Три дня,в течение которых после «акции» Иисус учил в Храме, говорят о Его значительной перемене: это уже был не тот кроткий пророк, автор Нагорной проповеди, теперь Он в своих проповедях гневно обличал ортодоксов, ведя себя по отношению к ним даже вызывающе:
« Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что ..оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.Вожди слепые, отцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мёртвых и всякой нечистоты;Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? »( Мф 23:24-33).
Он обвиняет религиозные власти , рассказывая притчу о злых виноградарях (Мф. 21: 33-41; Мк. 12: 1-9; Лк. 20: 9-16), представляющую измененную Им вехозаветную «Притчу-песнь о винограднике Господа» из Книги пророка Исайи ( 5:1-8).
Вот описание притчи Иисуса в евангелии от Марка (12:1-9)
«Насадил человек виноградник, обнес его оградой, вырыл яму для давильни, выстроил жевую башню и отдал его внаем виноградарям. А сам уехал в чужие края. Вот настала пора — послал он слугу к виноградарям получить свой доход с виноградника.Но те схватили его, избили и отправили ни с чем.Снова послал к ним другого слугу, но тому разбили голову и выгнали с позором.Послал еще одного — того убили. Много других посылал — одних избивали, других убивали.Был у него еще сын, любимый, единственный сын. И последним послал к ним его, думая: „Сына моего постыдятся". Но виноградари те стали говорить друг другу: „Это наследник! Давайте убьем его, и нашим будет наследство!" Они схватили его, убили и выбросили из виноградника.
Что же сделает хозяин виноградника? Он вернется и казнит виноградарей, а виноградник отдаст другим.Разве вы не читали в Писании: „Камень, который отвергли строители, стал краеугольным камнем. Это сделано Господом — диво, которое было на наших глазах"?»
Они поняли, что притча направлена против них, и хотели было схватить Его, но побоялись народа. Поэтому они оставили Его и ушли.» (Мк 12:1-12)
Итак, в евангельской притче повествуется о неком человеке,который с большой заботой сажает виноградник, отдает его в управление людям, а затем, когда пришло время плодов, поочерёдно направляет к виноградарям слуг, после чего — сына, но все посланные были виноградарями побиты или убиты.
Обычно при христианском толковании притчи считают, что хозяин дома — Бог; виноградник — еврейский народ, избранный Богом для сохранения веры, или иудейская церковь; ограда — Закон Божий, данный через Моисея;
точило (резервуары для получения сока винограда) — жертвенник, на котором проливалась кровь; башня — Храм; виноградари — начальники и учители еврейского народа (первосвященники, книжники, фарисеи), те, к кому была адресована обличительная проповедь Христа; отлучение хозяина — долготерпение Божие;
время плодов — наступило во времена пророков ; слуги и рабы — пророки, претерпевшие гонения и смерть ;свои плоды — богопознание; сын, наследник — Христос ; вывели вон из виноградника и убили — пророчество Христа о том, что Его казнят за пределами Иерусалима; пришествие хозяина —в узком смысле -Второе пришествие Христа.
Притча эта произвела сильное впечатление на народ, особеннно когда Иисус сказал, что виноградари убили сына и выбросили из виноградника и спросил: «что же сделает с ними господин виноградника?" , после чего ответил: "Придет и погубит виноградарей тех и отдаст виноградник другим".
Сгласно христианскому толкованию,
руководители еврейского народа должны были в злых виноградарях узнать себя; они должны были догадаться, что Иисусу известно и их решение убить Его. Они должны были понять, что под виноградником притчи разумеется избранный Богом еврейский народ, попечение о котором вверено Хозяином виноградника, Богом, первосвященникам и начальникам народным (виноградарям);понять, что Бог посылал к ним Своих слуг, пророков, требовать плодов их управления народом, вразумлять их, что управление это вверено им не для их личной выгоды, а для того, чтобы они заботились о плодоношении виноградника и отдавали плоды его Хозяину, то есть чтобы воспитывали народ в духе точного исполнения воли Божией. Они должны были при этом вспомнить, что пророки эти были гонимы и даже убиваемы, что последний Пророк и Креститель Иоанн был ими отвергнут и что именующего Себя Сыном Божиим, Иисуса, они уже порешили убить, но ещё не успели.
Словом, смысл притчи был для них ясен. Но если бы они хоть малейшим намёком дали народу возможность понять, что узнают себя в лице злых виноградарей, то народ этот, пожалуй, схватил бы камни и избил бы их всех. Чтобы показать всем, что притча не имеет к ним никакого отношения, на вопрос Иисуса: "когда придёт хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями"? — отвечали: «Несомненно, что злодеев сих предаст лютой казни, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые своевременно будут отдавать ему плоды».
А теперь рассмотрим соответствующую притчу из Книги пророка Исайи ( 5:1-8)и
сравним эти два текста.
Kнигa пророка Исайи, глава 5: 1-8:
" Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. Виноградник был у Друга моего на плодородном холме.
И окопал его, и очистил его от камней, и засадил его отборной лозою, и выстроил башню посреди него, и давильню для винограда высек в нём. И надеялся Он получить виноград, а тот дал плоды дикие.
И ныне, жители Иерусалима и мужи Иудеи, рассудите Меня с виноградником Моим.
Что ещё (можно было) сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал для него? Почему же, ( когда) ожидал Я, что даст (он) виноград, он дал плоды дикие?
А теперь возвещу Я вам, что сделаю Я с Моим виноградником: сниму изгородь его - и будет он на потраву, разрушу ограду его - и будет он вытоптан;
И сделаю его пустошью; не будут ни обрезывать его, ни окапывать его; и зарастёт он волчцом и тернием; и облакам повелю Я не проливать на него дождя.
Потому что виноградник Господа Савоафa это дом Израилев, и мужи Иудеи - саженцы радости Его; ожидал Он правосудия, а вот, - насилие, справедливости, а вот - вопиющая (неправда).
Горе присоединяющим дом к дому ( и) присоединяющим поле к полю, так что не остаётся больше места ( бедняку), вы одни будете жить среди земли..."
В притче Исайя обращается к Богу, которого он называет "другом" ( евр. слово, переведенное как "возлюбленный" означает также - "друг") . Свой виноградник Бог насадил на благодатной почве , всячески благоустроил его, всё предусмотрел и ожидал хороший урожай. Однако, плоды оказались „дикими ягодами" . Затем Исайя "предоставляет слово“ Богу: “Чего я не сделал для него?...“
„Он“ (виноградник )– синоним Иудеи - Южного Царства, виноград - „саженцы радости“ Бога – "мужи Иудеи" .Устами Исайи Бог говорит, что за то, что Иудеи не оправдали Его ожиданий(вместо „добрых грозд“ -"дикие ягоды“ - кровопролития и вопль), Он лишит их своей защиты и виноградник (Иудея) засохнет.
Чтобы понять это обвинение Бога , надо знать обстановку в Иудее времени Исайи.
Аристократы упивались роскошью, захватывая земли своих соплеменников-бедняков , разоряя их,не считались с Законом Моисея и смеялись над возможными „карами“ . При этом восхищались могучей Ассирией, в которой видели свой идеал. В этих „князьях“ и пытался пробудить совесть Исайя , предвещая им разорение и гибель :За все эти нарушения „бедствие грядёт на Иудею“ (5:13-17): „народ мой пойдёт в плен, по вине князей“ ,Далее Исайя обличает своих бывших друзей – богачей Иерусалима, но они лишь иронизируют над пророком: „пусть Он поспешит и ускорит дело своё“ (т.е. угрозу наказания) ( стих 19)...
Как видим, в евангельскую притчу вводится новое лицо, отсутствующее у Исайи, - сын-наследник, посылаемый отцом на явную смерть, как бы в жертву, а также злые виноградари.Кроме того, добавляются два стиха (22 и 23) из псалма 118(117):"Камень, который отвергли строители, стал главой угла. 23 От Господа было это, дивно это в глазах наших."
Христос"Камнем° называет Себя самого, а строителями-учителей иудейских, которые отвергли Его.
Можно представить реакцию "злых виноградарей", которая также сыграла роль в дальнейшей судьбе Иисуса.