Структура научно-познавательной деятельности

Зирк Алексей
* Путеводитель по профилю. МираНаука
* http://proza.ru/2023/08/28/1528
________________________________

Структура научно-познавательной деятельности. Три модели
изображения научного познания: эмпиризм, теоретизм, проблематизм.
________________________________

Наука – это познавательная деятельность.
Любая деятельность – целенаправленное, процессуальное, структурированное активность.

Структура любой деятельности – цель, предмет, действие.
В случае научной деятельности, цель – это получение нового научного знания.

Предмет – это имеющееся, эмпирическая и теоретическая информация.

Средства – методы анализа и коммуникации.

Существует три модели изображения научного познания:

1) Эмпиризм начинается с фиксации эмпирических данных. Затем выдвижение на их основе эмпирических гипотез, а затем, обобщение, отбор, наиболее доказанной из них на основе ее лучшего соответствия фактам.
Модель научного познания как индуктивного обобщения опыта и последующего отбора наилучшей
гипотезы называется индуктивистской, основоположником индукции является Френсис Бекон.

2) Теоретизм – исходный пункт научной деятельности. Общая идея, рожденная в недрах научного мышления (детерминизм, дискретность и т.д.), а эмпирический опыт призван быть лишь одним из средств конкретизации исходной теоретической идеи. Представителями являлись натур-философы: Гегель, марксистско-диалектическая идеология.

3) Проблематизм наиболее четко сформулировал Карл Поппер. Циклическая схема научной деятельности выглядит так:
а) исходная научная проблема;
б) возможные гипотетические ее решения;
в) элиминация – устранение, выбраковка ошибочных гипотез;
г) новая научная проблема.
«Вечно неудовлетворенное любопытство – это главная движущая сила наука, т.е. проблематизм», считал К.Поппер.