Круглые даты с острыми краями

Василий Ильич Куприянов
  Минувший, 2023-й год, оказался к общему удовольствию чрезвычайно урожайным на грибы и… юбилейные даты. И если с первым пунктом все было просто, понятно и с радостью на душе, то во втором случае заявленный процесс протекал для меня далеко не однозначно.
   Начнем с того, что мое 70-летие, случившееся в начале года, в феврале, руководство театра, где я тружусь больше 30 лет, благополучно «проспало».  Спохватившись, предложили провести это «мероприятие» в конце марта во время спектакля по пьесе Сомерсета Моэма «Пенелопа», где я играю дядюшку Девенпорта. Пришлось напомнить моим «благодетелям», что в этом качестве зритель уже видел меня на моем 60-летии. В возникшей ситуации   само название «Пенелопа на все времена» обретало двойной смысл. Оставалось только добавить «…и на все случаи жизни». Даже фото на прежней афише менять не надо, а только цифры переделать. После моих возражений и уже не советуясь с юбиляром , поспешили выпустить праздничную афишу с другим названием-«Лес». И опять же без моего ведома и одобрения, поскольку роль Восьмибратова я получил не при распределении, а по производственной необходимости, благодаря пандемии, ввиду того, что оба назначенных артиста перед премьерой заболели.
  Предполагая столкнуться с подобным безразличием и нерадивостью, неунывающий юбиляр уже успел за этот период отметить столь значимое для него событие на других сценических площадках.
  Череду творческих вечеров открыла встреча со зрителями в гостеприимных стенах дома отдыха «Никольский Парк». Затем «Дом Гоголя» предоставил мне возможность пригласить друзей на мой отчетный концерт с последующим фуршетом под сводами исторического особняка. В данном случае я счел уместным пригласить на празднование тех, кто нашел время и, главное,  желание, сказать мне несколько добрых слов «вживую» при встрече или по телефону, а не ограничился безликой и бездушной смс-кой. Вот таким с годами я стал капризным и разборчивым, что не помешало мне тогда же принять приглашение выступить с юбилейным концертом в библиотеке им. В.Я.Вульфа. Программу моих вечеров, как правило, составляли отрывки из проектов, созданных вне театра, чтение любимых стихов, пение под гитару и знакомство с авторскими публикациями в различных изданиях.   
  Хочется упомянуть еще одну круглую дату, которую я с радостью отметил-130 лет со дня рождения В.В.Маяковского. С момента первого знакомства с его произведениями и по сей день его поэзия сопровождает меня по жизни. При всяком удобном случае читаю стихи поэта с эстрады с большим удовольствием и полной отдачей. Жаль, что с юбилейными событиями у Владимира Владимировича тоже было не шибко гладко. Достаточно вспомнить неприглядную историю с его отчетной выставкой "20 лет работы"(1909-1929), которую проигнорировало большинство коллег и власти!   
  Для Московского Художественного театра прошедший год ознаменовался сразу двумя событиями: 125 лет со дня основания и 80 лет Школе-студии, созданной при театре в 1943 году. И если, по вполне понятным причинам, я не предполагал увидеть себя в числе гостей на первом мероприятии, то относительно второго сомнений не возникало. А зря! На сей раз нынешнее руководство Школы-студии почему-то сочло излишним приглашать на юбилей бывших выпускников, как это делалось в прежние времена на 50, 70 и 75 лет. Посчитали, что таковых сохранилось «непозволительно» много и решили отдать предпочтение студентам и недавним выпускникам, которые даже не успели еще себя проявить. Ну и, конечно, не обошли вниманием своих личных друзей, пусть даже не имеющих отношения к нашей альма-матер.  По воле судеб, все же оказавшись среди гостей, я напрасно искал глазами знакомые лица однокашников. Их оказалось наперечет. Думаю, что обойденные вниманием воспитанники Школы-студии так же, как и я пребывают, мягко говоря, в недоумении. Ведь следующий юбилей кому- то из них придется отмечать уже далеко не здесь. При таком понятии о студийном братстве и духовном родстве, на мой взгляд не стоило, выставку, проходившую накануне в Новом Манеже и посвященную истории Школы-студии, пафосно назвать «Семейный альбом». Ну да Бог им судья!
  На этом фоне отрадно осознавать, что память сохраняет и более радужные примеры подхода к такой деликатной теме, как юбилей. В связи с этим вспоминается цикл вечеров «Круглая дата», проходивших в Доме актера по инициативе тогдашнего директора Маргариты Александровны Эскиной. 
   Именные приглашения от Дома получали уважаемые работники театров из всех подразделений, отметившие накануне свои дни рождения (40,50, 60 и т.д.) Виновник торжества при этом мог пригласить за свой столик троих гостей. За счет заведения   предоставлялось угощение и напитки. Каждому юбиляру посвящался эстрадный номер и вручался подарок. Благодаря усилиям Марго и ее команды вечера проходили поистине в семейной обстановке. Вне зависимости от «ранга» никто из присутствующих не чувствовал себе ущемленным.
  Мне повезло, я четырежды имел возможность окунуться в незабываемую атмосферу этих встреч. Первый раз в статусе юбиляра, дважды в качестве поздравляющего и ,  наконец , когда отмечали десятилетие «Круглой даты». Последнее событие выпало на 17 февраля (мой день рождения ) и по воле Марго факт этот был прилюдно озвучен и без подарков я не остался. Испытав на себе такую благодать , мне конечно же, захотелось приобщить своих коллег по театру к сей славной традиции.
  Большого труда стоило мне убедить мою однокурсницу Любовь Нефедову, когда ей исполнилось 60 лет, принять приглашение от Дома актера. Понять ее смущение было можно. Прежняя популярность была уже в далеком прошлом, и боязнь ощутить себя лишней на этом празднике жизни вселяла сомнения.  И лишь благодаря моим заверениям в обратном, Люба согласилась , и , захватив для поддержки бликую подругу, стала собираться на вечер.
  Поздравление и подарок я брал на себя. Вместе с букетом был приготовлен  недавно выпущенный мной компакт диск с записью «Темных аллей» И.А.Бунина. В качестве приветствия планировались стихи того же автора, выученные накануне. 
  Придя заранее, я встретил у лифта свою давнюю знакомую, балетмейстера Ольгу Ефимовну Давыдову ,  и, пока мы поднимались на шестой этаж, она поинтересовалась целью моего визита. Услышав, что я буду выступать с поздравлением и читать стихи, вдруг выпалила: «Ой , только не Маяковского!»  Совет прозвучал довольно странно. Неуместность в данной обстановке любимого мной автора и без того была очевидна, да и составленный план, как известно, был совсем иной.
   Между тем зал ресторана заполнялся юбилярами и их гостями. Столики, сервированные на четверых, были заранее расписаны пофамильно.  Любаше место досталось вдали от площадки для выступлений. Устроители словно предвидели ее желание скромно пребывать в тени. После шумной рассадки актерская братия приготовилась предаться безудержному веселью. И все покатилось согласно написанному заранее сценарию. Зазвучали заздравные речи, вручались подарки, артисты на эстраде сменяли один другого. Сидя за столиком однокурсницы и занимая девушек разговором, я аккуратно поднимал бокал за всех, кого чествовали, совершенно упустив при этом собственное выступление. И тут, подошедший ведущий предупредил, что мой номер следующий и мне надо приготовиться. А тем временем актрису Ольгу Остроумову поздравлял ее партнер по сериалу. Пропев под минусовку свой «шлягер», он с победным видом подсел к столу именинницы и , не обращая внимание на происходящее, стал громко общаться, всем видом давая понять, что выступать за ним просто бессмысленно. Я воспринял возникшую ситуацию как вызов судьбы. Оплошать было никак нельзя. Вот только строчки Ивана Алексеевича после выпитого накануне путались в голове. Двигаясь твердой поступью к микрофону, я лихорадочно в уме искал решение. И оно пришло! «Владимир Маяковский «Тамара и демон»! дерзко и уверенно произнес мой голос, перекрывая общий гомон. Остальное было делом техники. Благодаря чеканным строчкам поэта мне удалось сначала овладеть общим вниманием, а затем, при активном участии Маргариты Александровны, разыграть сцену объяснения поэта с царицей Тамарою. Обладая удивительной харизмой и не лишенная актерских данных, Марго сходу включилась в предложенную мной игру, и наш «дуэт» закончился под аплодисменты собравшихся. К столику я уже вернулся победителем. Честь Школы-студии МХАТ не пострадала.
  22-го декабря в Центральном Доме актера мы отметили 90-летиие Маргоши -так и никак иначе величали ее друзья при жизни. Надеюсь, что у меня есть основания причислять себя к этому кругу, чем я очень дорожу. Отрадно, что в архивах Дома сохранилось немало видеоматериала с участием Маргариты Александровны и при желании можно вновь и вновь окунуться в неповторимую атмосферу тех лет.
  В конце года «Сфера» отметила 95-летие любимой всеми Валентины Николаевны Кудиновой, но это уже был день памяти.  Нас с ней связывали самые теплые отношения, и я счастлив, что она доверила мне выступить на ее вечера посвященном 90-летию. Так мне не удавалось читать «Теркина» никогда. Память об этих замечательных женщинах останется со мной навсегда.