Пограничный пёс Алый

Василий Ильич Куприянов
  Едва закончился срок моей воинской службы (1979), как судьба вновь предоставила мне возможность примерить армейский мундир. Правда, на сей раз это был игровой костюм. Проще говоря ,меня пригласили попробоваться на роль солдатского повара Виктора Бараболько в картине «Пограничный пес Алый» по повести писателя Юрия Коваля.
  Как и положено, были и другие кандидаты на эту «должность», но мнение автора, отдававшего мне предпочтение, возобладало, в результате чего меня утвердили. Теперь оставалось совместить выезды на натурные съемки с занятостью в театре. Вылеты предстояли неблизкие : в Туркмению, в Ашхабад. Предполагался также «заход» в район Душанбе, но там уже было неспокойно. Ограничились погранзаставами вблизи поселка Фирюза. Премилое местечко с женским именем. Кажется, именно там мы снимали финальную сцену картины, встречу Кошкина с Алым.
  А вот солдатские будни снимали уже на действующей заставе. Добираться до места приходилось по крутым горным дорогам. Машины вели опытные местные водители. В особо опасных местах автомобили взбирались на кручу строго по одиночке.
   Моим партнером в кадре был актер Виктор Косых, известный по культовому фильму «Неуловимые мстители» и другим. За период общей работы мы сблизились и много свободного времени проводили вместе. Будучи заядлым конником, Виктор не упускал случая погарцевать в седле. На заставе такая возможность, к счастью, представилась. Правда, из всей киногруппы только я мог составить ему компанию для прогулок верхом, которые мы совершали по окрестностям под предлогом подготовки к съемкам, ведь н
ам обоим предстояло проявить искусство джигитовки уже на экране. К сожалению, мой лихой пробег на гнедом жеребце не вошел в окончательный вариант фильма. Как, впрочем, и многое другое.
  Находясь на заставе, у меня была возможность наблюдать работу армейского повара в реальных условиях. Отнюдь не легкая и очень необходимая должность, своим трудом подтверждающая простую истину  «Как полопаешь, так и потопаешь». Поскольку отснятый со мной материал не имел ничего общего с реальностью, я попросил режиссера Юлия Файта дать мне возможность «исправиться» и снять   сцену на кухне, среди плит и котлов, непосредственно во время кулинарного «священнодействия». В легкой куртке на голое тело, с разрумянившимся лицом я стремился передать «правду жизни». К сожалению, ни этот эпизод, ни эпизод с эксклюзивным методом дрессуры от повара Бараболько, в картину не вошли. Узнал я об этом только на премьере. Вердикт худсовета гласил, что роль второго плана получилась колоритнее главной и во время монтажа созданный мной образ «кастрировали», но даже в таком виде фильм принес автору статьи определенную долю популярности.
  В начале 80-х нас с Юлием Файтом пригласили на встречу со зрителями во время фестиваля в пионерском лагере «Орленок» на берегу Черного моря. В детстве мне очень хотелось туда попасть, но на заветную путевку могли рассчитывать либо отличники, либо имеющие блат. Ни к той, ни к другой категории я не принадлежал. Однако судьбе было угодно, чтобы справедливость восторжествовала, и моя мечта сбылась. Общаясь с ребятами, я живо представил себя одним из них. Замечательно проведя время и обзаведясь полезными знакомствами,  мы вернулись в Москву. Тогда я и представить себе не мог, что скоро вновь окажусь в кругу своих новых друзей. Дело в том, что Новый драматический театр, где мне довелось в то время служить, получил приглашение на гастроли в Краснодар. Достаточно взглянуть на карту и станет ясно, что поездка к морю была просто неизбежна. Так и случилось. В общем, мое пребывание в столице Кубани перемежалось с вояжами к гостеприимным хозяевам «Орленка». С моей же стороны было обеспечение их билетами на наши спектакли.    
Вот так удачно в тот год сошлись звезды. Ни до, ни после в славном городе Краснодаре побывать не удавалось.
  Во время интервью для передачи, посвященной 40-летней годовщине фильма я поделился забавными эпизодами, случавшимися в нашей работе. Так произошло в сцене, где я должен вытащить из обрушившегося здания раненого героя. По сценарию мне предстояло, подбежав, подергать заклинившую дверь, а затем влезть в разбитое окно. Для пущей важности в руки мне дали фальшфейер, который я должен был эффектно «запалить» в кадре. Поначалу все шло по плану. Вбежав в кадр и «дав огня», я вдруг услышал истошный крик из-за камеры : «Дверь не закреплена!» Файер был единственным, и дубль исключался. Пришлось применить смекалку и дергать дверь, в которую сам же упирался ногой. При внимательном просмотре это заметно. Позже стало известно, что сцену землетрясения мы снимали в том же месте, где когда- то шли съемки «Офицеров». После нас эти декорации уже ни на что не годились.
  Приятно, что каждый год в День пограничника   какой-либо из каналов обязательно транслирует этот фильм по ТВ.