И в сердце яд всегда отыщет уголок Лоэнгрин, опера

Мари Козлова
 "И в сердце яд всегда отыщет уголок"
"Лоэнгрин", опера Вагнера, новая сцена Мариинского театра, 16 февраля 2024 года
"Лоэнгрин", одна из трех моих любимых опер Вагнера была отменно исполнена. Пламенеющая готика музыки Вагнера, так удачно визуализированная в стилистике спектакля Мариинского театра, в росписи занавеса, в декорациях и костюмах, увлекала и гипнотизировала (дирижер – Валерий Гергиев). Хотя интродукцию к третьему действию оперы, которую принято  называть свадебным маршем, я слышала и в более стройном, энергичном и выразительном исполнении. Но в целом, музыка звучала впечатляюще и спектакль оставил яркое впечатление благодаря прекрасным певцам и музыкантам.
Благородный Лоэнгрин Сергея Скороходова предстал мужественным и смелым поборником справедливости и достоинства. Удивительный сильный вокал, передающий типичный вагнеровский подход к человеческим голосам как к музыкальным инструментам. В противовес этому - ангельский голос Чуриловой в роли Эльзы. Очень красиво звучит сопрано певицы в этой партии! Исполнение вагнеровских опер особенно удачно удается певице! Хотя и ее Иоланта хороша!
Ортруда Анны Маркаровой и голосом воплощает образ зловредной и вероломной честолюбицы. Сила ее сопрано вполне конкурирует с мощью звучания оркестра и соответствует вагнеровским требованиям к голосам певцов. Ведь у него музыка - не аккомпанемент, а певец не просто солист, он - часть общей музыкальной картины.
В опере были задействованы проверенные вагнеровские голоса. Среди них номер один - Евгений  Никитин, сыгравший роль Тельрамунда. Немало вагнеровских героев воплотил на сцене Мариинки и Михаил  Петренко. Его справедливый и мудрый король Генрих Птицелов дополнял общий ансамбль замечательных исполнителей.
Спектакль демонстрирует вдумчивую и чуткую к музыке работу режиссера конца 1990-х годов (режиссер – Константин Плужников (1999 год), режиссеры возобновления:  Марина Мишук и Александр Маскалин (2014 год), сценография – Евгений  Лысык. По его эскизам сделаны и декорации, и костюмы). Оказывается, и в наше время можно находить адекваных талантлевых режиссеров, а не только опероразрушителей! Меня в этом спектакле больше всего привлекает именно это совпадение содержания оперы, строя музыки и ее воплощения на сцене! Пламенеющая готика, благородная и возвышенная!
И все-таки, как и прежде, эпический сюжет "Лоэнгрина", пусть и немецкий, наводит на невеселые мысли. Ничто не меняется в этом мире, ничто в нем не ново. И никто ничему не учится. Потому выводы напрашиваются сами. Благородство проигрывает, подлость торжествует, если не придерживаться некоторых жестких правил. Если вступил в борьбу, не щади врагов, добивай, иначе они всадят тебе нож в спину, когда уже не ждешь. Когда воюешь, не ведись на покаянные речи злобных женщин. "Змея подколодная" не может превратиться в ласкового щенка. Она обязательно укусит. В нечестном соперничестве оправдаться очень трудно, особенно когда ты ни в чем не виноват. Выиграть информационную войну у подлецов невозможно. Нужно чудо, подобное появлению Лоэнгрина, чтобы справедливость восторжествовала. Но и тут не все легко. Стоит уйти опасности и акценты в сознании смещаются, клятвы забываются, простая осторожность уходит на второй план. Даже ангельски чистая Эльза поддается дурному влиянию. Так и хочется ей сказать: не задавай ненужных вопросов, радуйся тому, что есть. Хорошие люди, которых ты любишь, не часто встречаются. Если обещала, держи слово. Умение не задавать лишних вопросов поистине королевское качество. Будь выше суеты.
Но, оказывается, женская логика - это неумение выстраивать систему приоритетов. И Эльза теряет почти все, правда, по душевной доброте, Лоэнгрин возвращает ей пропавшего брата. Но ее заслуги в этом нет.
И еще: доброта не может быть безоглядной. Подлец ее не оценит, сочтет слабостью. И в итоге - одна злобная правящая семейка может отравить жизнь целой страны.
Так и вспоминается давняя общественная дискуссия о том, что "добро должно быть с кулаками".
А мелодически, как я убедилась, самая интересная опера Вагнера - это "Тангейзер".
P.S. С Вагнером мне постоянно не везет. Вчера после спектакля буквально "поцеловала" закрывающуюся дверь метро, потом пока на перекладных и пешком добиралась до Выборгской, промокла под ледяным дождем насквозь. Обнаружила, что мой телефон сдох и такси не вызвать. Но Бог, как всегда, спас - послал случайную попутчицу, которая вызвала нам обеим такси, и избавил от простуды и прочих мучений. А был случай, когда после "Мейстерзингеров" я шла домой пешком от Финляндского вокзала. Но тогда, в марте, не было ни дождя, ни заснеженного обледеневшего асфальта.