Дракон жив

Игорь Кутузов
В 1943, в лютую годовщину войны, Евгений ШВАРЦ написал пьесу-сказку "Дракон". О ней можно сказать, что она наполнена "трепетом узнаванья". Это мы - разгаданные, перепуганные, осторожные, заговорившие в 1980-е и вновь замолчавшие в 2000-е. Пьеса Шварца удивляет точными предсказаниями. Жестокого Дракона убивает благородный рыцарь Ланцелот. Покончено ли с прежней жизнью? Нет, власть захватывает Бургомистр. Он - "президент вольного города", в котором по-прежнему господствуют рабство, деспотизм, низкопоклонство, страх. К насилию и бесправию за 400 лет привыкли, они были привиты волшебной силой Дракона. Теперь с этой силой покончено, у Бургомистра только одна голова, и он управляет народом с помощью силы ИНЕРЦИИ.И оказывается, что вполне достаточно этой твердокаменной силы.

Важным государственным деятелем становится Тюремщик, и слово  "ВЗЯТЬ!" звучит всё чаще, в тюрьмах пытают соратников Ланцелота. Почему же город остался "совсем-совсем таким же тихим и послушным, как прежде?" Потому что "человеческая души, любезный, - как говорит Дракон Ланцелоту, - очень живучи. Разрубишь тело пополам - человек околеет. А душу разорвать - станет послушней, и только. Нет, нет, таких душ нигде не подберёшь. Только в моём городе. Безрукие души, безногие души, глухонемые души, цепные души, легавые души, окаянные души.
 
Власть нового президента непрочна, в ней чувствуется неувереность, шаткость. В лице его сына и единомышленника Генриха воплощено страшное будущее "вольного города": к рабству Генрих присоединяет некую видимость свободы. 3 действие начинается с урока. Горожане (тихо):Раз, два, три. (Громко): Да здравствует победитель Дракона!(Тихо): Раз, два, три.(Громко): Да здравстувет наш повелитель!(Тихо):Раз, два, три.(Громко): До чего мы довольны - это уму непостижимо. (Тихо):Раз, два, три). (Громко): Мы не знаем, куда нам деваться от счастья!
Генрих: Так-то лучше. Ну-с, хорошо. Остальные куски мы репетировали уже?
Горожане: Так точно, господин бургомистр.

Узнаём себя?