Этические проблемы науки. Внут. и внеш. этика

Зирк Алексей
* Путеводитель по профилю. МираНаука
* http://proza.ru/2023/08/28/1528
________________________________

Этические проблемы науки. «Внутренняя» и «внешняя» этика науки.
________________________________

Наука - есть система упорядоченных взаимоотношений и взаимодействий между людьми, т.е. социальным институтом, проблема социальной ответственности, как отдельного ученого, так и науки в целом.

Каждый член научного общества несет ответственность – перед своими коллегами, перед своей областью научного знания перед наукой в целом, прежде всего за достоверность, за качество тех результатов, которые предлагает научному сообществу.

Эту ответственность принято называть профессиональной ответственностью ученого, изучением ее занимается внутренняя этика науки.

Внешняя этика науки: областью ее интересов является взаимоотношения между наукой и обществом, а ключевой проблемой интерналисткая и экстерналисткая модели развития научного знания.

Неоднозначно решается в современной науке вопрос о ее движущих силах.
Между внутренней и внешней этикой нет каких-то непроходимых границ.

Существуют две взаимоисключающие позиции:
1. интернализм
2. экстернализм

1. Главную движущую силу развития науки составляют именно присущие ей внутренние цели, средства и закономерности. Научное знание – как само развивающая система, содержание которой не зависит от социокультурных условий ее бытия, от степени развитости социума, характера различных его подсистем.

Интернализм зародился в 30-х г. ХХ в (предс-ли А. Койре, Р. Холл, П. Росси, И. Лакатос и К.Поппер).

Этика – это философская дисциплина, изучающая явления морали и нравственности. Мир, изучаемый этикой, построен особым образом: он существует иначе, чем мир, изучаемый физикой, химией, биологией или психологией.

Это различие отчётливо проявляется на уровне языка, которым мы пользуемся, говоря о явлениях физики, химии и пр., с одной стороны, и морали – с другой. Этика регистрирует,
фиксирует, описывает, объясняет не столько сами явления, сколько то или иное отношение к ним, их оценку.

Оценочные отношения, изучаемые в этике, имеют определённую структуру: а) некто, который б)
осуществляет определённые поступки, действия, направленные на в) некоторый объект. Высказывание содержащее этические нормы называют нормативным (или прескриптивным, т.е. предписывающим).

Оставаясь в пределах этики науки, мы ограничиваемся рассмотрением моральных санкций, не затрагивая санкции следующие за нарушением правовых норм. Но некоторые из отступлений от норм науки, такие как плагиат могут караться и юридическими санкциями.

Механизм действия моральных норм не исчерпывается санкциями, налагаемыми извне. Этот внешний контроль является продолжением того контроля, который исходит изнутри личности. Действовать вразрез с интернализованными моральными нормами для человека бывает чрезвычайно сложно, а зачастую и вовсе невозможно.

Нормы морали представляют собой как бы среду, в которой происходит общение и взаимодействие между людьми. Этику интересуют только такие ситуации, когда у человека есть реальный и свободный выбор.

Выбор предполагает наличие альтернатив, каждая из которых имеет собственный моральный смысл. Выбор будет реальным, если каждая из альтернатив находится в пределах моих возможностей и свободным – когда нет внешнего воздействия, заставляющего принимать одну из альтернатив.

Выбор не будет свободным, если человеком манипулируют или он не располагает достаточной информацией об имеющихся альтернативах.

Этику интересует автономный человек и автономный поступок. Интересы этики обнаруживаются там, где не только есть ситуация морального выбора, но и возникает проблема рационального обоснования этого выбора.

В современной этике особенно популярны теории, ставящие во главу угла социальную природу человека, его включённость в общество, в частности – теории социального контракта.

Научная деятельность может быть объектом моральных суждений и оценок. Этическая составляющая не только допустима и возможна, - она, более того, представляет необходимое условие научной деятельности.

Каждый член научного сообщества несёт ответственность – перед своими коллегами, перед своей областью научного знания, перед наукой в целом прежде всего за достоверность, за качество тех результатов, которые он предлагает на суд научного сообщества. Эту ответственность принято называть профессиональной ответственностью учёного; изучением её занимается внутренняя этика науки.

Наряду с ней существует и внешняя этика науки. Областью её интересов являются взаимоотношения между наукой и обществом, а ключевой проблемой – проблема социальной ответственности как отдельного учёного, так и науки в целом.

Помимо участия в проведении исследований современному учёному приходится выполнять много других ролей, каждая из которых требует соблюдения специфических этических норм. Учёному приходится выполнять следующие роли: исследователь, автор, рецензент, преподаватель, консультант, популяризатор.