Проблема преемственности и развития научных теорий

Зирк Алексей
* Путеводитель по профилю. МираНаука
* http://proza.ru/2023/08/28/1528
________________________________

Проблема преемственности и развития научных теорий. Кумулятивизм и парадигмализм.
________________________________

Парадигма – (пример, образец) в широком смысле – модель любого вида человеческой деятельности, принятая в качестве образца.

В древности термин «П.» использовался для характеристики идей – «образцов» создание мира. Термин стал широко использовался в современной философии и методологии науки для характеристики эталонов научного исследования после опубликования Т.Кунном в 1962 г. «Структура научных революций».

Вместе с тем смысл понятия «П.» неоднозначен и допускает возможность различных интерпретаций. П. может называться господствующая в данное время в конкретной отрасли знания научная теория; П. может быть совокупность общепринятых методов исследования, критериев выбора теории. П. всё чаще называют комплекс идей философского характера, состовляющий устойчивый мировозренческий «фон» эпохи. Любой из названных подходов предполагает признание П. в качестве образца определенной группой людей или обществом в целом.

В истории науки существует два крайних подхода к анализу динамики, развития научного знания и механизмов этого развития.

Кумулятивизм (от лат. увеличение, скопление), считает, что развитие знания происходит путем постепенного добавления новых положений к накопительной сумме знаний.
Такое понимание абсолютизирует количественный момент роста, изменения знания, непрерывность этого процесса и исключает возможность качественных изменений момент прерывности в развитии науки, научные революции.

Сторонники кумулятивизма представляют развитие научного знания как простое постепенное умножение числа накопленных фактов и увеличение степени общности устанавливаемых на этой основе загонов Так, Г. Спенсер мыслил механизм развития знания по аналогии с биологическим механизмом наследования благоприобретенных признаков: истины, накопленные опытом ученых предшествующих поколении, становятся достоянием учебников, превращаются в априорные положения, подлежащие заучиванию.