Каббалист - часть 1

Юрген Хольтман
Глава из моего нового романа "Мученицы" ("Проект Харон")

-----------------------------------------------------------

Реббе Барух Бен-Йосеф был личностью неординарной даже по меркам Общества Чёрного Солнца. Во-первых, он был единственным евреем среди люденов (женщин-люденов этой национальности хватало – но это объяснялось радикально иным механизмом Преображения у представительниц прекрасного пола) … и уж точно единственным раввином (это во-вторых).

В-третьих, потому, что он выполнял совершено уникальную работу консультанта – все прочие людены были сотрудниками Общества или одной из его структур – Die Neue SS, Группы Омега и так далее. И потому был как бы и внутри, и вне Общества одновременно.

Барух Бен-Йосеф (официально Борис Иосифович Либерман) родился пятого апреля 1899 года в Киеве под знаком Овна. Когда ему едва исполнилось семь лет, его семья – как и почти два миллиона российских евреев в 1881-1914 годах – эмигрировала в США и предсказуемо осела в Нью-Йорке.

Барух с детства активно интересовался религией и не менее активно участвовал в религиозной жизни еврейской общины – поэтому никто не удивился, когда он объявил о своём твёрдом решении стать раввином. И таки стал – в 1920 году, в возрасте всего двадцати одного года… впрочем, его будущий учитель Бааль-Сулам получил звание раввина вообще в девятнадцать (!).   

Во время обучения в иешиве – школе раввинов – Барух настолько серьёзно увлёкся Каббалой (мистическим, оккультным и эзотерическим направлением в талмудическом иудаизме), что твёрдо решил посвятить свою жизнь изучению и преподаванию оной.

Однако, как это часто бывает, в его жизнь бесцеремонно вмешалась политика… в данном случае, политика Советской России – тогда ещё СССР. Отношение к которой… в смысле, к советскому режиму среди евреев было неоднозначным.

С одной стороны, радоваться было чему – кошмарные еврейские погромы ушли в прошлое; более того, все евреи наконец-то были уравнены в правах с представителями всех прочих наций и народов, населявших Россию.

Кроме того, российским евреям был весьма приятен тот факт, что основателями и руководителями новой России были евреи (Троцкий, Каменев, Зиновьев, Радек, Свердлов, Сокольников, Лашевич… даже Ленин был на четверть евреем).

Евреем был и создатель марксизма (и потому большевизма), и основатели партии большевиков Мартов, Землячка… да и одной из составляющих РСДРП был Бунд – Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России. Евреями были и едва ли не подавляющее большинство пассажиров «пломбированного вагона».

С другой стороны, перспективы у еврейского народа в Совдепии были невесёлые… собственно, вообще никаких перспектив у него не было. Во-первых, потому, что трудно найти менее совместимые идеологии, чем иудаизм и большевизм (поэтому заявления национал-социалистов о том, что большевизм был проектом мирового еврейства, были собачьей чушью).

Во-вторых, любой еврей – даже сколь угодно нерелигиозный – всё равно считал себя представителем избранного народа – а сам народ избранным. Чего Советская власть допустить не могла никак – её цель состояла в полной ликвидации всех национальных различий (кроме формальных) и в переплаве всех наций и национальностей в единый советский народ.

Поэтому евреи подлежали безжалостной ассимиляции… иными словами, каждый еврей и еврейка должны были перестать быть таковыми и превратиться… правильно, в хомо советикус.

Что Советская власть (что занятно, во многом состоящая из евреев… точнее, Хаимов, не помнящих родства) и стала претворять в жизнь буквально с первых же месяцев своего существования.

В полном соответствии с Standard Operating Procedures большевиков, Советы начали с подведения под будущую кампанию по тотальной ассимиляции евреев достаточно прочной идеологической базы.

Большевистская революция, дав евреям равные права, тем не менее, не признала еврейский народ нацией. Объявив, что евреи не соответствовали критериям, которыми в большевизме определялось понятие “нация”.

Сталин (в то время нарком по делам национальностей) заявил, что нация – это историческая общность людей с общей культурой, языком, территорией и экономикой. Очень важно, что со своей территорией.

У евреев не было своей территории, поэтому, по канонам большевистской идеологии, они должны были смешиваться с народами, среди которых жили… то есть, полностью ассимилироваться и перестать быть евреями.

Окончательное решение по-советски, если называть вещи своими именами. Потом, правда, Советы изменили свою политику – и даже создали Еврейскую автономную область… на Дальнем Востоке.

В июне 1919 г. еврейский комиссариат Совнаркома издал декрет о ликвидации Центрального бюро еврейских общин и общин на местах с передачей всех общинных средств и имущества местным еврейским комиссариатам (т.е., большевистскому правительству).

В декрете Еврейского комиссариата от 19 августа 1918 года провозглашалось, что в еврейских школах языком обучения должен быть идиш, преподавание иврита было резко сокращено (а вскоре и вовсе запрещено), ибо «религия должна быть полностью исключена из еврейских народных школ». В тридцатых годах иврит продолжали изучать лишь в нелегальных хедерах и иешивах хасидского движения Хабад.

Ничего удивительного – точно так же поступали и с православием, и с католичеством, и с исламом… вообще с любой религией. Ибо в насквозь богоборческом (и потому дьявольском) СССР религии быть не должно. Никакой.

В сентябре 1919 г. ВЧК произвела обыск в помещении Центрального комитета сионистской партии в Петрограде и арестовала ряд её руководителей сионистского движения в России, которые, правда, через несколько недель были освобождены. Были закрыты сионистские издания «Рассвет» и «Хроника еврейской жизни».

В 1918—1919 гг. были закрыты Петроградский комитет Общества для распространения просвещения между евреями в России, Еврейское колонизационное общество, Еврейское литературно-художественное общество имени Леона Переца, Еврейский комитет помощи жертвам погрома в Киеве.

28 декабря 1920 года появился циркуляр еврейского отдела Наркомпроса о ликвидации еврейских религиозных учебных заведений – хедеров и иешив. После показательных судов в 1921 году над руководителями хедера в Витебске и иешивы в Ростове все еврейские религиозные учебные заведения были официально закрыты. Многие руководители и преподаватели хедеров и иешив вместе со своими учениками эмигрировали… куда получилось.

В общем и целом, в первые годы советской власти жизнь евреев, не пошедших по пути ассимиляции, протекала в двух почти не пересекающихся пространствах. В одном оказались евреи, которые большевизм не приняли.

В другом — те, кто хотели оставаться евреями, но при этом всецело приняли большевистскую идеологию. Первых советская власть преследовала. Вторым — поначалу благоволила: поддерживала национальную культурную деятельность, оказывала профессиональную и социальную помощь.

Позже, когда первых окончательно ликвидировали, пришел черед вторых, сначала обласканных советской властью. И вдруг оказалось, что лояльность власти вовсе не гарантируют защиту от попадания туда, где оказались первые: в пространство ссылок, тюрем, лагерей, расстрельных ям…

Результатом политики большевиков стало лишение советского еврейства практически всего трехтысячелетнего культурного наследия еврейской цивилизации, изоляция от достижений зарубежной еврейской культуры, низведение еврейской культуры до маргинального состояния «пролетарской» эрзац-культуры умиравшего в советских условиях еврейского местечка.

Что, в свою очередь, объективно активизировало и без того бурно протекавшие среди советских евреев в 1920–30-х годах процессы аккультурации и ассимиляции окружающим, преимущественно русскоязычным большинством.

По своим стратегическим последствиям самыми тяжелыми ударами по еврейской культуре в СССР были ликвидация традиционного еврейского религиозного образования — основного канала передачи еврейского культурного наследия и запрет изучения иврита — важнейшего инструмента приобщения к еврейскому культурному наследию как в его религиозной, так и в светской формах.

Однако российские (уже советские) евреи вовсе не собирались покорно подчиняться большевикам, которые вознамерились полностью уничтожить еврейский народ – пусть и не физически, а путём переплавки в хомо советикус.

Кстати, любопытно, что все еврейские партии, за исключением социал-демократической, осудили большевистский переворот в октябре 1917 года… видимо, уже тогда понимали, что ждёт российских евреев в советском будущем.

Многие евреи, проходившие в то время военное обучение в юнкерских училищах и школах прапорщиков, приняли участие в борьбе с большевиками. Петроградские газеты писали, что во время антибольшевистского восстания юнкеров 29—30 октября 1917 года погибло около полусотни юнкеров-евреев. Только на еврейском Преображенском кладбище было похоронено тридцать пять участников этого восстания.

Несмотря на декрет Еврейского комиссариата от 1919 г., запрещавшего существование еврейских общин, различным группам религиозных евреев в двадцатых годах удавалось во многих населенных пунктах создавать еврейские общины, но под другими названиями.

Так, в Витебске в начале 1920 года был создан Синагогальный комитет, сфера деятельности которого включала в себя еврейское образование, культуру, благотворительную помощь.

В городе Себеж Витебской губернии функционировал Еврейский комитет, который руководил синагогами и миквами, выплачивал зарплату раввинам, помогал бедным (хотя и был впоследствии закрыт большевиками).

Такие новые общины создавались при содействии Комитета раввинов и получали от него помощь. Например, зарегистрированная в апреле 1924 г. еврейская община в Гомеле содержала микве, еврейское кладбище, выплачивала жалование трем раввинам, собирала деньги на свои нужды и так далее. В двадцатых еврейская религиозная община действовала даже в Москве и оплачивала работу многих служителей культа.

Десятки тысяч религиозных евреев СССР не могли согласиться с тем, что их дети не будут получать религиозное образование – и приняли соответствующие необходимые меры.

В различных районах страны, в основном в пределах бывшей черты оседлости, функционировало большое количество полулегальных хедеров и иешив, которые получали финансовую помощь от образованного в 1922 году полулегального Комитета раввинов под руководством главы хасидов Хабада рабби Шнеерсона.

В 1924 г. он договорился с представителями Джойнта (американского комитета помощи евреям за рубежом) в СССР о предоставлении ими финансовой помощи на развитие еврейской культуры и религиозного образования – причём эта помощь постоянно росла.

Помимо Джойнта помощь предоставляли различные религиозные организации за границей, деньги собирали также внутри страны… причём в достаточных количествах для обучения двадцати тысяч еврейских детей школьного возраста обучались в религиозных школах и более шестисот раввинов.

Некоторые религиозные общины отказывались получать помощь от Комитета раввинов из-за того, что им руководили хасиды Хабада (религиозные заморочки, однако), и получали помощь непосредственно от Джойнта, например, еврейская община Одессы.

В те бурные годы ещё очень молодой (и очень горячий) Барух Бен-Йосеф был убеждённым – и отчаянным – еврейским националистом. И потому просто не мог оставить в беде своих единоверцев, соплеменников – пусть и бывших сограждан.

Поэтому совершенно неудивительно, что уже в 1922 году он – не без помощи Джойнта, благо его штаб-квартира находилась в Нью-Йорке, где он жил – вернулся в теперь уже советскую Украину… мягко говоря, не совсем легально.

Где перешёл на совсем уже нелегальное положение и занялся всем необходимым для защиты евреев от насильственной ассимиляции. Для спасения еврейской идентичности, иными словами. Организовывал общины; преподавал в хедерах и иешивах; добывал деньги и не только – как внутри страны, так и за рубежом… и так целых пять лет.

Однако в конечном итоге решил, что отказаться от Каббалы он просто не сможет – и поэтому перебрался в Лондон – ибо именно там обитал, пожалуй, ведущий специалист по Каббале того времени.

Йегуда Лейб Алеви Ашлаг, получивший прозвище Бааль-Сулам («Владелец Лестницы») – по названию своего комментария «Сулам» («Лестница») на книгу Зоар – главного источника каббалистического учения.

Я так и не понял, как Баруху удалось убедить уже тогда великого каббалиста (хотя Бааль-Суламу тогда было всего сорок лет) взять его к себе в ученики… впрочем, это неважно. Важно, что удалось.

В 1928 году Барух отправился с учителем (точнее, Учителем – с большой буквы) в Иерусалим, где принял весьма деятельное участие – и внёс немалый вклад – в создание Талмуд эсер ха-сфирот («Учение о десяти сфирот»).

Согласно этой книге, десять сфирот — это внутренняя структура мироздания, определяющая всё его строение, включая духовный мир и наш мир, души и населяющие миров — всё это сводится к системе десяти сфирот.

Поэтому неудивительно, что эта книга стала важнейшей современной книгой по Каббале – адаптацией классической Каббалы для восприятия людьми ХХ столетия. Неудивительно, что эта книга стала важнейшим современным учебником по Каббале.

В 1936 году книга была издана… после чего Барух Бен-Йосеф затеял уже совсем авантюрное предприятие. Принести свет Каббалы… на территорию Советского Союза. Если быть более точным, то на территорию Советской Украины… впрочем, это неважно. Важно, что он вернулся в место своего рождения… аккурат к моменту начала Большого террора.

Как ему удалось даже не попасть в тюрьму НКВД, не знает даже он сам. Однако каким-то совершенно чудесным образом он смог не только выжить и остаться на свободе, но и создать целую сеть распространения каббалистического учения – фактически подпольных школ Каббалы.

Его везение предсказуемо закончилось после оккупации Киева вермахтом… точнее, сразу же  после того, как в качестве возмездия за чудовищный теракт, совершённый минёрами РККА (пять тысяч киевлян погибли, 50 тысяч остались без крова, а центр одного из красивейших городов Европы был разрушен похлеще Ковентри с Герникой) лично фюрер приказал расстрелять всех евреев города.

Барух мог попытаться скрыться – и ему, возможно, это удалось бы (благодаря богатейшему опыту ухода от НКВД) … но он почему-то решил, что обязан оказать духовную поддержку своим единоверцам.

Поэтому добровольно явился в штаб-квартиру Эйнзацгруппы С, которой и поручили расстрел евреев… только вот результат оказался прямо противоположным тому, который ожидал реббе Барух.

Ибо он попал в лапы не эскадрона смерти, а… правильно, Роланда фон Таубе. Оберштурмбанфюрера СС, личного помощника рейхсфюрера СС по особым поручениям… и руководителя аферы тысячелетия.

В результате которой четыре с половиной тысячи киевских евреев отправились не на корм червям в овраге, а в Палестину. Где основали город с совсем не палестинским названием Харон (я так и не понял, чья это была идея).

Однако Роланд счёл реббе Баруха слишком ценным кадром, чтобы с ним расстаться – и отправил его в Берлин разбирать конфискованные у евреев (точнее, спасённые им от уничтожения) книги… разнообразного содержания. В основном религиозного, магического, оккультного эзотерического… и так далее.

По ходу дела Барух внёс немалый вклад в ликвидацию даже не одного, а на этот раз целой банды Големов (оказалось, что 20-миллиметровые зенитные автоматы с ними справляются очень даже неплохо) … впрочем, главаря этой банды Роланд самолично разрубил сверху донизу.

Что неудивительно, двуручным рыцарским мечом своего далёкого предка Иоганна фон Таубе (строго говоря, не его предка… впрочем, это неважно). Который точно таким же образом покончил с изначальным Пражским Големом во времена императора Рудольфа II – впрочем, это уже совсем другая история.

За эти услуги человечеству (и Обществу Чёрного Солнца) Барух был вознаграждён превращением в чистейшего арийца (Гиммлер не возражал) и Преображением в людена – здесь совсем не против уже была Баронесса.

После чего предсказуемо стал консультантом совершенно секретного отдела РСХА IV-H (борьба с паранормальным противником). Ну, и Общества Чёрного Солнца – как ни странно, Баронессе сотоварищи тоже требуются консультанты… иногда.

После войны он продолжил консультировать этот отдел (превратившийся в Группу Омега – Тайную Инквизицию), Die Neue SS (и лично рейхсфюрера) … ну, и Общество Чёрного Солнца, конечно. Которое (в лице графа фон Шёнинга) нас и познакомило… с неясными для меня целями.

Подобная радикальная смена профессиональной деятельности предсказуемо вызвала не менее радикальную смену религиозных убеждений раввина… который де-факто перестал быть таковым ещё в конце сентября 1941 года.

Ибо, непосредственно столкнувшись с кошмаром Холокоста (в котором его едва не решили окончательно), он решил всерьёз разобраться, откуда растут ноги этого ужасного ужаса. И таки разобрался – причём довольно быстро разобрался.

Да так разобрался, что… отошёл от иудаизма и создал своё собственное религиозное учение, которое назвал синтетической Каббалой. Оно оказалось достаточно схожим с моим мировоззрением (которое мой… не очень понятно кто католический священник Роберт Фальк назвал религией Третьего Завета), чтобы мы с реббе… да практически подружились.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ