Нагорная проповедь

Игорь Лощинин
    Нагорная проповедь, в которой сосредоточено основное содержание учения Иисуса, представляет одно из важнейших мест евангельского повествования и воспринимается как кодекс христианской нравственности( Ев.Матфея,гл.5-7; Ев.Луки,гл.6,17-49) . Смысл Нагорной проповеди – показать, каким должен быть «человек Царства», т.е.человек, переродившийся в «нового», живущий как настоящий последователь Христов.
    Проповедь открывается Заповедями блаженств (Мф. 5:3—12).
    Заповеди блаженств учат тому, как можно достигнуть христианского совершенства , показывая ,какими душевными качествами должны обладать христиане, чтобы приближаться к Богу и обретать святость.
    Евангельский текст ниспровергает общепринятые представления о том, в чем заключается счастье:радоваться Царству Божию будут те, кто унижен и бесправен в этом мире:
    "3.Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы буду8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах".

Важную часть Нагорной проповеди составляют  «антитезы», т.е. речения, начинающиеся формулой «древним было сказано...,а я говорю вам». Поскольку в них комментируются важные заповеди Торы и излагаются фундаментальные этические принципы, рассмотрим их все по очереди.
В прошлом  (а иногда и сейчас)  заповеди   интерпретировались как выход за рамки иудаизма, нарушение основ Торы. Однако, можно утверждать, что выступая против отдельных законов- ритуальных заповедей,которые должны были выполняться лишь по возможности и не теряя здравого смысла,Иисус никогда не выступал против Закона Моисея (т.е.Торы). Лучше всего это показывают слова самого Иисуса:
"Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное" (Мф 5:17–20).

    Все четыре изречения говорят об одном и том же: о том, как Иисус и Его проповедь соотносятся с Ветхим Заветом.
    Прежде всего, Он заявляет, что  пришел не разрушить Закон, но исполнить, т.е. воплотить в жизнь то, что было начертано в Законе.
    Согласно Мф 5:17–20, Закон будет сохранять своё значение до тех пор, пока существует наша планета («доколе не прейдёт небо и земля»). Более того, ни одна заповедь в нем не потеряет значение (даже «заповеди малейшие). Мф 5:17–20 содержит ещё и инвективы против тех, кто учит чему-либо иному: такие люди нарекутся в Царстве Небесном «малейшими», да и вообще рискуют в него не войти.

"Антитезы" Нагорной проповеди
1. Первая из антитез комментирует заповедь «Не убий» (Исх 20:13; Втор 5:17).
   "Вы слышали, что сказано древним: «Не убивaй; кто же убьёт, подлежит суду». А я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего, подлежит суду. Кто же скажет брату своему «рака», подлежит Синедриону; а кто скажет «безумный», подлежит геенне огненной." (Мф 5:21–26)
    Слова «кто же убьет, подлежит суду» в Ветхом Завете ( далее: ВЗ) отсутствует, но есть многочисленные указания на то, что убийца должен быть предан смерти ( Исх 20:13 ;Лев.;24:17; Чис.;35:16–18). Исходя из этого можно предположить, что слова «подлежит суду» указывают не столько на судебный процесс как таковой, сколько на смертный приговор как результат судебного процесса по делу об убийстве.Суд и синедрион здесь воспринимаются скорее как предвестники Божественного суда, на который указывает выражение «геенна огненная». Речь идет об ответственности человека за свои чувства и слова: он отвечает за них не перед человеческим судом, но перед судом Бога.
    Об отмене заповеди Торы здесь и речи быть не может.Прежние требования не отменяются: к ним добавляются новые.
    Далее , говоря о «гневающемся на брата своего», Иисус повторяет более-менее традиционные идеи ВЗ:
    «Не будь духом твоим поспешен на гнев, ибо гнев гнездится в сердце глупых» (Еккл 7:9).
    «Не дружи с гневливым и не сообщайся с человеком вспыльчивым, чтобы не научиться путям его» (Притчи 22:24).
«Неправедный во гневе своем погиб от братоубийственной ярости» (Прем 10:3). Каин, согласно этому изречению, отступил от Премудрости Божией и в гневе совершил преступление.

2-3.   Эти  две антитезы Нагорной проповеди посвящены вопросам семейной этики.         
       Вторая антитеза является комментарием Иисуса к седьмой заповеди закона Моисеева: «Не прелюбодействуй »(Исх.20:14; Втор.5:18).
Третья посвящена разводу.
"Вы слышали, что сказано древним: «Не прелюбодействуй». А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своём. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твоё было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки её и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твоё было ввержено в геенну."(Мф 5:27–28)
"Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния , тот подает ей повод прелюбодействовать ; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует." (Мф 5:31–32).
Наставление о целомудрии, которое дает Иисус, процитировав седьмую заповедь Моисееву, на первый взгляд кажется достаточно близким к словам из десятой заповеди: «Не желай жены ближнего твоего» (Втор.5:21; Исх.20:17). Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, содержит целую серию наставлений относительно того, как благочестивый человек должен вести себя с женщинами:
    «Не засматривайся на девицу, чтобы не соблазниться прелестями ее... и не засматривайся на чужую красоту: многие совратились с пути чрез красоту женскую; от нее, как огонь, загорается любовь.
    Отнюдь не сиди с женою замужнею и не оставайся с нею на пиру за вином, чтобы не склонилась к ней душа твоя и чтобы ты не поползнулся духом в погибель (Сир.9:5;7–11).
    В отношении прелюбодеяния закон Моисеев предписывает суровое наказание по отношению к обоим виновным – мужчине и женщине: «Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, – да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка» (Исх.20:10).
   Запрещая не только прелюбодействовать с женщиной, но и смотреть на нее с вожделением, используя гиперболические образы глаза, который надлежит вырвать, и руки, которую надо отсечь, Иисус подчеркивает святость брака. Эта исходная позиция предопределяет и отношение Иисуса к разводу.
    Здесь также нет отмены ветхозаветной заповеди- есть только её устрожение , которое nа первый взгляд, требует от человека нереального:мужу запрещается «смотреть с вожделением» на кого-либо, кроме собственной жены, а жене — на кого-либо, кроме собственного мужа; запрещается также «смотреть с вожделением» на чужих жён и мужей, даже если ты не женат/не замужем.

4.  Четвертая антитеза касается ветхозаветных повелений соблюдать клятвы:
        «Ещё слышали вы, что сказано древним: «Не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои». А я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землёю, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или чёрным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.» (Мф 5:33-37).
Опять же, об отмене ветхозаветной заповеди здесь и речи быть не может :«не клянитесь именем Моим» (Лев 19:12; Втор 23:21) («если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его» ( Втор 23:21).
Aргументация построена на том, что к клятвам надо относиться предельно серьёзно: во-первых, потому что при этом так или иначе поминается Бог, а поминать имя Божие «всуе» запрещено (Исх 20:7); во-вторых, потому что человек не властен над своей судьбой («не можешь ни одного волоса сделать белым или чёрным»).
    Ещё Екклесиаст призывал клясться пореже :
         «Не торопись языком твоим, и сердце твоё да не спешит произнести слово пред Богом, потому что Бог на небе, а ты на земле... когда даёшь обет Богу, то не медли исполнить его... лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить» (Еккл 5:3–4).
    Иисус и здесь призывает более строго соблюдать уже данные правила.

5. Пятая антитеза является комментарием к следующим постановлениям закона Моисеева:
        «Отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб (Исх.;21:23–25); Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать »(Исх.;24:19–20).
Отталкиваясь от этих постановлений, Иисус говорит:
     «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф 5:38–42).
Ветхозаветная заповедь "Око за око" - это условие юридической ответственности, означающее правосудие: наказание должно быть адекватно преступлению. Это юридическое ( по суду) требование в НЗ противопоставлено морально-этическому: "не отвечать злом на зло" и более того, подставить "злу" "другую щеку".
Речь не идет о некоем абстрактном зле, но о конкретном носителе зла, о персонифицированном зле. В данном случае «злой» – это любой обидчик, любой человек, намеренно причиняющий зло другому.
    Советы, которые дает Иисус, относятся не к правовой сфере, а к сфере личной этики. Напр., если у тебя лично хотят отсудить рубашку или часть имущества , не сопротивляйся. Богатство и вообще имущество является преградой между Богом человеком ("Легче верблюду пройти через игольное ушко, нежели богатому попасть в рай"), поэтому подставь «другую щеку»- пустъ забирает, этим он сотрёт лишний барьер между тобой и Всевышним..
    Заповедь о "непротивлении злу насилием", о подставлении бьющему другой щеки в её евангельском смысле чужда ВЗ.Точнее, нечто близкое в ВЗ имеется, но смысл этого - иной, хотя «мотив неотмщения» также восходит к Ветхому Завету:
         «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего» (Лев 19:18). «Я предал хребет мой биющим и ланиты мои поражающим; лица моего не закрывал от поруганий и оплевания» (Ис 50:5–6) .Но простить и не мстить - не означает не оказывать сопротивления пороку и злу: "Истреби зло из среды своей" - говорит Писание(Втор 7:17). В Торе нет проповеди смирения перед злом.

6.  Шестая,финальная антитеза посвящена ветхозаветной заповеди «любить ближнего, как самого себя» (Лев 19:18)
    « Вы слышали, что сказано: «Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего ». А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу своему восходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, то какая вам награда? Не то же ли самое делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Мф 5:43-48 )
    Иисус интерпретирует Лев 19:18 как путь, позволяющий уподобиться Богу, следовательно, любовь к ближнему должна включать в себя и любовь к врагам, «Ибо Он благ и к неблагодарным и злым».( Лука 6:27-36) . Иисус раскрывает истинный смысл Писания: волю Бога — как любовь ко всему человечеству.
    Что касается утверждения Матфея о якобы призыве прошлого ненавидеть врагов ( 5:43), подобной заповеди нет в Писании; возможно, эти слова отражают какую-то устную традицию ( что-то подобное было в кодексе ессеев). Напротив,Тора предписывает :
    «Не ненавидь брата твоего в сердце твоем; ты увещевай ближнего твоего…» (Левит 19, 16-17).
    Любовь к ближним выражалась в ВЗ в заповеди Лев 19:18:
    «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего,НО люби ближнего твоего как самого себя »
    и как заповедь дружелюбия к чужакам:
    «Когда поселится пришелец в земле вашей, не притесняйте его...ЛЮБИ ЕГО КАК СЕБЯ,ибо и вы были пришельцами в земле египетской» (Лев 19:33-34)
    Заповедь любви к ближнему в Торе (Лев 19:18) ссылается на книгу Бытие (9:1):
    «По образу Бога создал Он человека» «Любим Всевышним человек потому что создан он по образу Бога». Поэтому надо любить ближних, которые, как и ты, являются образом Божьим.
    В Торе заповедь любви к ближнему воспринимается как главное требование Торы, как «Золотое Правило» , которое лежит в основе всех заповедей, регулируя отношения между людьми, а также в основе заповедей, определяющих обязанности человека по отношению к Богу:
    «Не делай ближнему своему того, что не желаешь, чтобы делали тебе. Это вся Тора, всё остальное является комментариями к ней» — сказал задолго до возникновения христианства законоучитель Гилель.
    Что же касается призыва « Любите врагов ваших», подобных слов о ЛЮБВИ к врагам — нет в Торе, хотя ВЗ призывает делать добро также и врагам , поскольку «Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его» (Пс144:9). «КО ВСЕМ» — означает в том числе, и к врагам, к грешникам:
    «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою ибо, делая сие, ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе»(Притч 25:21)
    " Горящие угли" благодеяний служат для раскаяния, к которому мы подталкиваем "врага", делая ему добро. Т.е. враг, "побеждённый" такими "горящими углями" , перестаёт быть врагом; зло в нём выжигается .В результате самый свирепый враг, увидев нашу доброту, человечность и милосердие, почувствует угрызения совести и раскается в содеянном.
    Заповедь о любви к ближнему сочетается с заповедью о любви к Богу и является по существу интерпретацией заповеди святости (Лев 17:26). В этой заповеди видели суть всей Торы и призыв к подражанию Богу.
    Иисус называет эту заповедь одной из двух величайших заповедей Бога ( Ев Марка.12:29-31):
        «...Какая первая из всех заповедей?
    Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповедей нет.»

    ИТАК,учение Иисуса уходит корнями в ВЗ, и почти каждое его высказывание имеет параллели в иудаизме- в Торе, у Пророков .
В своих антитезах Иисус указывает на более глубокие требования, чем были известны раньше:
Не только не убивать, но и вообще не подходить к черте гнева, за которой возможно убийство.
Не только не прелюбодействовать, но вообще не вступать на дорогу, которая может побудить к греху.
Не только не клясться именем Бога ложно, но вообще избегать клятв
Другими словами, вести себя таким образом, чтобы избежать не только самого греха. но и пути , ведущего к греху: стремление к примирению предохраняет от желания убить; воздержанность воображения предохраняет от прелюбодеяния; отказ от клятв — от произнесения ложных клятв.
 Иисус описывает в новых выражениях более полно требования Торы, ради их более конкретного и глубокого раскрытия.
Нагорная проповедь не обращена к обществу в целом, государству, социальному порядку.
Христос говорит не о том мире, внутри которого мы живём- здесь и сейчас .
Серия из шести антитез завершается короткой фразой:
«Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный »(Мф.;5:48). Слово «итак» указывает на то, что эта фраза призвана суммировать то, что было сказано ранее, и то, о чем речь пойдет далее.