивительными вкусными лепешками и белыми конфетами Парварда – это что-то похожее на помадку, тает во рту!

    Случилась веселая непонятка. После чаепития пастух, обращаясь к   Ване говорит: 
- Насвай?

Ваня решил, что у него спрашивают имя на плохом русском. И отвечает:
- Меня Ваня зовут.
   
   Вопрос повторяется.  Ваня бьет себя в грудь, для полноты картины громко говорит:
- Я – Ваня!.
      
    Тогда хозяин положил темно-зеленую травяную смесь под язык.  И, указывая на рот, сказал: «Насвай!».
   
    Только теперь стало ясно, что нам предлагают, так сказать, расслабиться после обеда. Всем интересно. Те, кто отважился, делятся ощущениями и сравнивают с табакокурением.

    В довершение встречи, мальчишки наши, как дети, вдоволь настрелялись из хозяйской мелкашки.

    Дальше идем на перевал Окум ( высота 2619 метров).  Преисполненные энергии Ванька с Мужчиной решили идти напрямик. Но пришли значительно позже нас. Чуть было не стали навешивать веревки – так запоролись. Еле-еле догнали группу.
   
     Сегодня мы с Вовкой дежурные. Нам, как всегда, везет. Утром завтрак не варили, т.к. нет дров и воды, ограничились тем, что поделили халву с салом. В обед откушали в уже упомянутой юрте у пастухов.

     А вечером пришли под перевал Аирбель (высота 2980 метров), встретили там еще пастухов, отдали фотографии, а в благодарность нас накормили жареным мясом, так что дежурить нам не надо было.
 
    Правда, Вовке пришлось потрудиться. К перевалу Аирбель все рюкзаки нам подвезли пастухи, а для Вовкиного места на «транспорте» не хватило, и три км в гору он сам пер рюкзак, а мы топали налегке. Бедняга. Но титул Мужчинистого Мужчины не зря же имеет!

   Сегодня, как никогда, мы испытали что такое гостеприимство горцев (киргизов), но и поняли, что женщина там до сих пор находится, можно сказать, в бесправном положении. За общий стол их не пускают, а нам, девушкам, как гостям, делают исключение и кормят за общим достарханом.

ИЗ ОТЧЕТА РУКОВОДИТЕЛЯ:
 
   «Идем строго на запад по хребту около часа. У ворот на северо-запад, идем на подъем, хотя видно, что перевал Аирбель уже ниже нас. Тропа вьется среди скал на самом гребне хребта. Скалы известковые, видны карстовые впадины. Дойдя до склона неизвестной вершины (узел двух хребтов), начинаем спуск почти точно на север. На перевале Аирбель стоит юрта. Спуск крутой. Вначале спуска впереди виден перевал Окум. После спуска выходим в широкую долину. Проходим третий справа островок лесом и поднимаемся в боковую долину по реке Окум до юрт».
    



 Продолжение следует  http://proza.ru/2024/01/28/1455