Загадочное крушение новейшего смолёта

Игорь Кутузов
Вечером 23 февраля из Краснодарского края пришли дурные вести. Официально сообщается о крушении неустановленного "летательного аппарата". А неофициально - на уровне военкоров и военных экспертов - обсуждают крушение ещё одного нашего А-50. Пока мы вынуждены говорить о засекреченных данных - официальные комментарии к ситуации от Минобороны России не поступали.
Первыми о крушении сообщили очевидцы. Как и рассказывал ранее, данные были противоречивыми. Писали то о самолёте, то о беспилотнике, то о вертолёте, которые "загорелись, взорвались и рухнули в огороды". На место немедленно были отправлены экстренные службы.

Действительно, пожар был виден за многие километры. В результате официальная информация последовала пока от оперативного штаба Кубани.
По информации ЕДДС Каневского района, около 20.00 в районе хутора Трудовая Армения Каневского района произошло падение летательного аппарата. По прибытии пожарных подразделений установлено, что горит летательный аппарат и камыш, площадь пожара примерно 250 м кв. Угрозы жилым домам нет, пострадавших среди жителей хутора также нет. В настоящий момент идёт ликвидация пожара. Привлечены 40 человек, 14 единиц техники. На месте также работают правоохранительные и специальные службы.

Упал самолёт в районе хутора Трудовая Армения, уточнили в штабе. По данным на 22:06 уточнялось, что пожар на месте падения летательного аппарата в Краснодарском крае полностью ликвидирован.
К моменту публикации этого короткого официального сообщения военные эксперты и военкоры в один голос твердили, что упал самолёт А-50. Это крайне редкая машина. В 2022 году таких, согласно открытым данным, в распоряжении России было лишь три. После речь шла также о штучном количестве (об этом расскажем чуть ниже). Один А-50 мы потеряли над Азовским морем несколько недель тому назад в результате френдли-файр. А теперь... Обратимся к тем, кто более внимательно следит за ситуацией.

Кадры падения самолёта размещают очевидцы. И если они действительно правдивы - если и правда запечатлена гибель очередного нашего самолёта ДРЛО А-50, то это значит, что после инцидента 15 января, когда был сбит предыдущий А-50 и повреждён Ил-22, наше министерство обороны выводов не сделало и мер не приняло, резюмирует военный обозреватель Влад Шлепченко. Посёлок Трудовая Армения, возле которого упали обломки А-50, расположен примерно в 400 километрах от края территории, которую контролируют ВСУ. То есть ни один сухопутный ЗРК дотянуться до самолёта не мог. Воздушную засаду с участием вражеского истребителя тоже можно смело отметать, так как любой самолёт в воздухе наш А-50 "видит" примерно за 600 километров. То есть это не может быть ничем другим, как "дружественным огнём".

Что это означает? Если сбит был А-50, то можно констатировать, что есть серьёзные проблемы во взаимодействии ПВО и ВКС. В одном и том же районе патрулирования чуть больше, чем за месяц, мог быть сбит второй ценнейший самолёт с ценнейшими специалистами, которые для страны дороже любого золота.
По разным оценкам, у нас в строю находятся от 7 до 15 самолётов такого типа. Это исключительно ценные машины, позволяющие на огромном расстоянии обнаруживать цели и давать целеуказание на них дальнобойным комплексам ПВО вроде С-400 и истребителям с ракетами большой дальности. Согласно западным источникам, А-50 (который в НАТО обозначают как Mainstay, то есть "Оплот") "видит" воздушные объекты на дистанции до 650 км, а наземные - на 300 км.

Именно благодаря грамотному применению самолётов А-50 нашим военным удалось в сентябре-октябре прошлого года произвести массовый отстрел украинских "литаков". Министр обороны Сергей Шойгу сообщал тогда об уничтожении самолётов противника за пять дней.
Также А-50 позволяет уверенно обнаруживать крадущиеся над поверхностью на минимальной высоте крылатые ракеты. Иными словами, это исключительно полезная машина, которая превращает разрозненные элементы военного механизма в единую боевую сеть.
А мы теряем такие машины в тот момент, когда американцы почти готовы снабдить врага своими истребителями-бомбардировщиками.