Прыжок в высоту. Картина 3

Лидия Гладышевская
КАРТИНА 3 
(май 1946, г. Гжатск Смоленской области)

Школа. Небольшой учебный класс. На сцене – 2-3 стола со стульями, школьная доска. На заднике сцены – окно.
За столами сидят несколько учеников и что-то рисуют в альбомах/тетрадях во время перемены.
Двое мальчишек (один из них Юрка), оторвав обложки от тетрадок, делают разноцветных «голубей». Подбегают к окну, распахивают его и запускают самолетики, повернувшись к зрителям спиной и свесив головы с подоконников. Остальные ребята прекращают рисование, и тоже сгрудившись наблюдают за полетами в окно.

ГОЛОС ЮРКИ.  Во, мой оранжевый как парит! Видали?
ГОЛОС МАЛЬЧИКА.  Заливай, Гагара! Ха-ха. Твой - кувыркнулся и звезданулся...
ГОЛОС ЮРКИ. Не кувыркнулся, а «бочку» сделал. У моего - центр тяжести лучше. Я ему гвоздь в самый нос воткнул...
(Слышится звонок. Входит учитель физики Лев Михайлович с оранжевым самолетиком в руках).
ЛЕВ МИХАЙЛОВИЧ. Так, ребята, все по местам. Перемена закончилась.
(Ученики рассаживаются. Юрка и его «соперник» - за первым столом).
ЛЕВ МИХАЙЛОВИЧ (строго). Вот что, ребята, в нашем классе произошел вопиющий случай. Кто-то из вас, не подумав о последствиях, запустил голубя из окна, с грузилом. А в результате такой, с позволения сказать, «самолетик» попал прямо в лицо прохожему! Пожилому человеку! Вот, полюбуйтесь. (вытаскивает из кармана оправу с разбитым стеклом). Хорошо, что только стекло разбилось, и глаз не пострадал. Новое - вставить можно, беда - не велика… А вот если бы случилось непоправимое…, и старичок зрение потерял? Я хочу знать, кто это сделал!
(В классе – гробовая тишина).
ЛЕВ МИХАЙЛОВИЧ. Наказывать я никого не буду - через сорок пять минут начинаются каникулы. Оставлять без обеда, вызывать родителей теперь уже бесполезно. Но если никто не признается, то рассоримся мы с вами, судя по всему, на целое лето. (Пауза). - Я жду.
(Юрка пытается встать, но ученик-сосед дергает его за штанину).
ЮРКА (отмахиваясь, негромко). Отзынь, Орленок, а то врежу! (Обращаясь к учителю). — Лев Михайлович, не надо со всеми ссориться. Класс не виноват. Это я сделал. Простите меня, пожалуйста.
ЛЕВ МИХАЙЛОВИЧ. Юра? Не ожидал. Ты же по физике - лучший ученик. Понимать должен, что делаешь... (Пауза). - А за честность хвалю.  Иначе нехорошо вышло бы... Договорились же строить летом настоящие модели... (Пауза). - А сейчас продолжим последний в этом году урок.  Иди к доске, Юра.  Объясни-ка нам, почему яблоко с яблони падает?
ЮРКА. Так это просто. Созрело — вот, и упало.
ЛЕВ МИХАЙЛОВИЧ. Верно. А почему оно падает не вверх, а вниз? Почему камень, брошенный тобою вверх, тоже падает на землю? Ты задумывался над этим?
ЮРКА. Потому что земля ближе, чем луна.
(Дети смеются).
ЛЕВ МИХАЙЛОВИЧ (с улыбкой). Тоже, в общем-то, верно. Бери мел, рисуй на доске земной шар, яблоню на нем. И яблоко в стороне изобрази. Да смелей, смелей. Существует, ребята, в физике закон земного притяжения, открытый Ньютоном. Вот мы и попробуем в нем разобраться...
(Юрка начинает рисовать на доске. Раздается школьный звонок).
 ЛЕВ МИХАЙЛОВИЧ (со вздохом, глядя на ручные часы).  Ну что же, не успели. Придется разбираться более подробно летом - в нашем авиационном кружке. Будем строить модели настоящих самолетов. Летающие. С бензиновым моторчиком. И испытывать их будем на настоящем полигоне.
(Школьники кричат «ура»).
ЛЕВ МИХАЙЛОВИЧ (строго). Тише. Тише. Это нам и с физикой справиться поможет. Юра, назначаю тебя старостой кружка. Ребята, кто хочет заниматься, записывайтесь у него.
(Школьники вновь кричат "ура", вскакивают со своих мест, облепливают Юрку. Лев Михайлович уходит. Ребята все вместе бегут за учителем).