Сущность и структура теоретического уровня знания

Зирк Алексей
* Путеводитель по профилю. МираНаука
* http://proza.ru/2023/08/28/1528
________________________________

Сущность и структура теоретического уровня знания. Методы
теоретического уровня научного познания.
________________________________

Теоретическое знание — уровень научного знания между эмпирическим и мета-теоретическим его уровнями. Качественно отличается по содержанию от эмпирического знания прежде всего своим предметом.

В качестве (собственного) предмета теоретического знания выступает множество идеальных объектов, конструируемых мышлением как на основе эмпирических объектов с помощью идеализации(материальная точка, идеальный газ и т. п.), так и вводимых по определению (математические структуры).

Особенностью теоретического знания является чрезвычайно высокая степень его логической организации, доказательности большинства утверждений, решаемая с помощью дедуктивно-аксиоматического метода.
Теоретическое знание есть результат деятельности не рассудка, а такой конструктивной части сознания как разум.

Научная теория — это логически организованное множество высказываний о некотором классе идеальных объектов, их свойствах и отношениях.
Говоря о методах теоретического научного познания, необходимо, наряду с идеализацией, иметь в
виду также мысленный эксперимент, математическую гипотезу, теоретическое моделирование, аксиоматический и генетически-конструктивный метод логической организации теоретического знания и

МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

Методы теоретического познания образуют суть множество правил, средств, приемов деятельности мышления по построению научных теорий, разворачиванию их содержания, его обоснования и использования. Их можно разбить на два основных класса:

1) способы мыслительной деятельности, направленные на теоретическую реконструкцию (моделирование, репрезентацию) эмпирического уровня научного знания, и

2) средства и способы совершенствования самого теоретического знания (повышение уровня его строгости, доказательности, системности, плодотворности и т. п.)

Среди основных методов первого класса необходимо назвать такие, как идеализация, математическое моделирование, объяснение, понимание, подтверждение, опровержение, интерпретация, метод восхождения от абстрактного к конкретному и др.

К числу важнейших методов теоретического познания второго класса необходимо отнести дедуктивно-аксиоматический метод, конструктивно-генетический метод, математическое доказательство, метод формализации, метод рефлексии и др.
Идеализация
Формализация
Математическое моделирование

Одной из главных философских тем в исследовании науки, является вопрос общей структуры научного знания. Принято в этой структуре выделять два основных уровня:

1. Эмпирический;
2. Теоретический.

Следует отметить, что оппозиция «эмпирический – теоретический» - есть различие уже внутри рационального познания. Это означает, что сами по себе чувственные данные научным знанием не являются, поскольку они не получили определённой мыслительной обработки, и не представлены в языковой форме в виде терминов, предложений, эмпирического языка науки. Необходимо сказать, о том
что научные знания – результат деятельности предметного сознания.

Теоретические методы невозможны без эмпирических в процессе научного познания. Они позволяют мыслить на уровне форм научно-теоретического исследования объекта: понятий, критерий, гипотез, теорий, концепций. К теоретическим методам, например, относятся индукция и дедукция, аналогия и моделирование.

Индуктивным называется такой метод научно-теоретического познания, при котором достигается движение мысли от опытных данных к формулированию научных законов. Происходит экстраполяция имеющего опыта в настоящем на будущее. Метод индукции может быть применен как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях. При этом на эмпирическом уровне он выполняет роль, во-первых, в качестве метода образования эмпирических понятий, во-вторых, как основы построения разного рода естественных классификаций, в-третьих, как метод открытия эмпирических гипотез, в-четвертых, как метод подтверждения эмпирических законов.

Однако, на уровне теоретического познания, при исследовании теоретических или, другими словами, идеальных объектов метод индукции направлен на подтверждение теории фактами.

Это связано с тем, что принятие научной теории научным сообществом происходит тогда, когда она вписывается в «социально-познавательный фон».

Тогда под влиянием индукции вырабатывается единая методология, в которой факты истории науки играют определенную роль.

Индуктивное подтверждение методологической концепции фактами науки (ее истории), соотнесенное с научной практикой, и позволяет говорить об эффективности индуктивного метода.

При этом следует особо обратить внимание на то, что метод индукции синтезирует знание двух уровней: эмпирического и теоретического, не абсолютизируя каждый из
них в отдельности.

Традиционно дедуктивный метод считался одним из ведущих методов в научно практике. Свое классическое выражение он получил в 17 веке у Декарта.

Рациональная дедукция Декарта – это путь движения познания от наиболее общих положений к частным выводам и здесь следует подчеркнуть, что уже у
Декарта дедукция была тесно связана с индукцией.

В результате, как метод дедукции, так и метод индукции взаимоперекрещиваются при вписывании теории системы в систему фактов, а также при систематизации фактов той ил иной теории.

Следовательно, оба метода образуют сложное противоречие, разрешить которое можно лишь в самой научной теории.

Под аналогией следует понимать сходство двух или нескольких тождественных предметов или явлений.

Метод аналогии устанавливает соответствие между сопутствующими объектами, историческими параллелями, формами, функциями. Именно, исходя из аналогии в современной науке был разработан и успешно реализован метод моделирования.
Он основан на принципе упорядочивания и уплотнения информации.

Модель – это созданное или выбранное субъектом система, воспроизводящая существенное для данной цели познание стороны изучаемого объекта.

Система находится с объектом в таком отношении замещения, при котором исследование ее позволяет опосредованно получить знания об этом объекте.

Метод моделирования присущ как эмпирическому, так и теоретическому уровням научного познания. Нельзя построить модель и использовать ее в качестве средства познания без эмпирических данных об объекте. Но и процесс моделирования уже заранее предполагает некоторое обоснование модели.

Моделирование можно представить состоящим из следующих познавательных процедур:

1. Конструирование или выбор модели на основе предполагаемой теории.
2. Замещение объекта и параметризация модели в соответствии с эмпирическими данными.
3. Исследование и испытание модели, согласование ее параметров с параметрами объекта.
4. Оперирование идеальными объектами.
5. Практическая проверка результата моделирования и способа построения модели.