Походы со школьниками. 4. Психологический климат

Гузэль Ханисламова
    Психологический климат в группе является важной составляющей любого похода, в том числе: улучшение коммуникативных навыков в коллективе, профилактика конфликтов и сплочение коллектива, выработка у детей уверенности в себе и т.п.
   
     Безусловно, сформировавшиеся в школьной жизни взаимоотношения меду учениками, их симпатии и антипатии, находят проявление и в походном сосуществовании. Поэтому иногда общие задания (н-р, совместное дежурство по кухни) помогает формированию контактов и коммуникаций у тех, кто проще говоря, не были друзьями в школе.

     Еще одна деликатная проблема – отправление физиологических нужд. Мы объясняли детям, что это нормальная потребность и сразу обращали внимание, что справа по тропе всегда – это территория, условно со знаком «Курочка», а слева всегда – со знаком «Петушок». Походы в «курятник» не рекомендовалось осуществлять в одиночку. В довершение для снятия хихиканья и стеснения на привалах студент-юноша предлагал: «Кто почитать газетку – за мной!», а студентка-девушка предлагала: «Кто цветочки понюхать – за мной!».  На стоянках также напоминалось, где чья сторона.
   
     Очень важно, в походах с детьми, на наш взгляд, продумывать смену активности на длительных стоянках, предлагать разные способы занять себя в моменты отдыха, когда нет общих мероприятий. Иначе из-за безделья они начинают дурачиться, носиться, лезть на деревья, крутиться у костра, задирать товарищей, «заражаясь» друг от друга, и пр. (что чревато, в том числе, и угрозой травмирования).
      
     В одном из походов руководителю пришла в голову интересная идея. Был назначено построение с пятиминутной готовностью и объявлен «Час тишины» – запрет на разговоры в слух. Общаться можно только знаками. Провинившихся обещано сурово карать.  Проведена демонстрация на студентах-туристах процедуры ПЛ (провинившегося укладывают на спальник вниз животом и по «пятой точке» по очереди бьют половником и ложкой. Студент для пущей наглядности стонал и молил о пощаде).  Разрешено играть в спокойные игры, шашки, шахматы, камень-ножницы-бумагу, плести веночки и пр.
    
     Руководитель дал отмашку «Время пошло!» и улегся посреди поляны с часами в руках на коряге, как на троне. Дети старательно следовали запрету. Смешно было наблюдать за их ухищрениями объясняться жестами и пантомимой. Конечно, некоторые перешёптывались. Особенно трудно было склонным к ябедничеству, хотелось друзей «заложить», но тогда бы они сами нарушили запрет. Конечно, в итоге никто не был наказан, но спокойствие в группе было восстановлено без окриков и замечаний. А у вечернего костра – хороший повод для шуток и рассказов о приемах общения пантомимой.
   
    По словам ребят – это было самое сложное испытание похода.

    Вот, еще одна история о психологии общения в походе
   
    В этом походе проблемы появились еще в электричке при подъезде к началу маршрута. Какие-то взрослые туристы в вагоне громко разговаривали, орали песни, в наглую брали наши бутерброды (приготовленные для перекуса в пути). Приставали к студентам, помогавшим нам в организации: «Пойдем выйдем». Уводили их в тамбур и т.п. Наши студенты деликатно разруливали ситуацию. Дети сидели притихшие. Учительница, понятно, нервничала. Мы успокаивали: «Все под контролем!».

     Все вздохнули с радостью, когда «хулиганы» вышли на станции-платформе, предшествующей нашей конечной станцией.
    
     Мы прошли запланированную часть пути и остановились на стоянку на красивой поляне. Установку лагеря отложили на потом. Стали готовить обед.
   
     И вдруг на нашу поляну ввалились те самые туристы-хулиганы и начали обустраивать лагерь неподалеку. Дети стали возмущаться (это наша поляна, пусть уходят, мы первые сюда пришли, нам не нужно такое соседство, они все испортят и т.п.).
   Мы объяснили, что конфронтация не лучший способ общения. Поляна – не наша собственность.  Нас уже готов обед, давайте пригласим их к костру.  Не смотря на недовольство некоторых, были выбраны смельчаки -парламентеры, которые пошли приглашать соседей к столу.
   
     И неожиданно, хулиганы с улыбкой на лицах, спели под гитару приветственную песню, представились по именам и раскрыли тайну. Они студенты БГПУ и тоже будут нам помогать в пути. Просто это была проверка на стрессоустойчивость и умение решать конфликты.  Началось братание студентов, давно знакомых друг с другом по совместным походам.  А после обеда – обустройство общего лагеря (детям было невдомек, что часть общего снаряжения, в том числе палатки и топоры несли эти «хулиганы», от того-то обустройство лагеря оставили на потом). Конечно, больше всех такому повороту событий радовалась учительница, которая была не в курсе запланированного события.

    Первой песней у костра в этот день стала песня В. Шаинского «Если с другом вышел в путь».
   
      
     Для современных организаторов, наверное, существует еще одна психологическая проблема – регулирование взаимодействия детей с любимыми гаджетами в походе. В наше время, к счастью, такой проблемы не существовало.

фото-видео отчет  на страничке вК " Школьные походы Гульшат" https://vk.com/video68440197_456239032?list=7ed09eaba9c1332903