Кубанские казаки в Техасе

Новосельцев Григорий Петрович
Формирование этнических групп техасцев и Кубанских казаков.
Формирование сходных общностей, таких как население Техаса и кубанские казаки, происходило достаточно часто в XVIII—XIX веках. В это время значительные группы людей отделялись от основной этнической группы и осваивали новые земли. Во многих случаях этот процесс организовывался и контролировался государством. К примеру, в Прикубанье и на севере Техаса. В отличие от переселения казачества, заселение новых территорий в Мексике осуществлялось иностранными гражданами, а не по приказу государства. Кубанское самосознание сформировалось позже техасского, примерно в конце XIX века, в то время как техасцы уже создали свое государство в 1836 году. Это объясняется особенностями развития капитализма и фрагментированностью казачества в обоих регионах. Задачей исследования является сравнение взаимоотношений между колонистами и средой этих двух регионов в различных аспектах, а целью - определить степень влияния на формирующиеся этнические общности. Исследование ограничено хронологическими рамкам, с одной стороны, указом Екатерины II в 1792 году для Кубани и договором М. Остина в 1821 году для Техаса, и, с другой, началом русско-турецкой войны в 1828 году для Кубани и переходом Техаса под власть США в 1845 году. Эти даты имеют значение, так как обозначают начало нового этапа взаимоотношений с коренным населением, когда оно перестало быть на иностранной территории и потеряло защиту другого государства. Вопрос о точной численности черкесов на Западном Кавказе до сих пор вызывает споры. Некоторые источники указывают, что в 1838 году насчитывалось около 493 тыс. человек. С численностью казачества дело обстоит проще, так как государство проявляло интерес к их учету. В 1826 году численность населения Черномории составляла 112 535 человек. В Техасе нет такого значительного преимущества коренного населения. Записи 1836 года говорят о примерно 15 тыс. индейцев различных племен, что меньше, чем численность белого населения: около 30 тыс. бывших американцев. В XVIII веке и далее с ростом русского и казачьего населения черкесские племена стремились получать выгоду от своих соседей. На первых порах, слабо защищенные поселения были легкой добычей для набегающих людей, которые практиковали набеги как проявление удачи и храбрости, и это считалось почетным ремеслом. Не только знать, но и простые свободные люди, такие как крестьяне, часто участвовали в набегах, если у них были ресурсы для этого в период между сезонами хозяйствования.
В северной Мексике, скотоводческая хозяйственная система столкнулась с проблемой, которая заключалась в активизации борьбы за скот в начале XIX века. Эта борьба заменила обычные причины конфликтов и была вызвана социальным неравенством и нереализованностью амбиций местных жителей, которые искали улучшения своего положения через кражу скота и похищение представителей других этнических групп. Появление рынков сбыта повышало доходность. Для поселенцев было важно восприятие частной собственности. В отличие от этого, в Техасе основная ценность была в земле. Американцы привнесли свою агрокультуру, основанную на плантаторском производстве хлопка и табака, при этом хлопок имел международное значение и продавался по мировым ценам. Присутствие удобных гаваней и портов также облегчало торговлю. Прямая международная торговля в Техасе ограничивала интерес к индейским товарам, что препятствовало взаимопроникновению культур. Также, из-за удаленности Прикубанья от экономических центров, требовались налаживание экономических контактов, заимствование и совершенствование агрокультуры и получение леса для строительства жилищ. Торговля началась и была узаконена с самым первым потоком колонистов. В Техасе, через торговлю власти старались привлечь отдельные группы на свою сторону, и торговля велась только с мирными горцами. В большей степени в торговле участвовали рядовые горцы, что привело к их знакомству с казачьей культурой и бытом. Казаки были селены государством в качестве защитников региона и имели форму централизованного войска. В Техасе, переселенцы не подвергались влиянию государства (ни США, ни Мексики) и управлялись демократическими формами управления, приоритетом было экономическое благополучие. Вооруженные формирования не имели массового характера, но распространение оружия было широким. Расизм был неотъемлемой чертой техасского общества, белые техасцы использовали рабский труд негров и ограничивали права цветного населения.
С. Хьюстон, первый президент Техаса, предпринимал значительные усилия для установления мирных отношений и включения индейцев в правовое поле государства через заключение договоров. Он стремился защитить их законом, хотя его поддержка среди влиятельных политиков была небольшой. М. Ламар, его преемник, имел совершенно другую точку зрения в отношении индейцев. Второй президент Техаса развивал идею сохранения независимости от США, устанавливал международные связи и пытался решить проблему с индейцами вооруженной силой, стремясь вытеснить их. М. Ламар применил всю мощь республики против индейцев и победил слабые племена. В результате такой политики произошел экономический крах республики при незначительных успехах в войне с команчами. С. Хьюстон был снова избран и решил проблему, вернувшись к мирной политике и заключив ратифицированные договоры. В отличие от этого, в России ситуация была иная. В период с 1791 по 1828 годы страна имела другую цель - улаживание конфликтов с горцами, хотя методы их реализации менялись. В 1799 году Павел I обратил внимание на проблемы на Кубани и издал указ атаману о запрете на незаконные действия против черкесов без его согласия. В июне того же года было разрешено поселение некоторых высокопоставленных татар и ногайцев на территории России. В августе Павел одобрил переселение всех желающих горцев на тех же условиях. После ухода бея Авбука с Кубани царь приказал селить горцев не ближе чем в 60 верстах от реки-границы. Однако этого оказалось недостаточно, и в феврале 1800 года Павел пришлось признать, что многие горцы только ожидали неблагоприятных времен на территории России, находились за счет продовольствия казаков и уезжали обратно при первой возможности. Поэтому Павел запретил казакам принимать горцев. И уже 17 апреля были отправлены войска для совместной карательной экспедиции с казаками против постоянных налетов закубанцев. Пример Павла показывает, что при стремлении к одной цели, определенной имперским строительством, решения могут быть переменчивыми, в отличие от экономических интересов поселенцев в Техасе. Коренное население Закубанья оказало значительное влияние на кубанское казачество, внесло изменения в стиль жизни, образ хозяйствования и одежды. В то же время индейцы оказали гораздо меньшее влияние на образ жизни техасцев в этот период, из-за различных психологических и экономических преград.