Как казаки в Эфиопию ходили

Новосельцев Григорий Петрович
17. Как казаки в Эфиопию ходили.
В XIX веке, когда европейские державы активно осваивали новые территории в Африке, Россия оставалась в стороне от колониальной гонки. Однако, в 1889 году на Красном море появился странный пароход с русскими казаками на борту. Идея о казачьем походе в Африку не покидала Николая Ашинова, человека с темным происхождением, который родился в семье бывшего крепостного крестьянина. Ашинов путешествовал по разным городам России, пытаясь собрать средства на создание нового казачьего войска. Однако, его идеи не были поддержаны, и он отправился на красноморское побережье Африки, в провинцию Тигре в Эфиопии. Встретившись с местной знатью, он выразил желание создать русское поселение на берегах Красного моря. Интерес к Эфиопии вызвалось не только ее политической независимостью, но и религиозными аспектами – в стране исповедовали монофизитское христианство, что было близко к русским патриотам, беспокоящимся о судьбе христиан во враждебном окружении. Эти идеи нашли поддержку среди русской «эфиопской партии», которая пропагандировала необходимость русского присутствия в Африке.
Из-за ясных причин церковные деятели были наиболее активными сторонниками "эфиопской партии", стремившейся расширить влияние Русской православной церкви на эфиопские земли. Один из первых, кто выступил с идеей русского проникновения в Эфиопию, был архимандрит Порфирий (Успенский), который лидировал православную миссию в Палестине с 1848 по 1853 годы. Русский посланник в Каире Михаил Хитрово также поддержал эту идею, так как считал, что вторжение в Эфиопию будет соответствовать интересам Российской империи, как политическим, так и церковным. Хитрово был очарован Николаем Ашиновым, который разделял его взгляд на русско-эфиопские отношения, и стал убеждать вышестоящих начальников поддержать его и оказать содействие. Целью Ашинова было проникнуть в Эфиопию под видом церковной миссии, включающей священников и вооруженных казаков, и основать русскую колонию, включая русское казачье войско, которое помогало бы эфиопскому императору защититься от колониализма и мусульманских властителей. Ашинов также получил поддержку от Константина Победоносцева, который помог организовать церковную экспедицию и предоставил священного руководителя. Ашинов и его спутники выбрали заброшенную крепость Сагалло в Таджурском заливе в качестве базы для колонии "Новая Москва". Появление иностранцев в колонии вызвало негодование французского командования, которое пыталось начать переговоры с Ашиновым и Паисием.
После того, как переговоры не увенчались успехом, в район Сагалло были направлены три военных корабля. Командование французскими колониальными войсками потребовало от Ашинова явиться во французскую крепость для разбирательств. Но вскоре французы проявили снисходительность и предложили просто спустить флаг. Однако Ашинов отказался. Французские власти вступили в переписку с Санкт-Петербургом, чтобы объяснить ситуацию, но царские дипломаты могли только разводить руками, так как Ашинов был неуправляемым и не поддавался давлению. В итоге, французы заявили, что не хотят применять силу и согласны оставить Ашинова и его спутников в крепости, если они откажутся от военно-политического содержания миссии и снимут флаг. 5 февраля 1889 года к Сагалло подошли четыре военных корабля. На требование сдаться Ашинов ответил отказом, после чего командир эскадры приказал произвести предупредительный залп корабельных орудий в сторону крепости. Ашинов не отреагировал, и французские корабли стали стрелять по Сагалло. В результате погибли пять человек, включая казака, двух женщин и троих детей. После этого, Ашинов вывесил белый флаг и русская экспедиция была доставлена французским судном из крепости. Через две недели русские власти передали ашиновцев французским властям, и их отправили домой в Россию. Участников экспедиции разделили на две группы. Большинство, включая казаков, монахов и мещан с семьями, были доставлены в Одессу и отпущены по домам. Но руководителей экспедиции, включая Ашинова, арестовали и доставили в Севастополь для разбирательства. Ашинова было приговорено отправить под полицейский надзор в Саратовскую губернию на три года, а архимандрита Паисия отправить в монастырь в Грузию. Таким образом, закончилась попытка русских казаков установиться на территории Эфиопии. Однако, Ашинов и его спутники не были единственными казаками, побывавшими в этой африканской стране. В феврале 1889 года поручик Виктор Федорович Машков, казак из Кубани, прибыл в порт Обок. Его визит был гораздо более успешным, поскольку он был принят самим эфиопским императором Менеликом II и передал послание от него Александру III. Машков посетил Эфиопию впоследствии еще раз, и негус Менелик настаивал на отправке русских военных инструкторов для модернизации эфиопской армии. Позже, в марте 1895 года, состоялась еще одна русская экспедиция в Эфиопию под руководством есаула Николая Леонтьева. Эта экспедиция привела к установлению нормальных политических и военных отношений между Россией и Эфиопией. Когда разразилась итало-эфиопская война в 1895-1896 годах, Николай Леонтьев отправился в Африку с миссией русских офицеров-добровольцев и сыграл важную роль в модернизации эфиопской армии.
Менелик признал значительные заслуги Николая Леонтьева перед Эфиопией и вручил ему высшее в стране воинское звание "деджазмеги" и назначил его генерал-губернатором экваториальных провинций Эфиопии.
Многие русские добровольцы - офицеры и казаки, посетили Эфиопию с 1890-х годов до 1914 года. Они активно участвовали в войнах на стороне Эфиопской империи и внесли значительный вклад в развитие военного и гражданского управления страны. Хотя их участие не было таким зрелищным и авантюрным, как миссия Ашинова, оно было гораздо более осмысленным и полезным как для России, так и для Эфиопии.