Казачество азиатской России в конце 19 начале 20 в

Новосельцев Григорий Петрович
Казачество азиатской России в конце 19 — начале 20 в.в.
Сейчас мы наблюдаем новый этап "возрождения" казачества, на котором действует большое количество общественных казачьих организаций, объединяющих более 5 миллионов человек. В Российском Федеральном реестре казачьих обществ зарегистрировано более 740 тысяч казаков, объединенных в 11 войсковых и 6 отдельных окружных казачьих обществ. За последние 20 лет федеральными органами государственной власти принято более 200 нормативно-правовых актов, регламентирующих процесс возрождения казачества и его взаимодействие с органами власти. Президентом РФ В.В. Путиным был подписан Федеральный закон № 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества", а Президентом РФ Д.А. Медведевым была утверждена "Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества". Однако до сих пор ни у представителей государственной власти, ни у самих казаков нет единого определения "возрождения" казачества. Исследователи предлагают разные трактовки этого термина: как социальную реконструкцию, реформаторский процесс, самовосстановление казачества или возрождение российского духа. Казаки сами часто понимают "возрождение" как возвращение к образу жизни XIX-XX веков и восстановление казачьего уклада. Вопрос о том, что представляло собой казачество в то время, является актуальным и имеет значение для государственной политики и самой жизни казачества.
Казачество на рубеже XIX-XX веков представляло собой особое военно-служилое сословие, состоящее из 11 казачьих войск и нескольких городовых казачьих полков и дивизионов. Казачьими войсками были Донское, Кубанское, Терское, Уральское, Сибирское, Астраханское, Оренбургское, Забайкальское, Семиреченское, Амурское и Уссурийское войско. Городовыми казачьими полками и дивизионами были Якутский пешой полк, Иркутский и Красноярский дивизионы, а также Камчатская городовая казачья конная команда.

В отношении этнического состава казачества на рубеже XIX-XX веков, оно было многонациональным. Казаки входили в разные этнические группы – русские, украинцы, казахи, калмыки, башкиры, татары, марийцы и др. В каждом казачьем войске преобладала определенная этническая группа, но в целом казачество было представлено представителями различных народов.

По поводу социального состава, казачество включало в себя представителей разных социальных слоев. Казаками могли стать помещики, сельские жители, крестьяне, беженцы и другие категории населения. Военное служение в казачестве давало возможность социального продвижения и благополучия, поэтому многие стремились присоединиться к казачьим войскам.

Казачество на рубеже XIX-XX веков можно рассматривать как отдельный казачий этнос или субэтнос. Однако точного ответа на этот вопрос нет. Существует несколько точек зрения на эту тему. Некоторые исследователи считают, что казачество – это субэтнос, который сформировался на основе разных этнических групп, собравшихся под общим знаменателем казачества. Другие исследователи считают, что казаки представляют собой отдельный казачий этнос, с уникальной культурой и традициями. Окончательное определение статуса казачества как этноса или субэтноса требует дальнейших исследований и обсуждений.
Этноконфессиональные и социальные особенности формирования казачьих войск Азиатской России К казачьим войскам Азиатской России традиционно относят Сибирское казачье войско, располагавшееся на территории Акмолинской, Семипалатинской областей и Томской губернии; Забайкальское казачье войско (Забайкальская область), Семиреченское казачье войско (Семиреченская область), Амурское казачье войско (Амурская область), Уссурийское казачье войско (Приморская область). Уральское казачье войско располагалось на территории Уральской области, которая, согласно первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., была отнесена к Средней Азии. В связи с этим видится целесообразным рассматривать данное войско как «азиатское», тем более, что многие потомки уральских (яицких) казаков на сегодняшний день продолжают проживать на территориях Среднеазиатских республик, прежде всего, Казахстана. Уральское казачье войско было образовано в 1775 г. путём преобразования Яицкого казачьего войска. Старшинство ведёт от 1591 г., первого упоминания о службе Яицких казаков Московскому государству в наказе, данном царём Федором Иоанновичем Астраханским воеводам. Первоначальный состав Яицкого войска формировался за счёт вольных и «воровских» людей Поволжья и Центральной России. Некоторые исследователи в качестве исторического ядра яицких казаков предлагают рассматривать новгородских ушкуйников  с небольшим «вкраплением» башкир, татар, удмуртов, марийцев и других местных народов. Во второй половине XVII в. этнический состав яицкого казачества продолжал оставаться практически однородным. В его ряды влились выходцы из Центральной России, среди которых были участники всевозможных бунтов (соляного, медного, стрелецких и прочих), беглецы-старообрядцы, нашедшие на Яике надёжное пристанище. Переписи, проведённые комиссиями поручика Е.И. Кроткова и полковника И.И. Захарова (1718-1724 гг.), показали, что подавляющее большинство яицкого казачества составляли русские. Нерусское происхождение имели около 6% казаков, подавляющее большинство из которых были татары, башкиры и калмыки. В XVIII в. ввиду предпринимаемых правительством мер, направленных на прекращение миграций крестьян на окраины, пополнение казачьих рядов шло преимущественно за счёт приёма в войско «инородцев». Так, если к 1723 г. в нём насчитывалось 43 калмыка, то уже к 1725 г. ряды войска пополнились ещё 110 калмыками. По указу императрицы Анны Иоановны от 10 июня 1734 г. часть туркменов и каракалпаков, перешедших в русское подданство, влились в яицкое казачество. С 1754 г. в соответствии с проектом И.И. Неплюева о реформировании Яицкого войска было постановлено, что казаками могут стать только «сущие тутошних казаков дети, а не пришлые» . В XIX в. этнический состав Уральского войска не претерпел существенных изменений. Приём в казаки иногородних жителей либо «инородцев» был минимален. В то же время различные этносы традиционно присутствовавшие в войске, сохраняли определённые особенности культурного, бытового и религиозного характера. В 1862 г. из 81998 число казаков насчитывало: русских 70331 (86%) человек, башкир - 6095 (7%), татар - 4168 (5%), калмыков - 1184 (1,4%) человек, все остальные (преимущественно, каракалпаки) составляли очень незначительную часть (14) . В 1865 г. из состава Уральского войска был выведен башкирский отдел. В соответствии с результатами первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. в Уральском войске насчитывалось 114166 казаков. Среди них русских - 106688 (93,5 %) человек, татар - 6304 (5 %), калмыков - 963 (0,8 %) человек. Все же остальные вместе взятые насчитывали 211 человек, что составляло менее 0,2% (15) . Всего же среди казаков Уральского войска были указаны представители 10 национальностей (16) . В войске достаточно сильным был старообрядческий компонент. По данным Л.И. Футорянского, в 1901 г. в нём насчитывалось 63 346 (50 %) раскольников (17) .
К казачьим войскам Азиатской России относят следующие войска:

1. Сибирское казачье войско, располагавшееся на территории Акмолинской, Семипалатинской областей и Томской губернии.
2. Забайкальское казачье войско, расположенное в Забайкальской области.
3. Семиреченское казачье войско, находившееся в Семиреченской области.
4. Амурское казачье войско, размещенное в Амурской области.
5. Уссурийское казачье войско, на территории Приморской области.

Также стоит отметить Уральское казачье войско, которое находилось в Уральской области. Несмотря на то, что эта область по переписи населения 1897 года относилась к Средней Азии, многие потомки уральских казаков до сих пор проживают в Среднеазиатских республиках, особенно в Казахстане. Уральское казачье войско было создано в 1775 году путем преобразования Яицкого казачьего войска.

Исторический состав яицкого казачества был преимущественно русским, но также в него входили представители различных этносов, включая татар, башкиров, калмыков и другие местные народы. В течение XVIII века, в результате правительственных мер по укреплению окраин Российской империи, казачьи ряды пополнялись преимущественно "инородцами". В XIX веке этнический состав Уральского войска оставался практически неизменным, с незначительным приемом приграничных этносов. Например, в 1862 году в войске насчитывалось около 7% башкиров, 5% татар и 1,4% калмыков.

В целом, казачьи войска в Азиатской России имели разнообразный этнический состав, и определенные культурные и религиозные особенности, которые сохранялись на протяжении истории.
В 1808 году было создано Сибирское казачье войско с целью укрепления границы в Западной Сибири после перевода туда регулярных драгунских, мушкетерских и егерских полков в связи с анти-наполеоновскими войнами. Согласно летописному преданию, казачье войско получило название "Царская Служилая Рать" в 1582 году от царя Ивана Грозного в знак благодарности за взятие Сибирского ханства. Казачье сословие имеет свои корни в городском казачестве Западной Сибири XVII века. В то время часть городских казаков была переселена на границу, что послужило началом формирования военной организации линейных казаков. В состав войска также входили потомки различных народов, включая башкиров, мещеряков, запорожцев, крещеных джунгар и киргиз-кайсаков. После Отечественной войны 1812 года к войску были добавлены пленные поляки, служившие в армии Наполеона. В 1813 году численность Сибирского казачьего войска составляла 6 666 человек, включая резервные и нестроевые подразделения. Большинство из них были детьми казачьих семей, за которыми следовали солдатские и драгунские дети, а также крестьяне, колодники и вольноотпущенные дворовые. Среди казаков было также несколько представителей других национальностей, включая поляков, башкиров и киргизов. В 1846 году к Сибирскому казачьему войску было присоединено более 6 тысяч казенных крестьян и 4 тысячи переселенцев, и его численность увеличилась до 29 138 мужчин. К 1855 году численность войска достигла 80 тысяч человек обоего пола, включая 12 500 казаков на службе. В 1860 году войсковые линии были превращены во внутренние районы государства, и войско было переименовано в Сибирское казачье войско, включающее Тобольский казачий конный полк, Тобольский казачий пеший батальон и Томский городовой казачий полк. Согласно первой всеобщей переписи 1897 года, Сибирское казачье войско насчитывало 115 261 человек, включая 56 470 мужчин и 58 791 женщин. Этнический состав войска состоял преимущественно из русских (94,3%), мордвы (4,89%) и татар (0,81%). В начале Первой мировой войны казаки представляли собой более 98% этнической славянской популяции, хотя среди них также были раскольники и сектанты.
Забайкальское казачье войско было создано в 1851 г. из «коренных казаков» (41,1% от общего числа), крестьян и бурят (58,9%). Ведёт старшинство от 1655 г., когда казаками «Служилой Рати» и служилыми людьми были основаны Верхнеудинский, Иргенский и Нерчинский остроги, ставшие опорными пунктами России в Сибири. К 1802 г. на китайской границе Забайкалья состояло 958 казаков (24,83%), бурятов, сведенных в 4 конных полка, - 2 400 человек (62,19%), тунгусов, служивших в пятисотенной конной команде, - 501 человек (12,98%); а всего на казачьей службе находилось 3859 человек. В 1822 г. была устроена пограничная линия с Китаем и охрана её была возложена на казаков и инородцев. Линия делилась на три отделения: Цурухайтуевское, Тункинское и Харацайское. В составе казачьих гарнизонов и разъездных отрядов, кроме 8 сотен и одной конной команды Забайкальских казаков, состояли 4 шестисотенных бурятских полка и 1 тунгусский полк, переформированный из бывшей пятисотенной команды. Согласно Высочайше утверждённому положению от 1851 г., войско было образовано по особому, ещё нигде не применявшемуся образцу и состояло из двух родов войск - конницы и пехоты. Конницу составляли большей частью казаки и инородцы, а пехоту - крестьяне и часть городовых казаков. Всего в войске числилось 51461 человек, из которых казаков Забайкальского городового полка было 1415 человек, станичных казаков Верхнеудинского и Нерчинского округов - 1157, казаков Харацайского отделения пограничной китайской линии - 1805, казаков Цурухайтуевского отделения - 5738, крестьян Верхнеудинского и Нерчинского округов - 823, заводских крестьян Нерчинского округа - 28992, бурятов из числа пограничных конных полков - 9864, казаков Тунгусского конного полка -1667 человек. В 1855 г. в Забайкальском войске насчитывалось войскового сословия обоего пола 107685 душ, из них служилого состава - 20180 человек, из которых на действительной службе в мирное время находилось всего 2865 казаков. В следующем году списочный состав служилого разряда уменьшился до 17659 человек, что произошло из-за переселения двух конных полков и четырёх пеших батальонов на Амур в состав нового казачьего войска - Амурского. К 1897 г. в Забайкальской области казачьего сословия насчитывалось 96933 мужчин, 98320 женщин, всего 195253 человека  . Из них имели родной русский язык - 167573 (85,82 %) человек, украинский - 248 (0,13 %), бурятский - 27155 (13,90 %), другой - 277 (0,15 %) человек . К последующим, скорее всего, можно относить эвенков. Верующие русские и украинцы были православными (в том числе старообрядцами 0,1 %), буряты - буддистами (махаяна), эвенки - православными и шаманистами. Семиреченское казачье войско было образовано в 1867 г. из части Сибирского казачьего войска на территории Семиреченской области. Вело старшинство (1582 г.) от того же события, что и Сибирское казачье войско. Первоначально в состав войска было зачислено около 15 тыс. душ из Сибирского войскового сословия обоего пола из ранее поселившихся на территории Туркестанского округа. В 1869 г. Высочайшим повелением в состав Семиреченского войска зачислены китайские эмигранты - маньчжуры, калмыки и др. в числе 400 душ. Воскового сословия, согласно первой всеобщей переписи 1897 г., на территории войска проживало из числа мужчин 14356 человек, женщин - 14361, всего - 28717 человек. Л.И. Футорянский на этот год приводит другое количество - 29757 душ обоего пола казачьего сословия. Распределение казачьего населения по языку было следующим: русский -28125 (94,51%) человек, украинский - 299 (1%), калмыцкий - 104 (0,35%), татарский - 408 (1,37%), другие - 676 (2,27%) человек. Среди конфессий доминировало православие, при этом данных о количестве раскольников в Семиреченском войске нет.
Казачье войско на Амуре было сформировано в 1858 году путем переселения 800 забайкальских казаков и 2 тысяч солдат штрафных частей из корпуса Внутренней стражи. Затем оно претерпело пополнение в 1889 году с прибытием новых переселенцев, а в 1897 году проживало около 21,569 человек. Казачье войско было особенным в этническом плане, где русский язык был главным, а украинский язык представлен был небольшой частью. В 1889 году было создано Уссурийское казачье войско, которое стояло в старшинстве от Амурского казачьего войска. Во время переселения на Дальний Восток, казаки были вынуждены оставить свою родину и устроиться на новых землях. В целом, казаки на Амуре и в Уссурийске были многочисленными и представляли собой русскую культуру, а также влияние бурят и тунгусоязычных народов. В конце XIX века насчитывалось около 44,234 казаков на территории Уссурийского казачьего войска.
Силы казачества в Азиатской России не были однородными с этнической точки зрения. Преимущественное большинство состояло из русских (около 90,3%) и бурятов (5,88%). Татары составляли 1,7%, украинцы - около 1%, калмыки - 0,02%. Примерно 1,1% составляли другие этнические группы, такие как марийцы, эвенки, башкиры, алтайцы и т.д. Наиболее однородные в этническом отношении были Амурское и Уссурийское казачьи войска, где русские составляли более 99,7% населения. Наиболее многонациональным было Забайкальское войско, где русские составляли всего 85,82%, украинцы - 0,13%, буряты - 13,9%, остальные - 0,15%.

В отношении религии также наблюдалась разнообразность. Несомненное преобладание принадлежало православию, которое исповедовали не менее 87,63% казаков. Раскольники составляли 8,62%, мусульмане - до 1,23%, буддисты - 2,52%, включая шаманов, католики составляли около 0,003% от общего числа. Больше всего раскольников (примерно 50% от общего состава войска) было в Уральском войске, буддистов (13,9% от общего состава) - в Забайкальском, а мусульман - в Уральском (5%) и Сибирском (1,1%). Амурское и Уссурийское казачьи войска практически полностью исповедовали православие.

Формирование и развитие "азиатских" казачьих войск в основном проходило в XIX веке, на пике имперской политики России и освоения Сибири, Средней Азии и Дальнего Востока. В этих условиях государство формировало, распускало и реформировало казачьи войска в соответствии с экономическими, военно-политическими, дипломатическими и другими интересами. В наборе казачьих войск участвовали представители различных социальных групп. Государство активно перемещало государственных и заводских крестьян, буржуев, присваивало казачьему сословию военоселов, солдат, заключенных, непринадлежащих к этнической группе и других. Важно отметить, что большинство казаков в Азиатской России не имело укорененных сословных традиций, а их самосознание было более крестьянским, чем казачьим (в отличие от казачьих сообществ Европейской России и Кавказа). К началу XX века казачество стало полиэтнической социокультурной общностью с преобладанием русского этнического компонента и особыми формами организации сословия, военных и политических структур, общественного и бытового образа жизни. Оно характеризовалось многонациональностью с определяющим доминированием православия не только как веры, но и как культурно-идеологической основы российской имперской государственности.