Кубанские казаки на Кушке

Новосельцев Григорий Петрович
Кубанские казаки на Кушке.
12 марта аймак-джарский отряд Мургабского взвода Кубанских казаков вышел на пост в Аймак-Джару, в соответствии с приказом, по которому 4-й отделению кавказцев было поручено переместиться в Аймак-Джару и охранять продовольственные запасы. Однако погода испортилась: задул холодный ветер, пошел мелкий дождь. Солдаты и казаки промокли и не спали всю ночь. На следующий день отряд выступил рано, чтобы согреться, и двигался быстро. На ночь войска Комарова разместились на возвышенном плато в пяти верстах от афганцев. Кирпичный мост через Кушку был обнаружен казаками, вернувшимися со сторожевых постов. Генерал Комаров послал к афганцам для переговоров капитана Прасолова, но переговоры не увенчались успехом. Он также получил информацию, что англичане призывают афганцев принять участие в нападении на русский отряд. Чтобы предотвратить дальнейшее затягивание конфликта, 17 марта генерал послал сотника Кобцева с письмом к начальнику афганских войск. В письме Комаров требовал, чтобы афганские войска вернулись на правый берег Кушки до вечера. Ответа от афганцев не последовало, но генерал узнал, что полноценный ответ будет дан в 18 марта после полудня. Одиннадцать дней медленных переговоров могло иметь негативные последствия для русского отряда, не имевшего никакой поддержки на многие сотни верст. Для усиления отряда 18 марта прибыла сотня кавказцев под командованием полковника Есаулова. В этот день, в день святого Алексея, в отряде было проведено торжественное богослужение, а вечером генерал Комаров определил дальнейшую дислокацию войск.
Афганская кавалерия отступила, а казаки продвинулись вперед, заставив афганских всадников возвращаться. Кубанцы устроили стену на определенном расстоянии, чтобы слова муллы, воодушевляющего афганцев против русских, были слышны. Мулла выехал на середину между вражескими конницами, чтобы его слова были услышаны милиционерами-мусульманами. Русский командующий кавалерией произнес решительные слова, уверяя солдат, что Бог на их стороне, и они разгромят врага. После прочтения молитвы мулла выстрелил в воздух, а затем начался артиллерийский и ружейный огонь со стороны противника. Русские применили ответный огонь, а афганская конница напала на милицию. Туркмены пришли в смятение и начали бежать, открывая фланг для русских войск. Казаки воспользовались этим и нанесли несколько залпов по афганцам. В то время афганская конница оказалась в беспорядке, и русские приступили к атаке на их окопы. Казаки и стрелки атаковали неприятеля, но атака русской пехоты приостановилась из-за большого расстояния до окопов. Затем русская горная батарея открыла огонь по афганцам, что вызвало их беспокойство. Русская пехота поднялась и снова атаковала, поддерживаемая казаками. Отступающая афганская пехота была обстреляна русскими орудиями. Туркменская милиция грабила афганский лагерь, а затем вернулась с захваченным добром. Русским было приказано не преследовать бегущих афганцев. Британские "советники" также в панике бежали, а некоторые офицеры были сброшены с лошадей. Только несколько офицеров задержались в лагере. Русские получили предложение о врачебной помощи от британских офицеров, и казачий конвой был отправлен к ним для защиты от расходившихся туркменов. Генерал Комаров передал благодарность офицерам Ее Величества и отправил с казаками забытые английскими офицерами ботфорты.
Кубанцы преследовали афганское войско, но не обнаружили английских офицеров. Федор Афанасьевич Безладнов родился 15 февраля 1865 года и начал свою службу в 1881 году. В это же время Мургабский отряд перешел на левый берег Кушки, а кубанские сотни устроили бивак на возвышенности, известной как "Казачья гора". Во время ночного покоя в лагере царила полная тишина, за исключением звука копыт казачьих лошадей, возвращавшихся после смены. В своей телеграмме генерал-лейтенант А.В. Комаров описал победу над афганским войском, отметив храбрость и энергию афганцев, а также потери и достижения российской армии. Свою версию сражения казаки из Кубани запечатлели в песне. Большое впечатление произвел разгром афганцев на местные народы. Погибшие были похоронены в братской могиле на кургане Кизил-Тепе.
Комарову была отправлена телеграмма, где он подвел итоги сражения на Кушке.
Депутации от различных племен прибывали к генерал-лейтенанту А.В. Комарову, поздравляя с победой и выражая желание подчиниться Российской империи. Посол Британии в Петербурге получил указ о требовании русского правительства отдать Комарова под суд, принести извинения и вернуть территории за рекой Кушка Афганистану. Однако Александр III не только не собирался извиняться, но даже наградил генерала Комарова Георгиевским крестом. В Лондоне возмутились. Британское правительство объявило частичную мобилизацию,