Св. прав. Петр Калнышевский казачий атаман

Новосельцев Григорий Петрович
Св. прав. Петр Калнышевский: казачий атаман, афонский ктитор и соловецкий послушник.
Святой праведный Петр Калнышевский был запорожским казаком и православным христианином. В "Житиях святых" описаны многочисленные примеры того, как он становился святым, выполняя разные роли в обществе. В его жизни он был воином, судьей, атаманом, чиновником, торговцем, землевладельцем, богачом, господином, узником, старцем и монахом. Но при этом он всегда оставался верным своим идеалам и всегда вверял себя в волю Божию.

Петр Калнышевский был известен своей глубокой православной верой. Он был щедрым благотворителем церквей и строителем храмов. Он поддерживал церковную организацию в запорожском крае, где распространял свою духовную власть.

Петр Иванович Калнышевский родился в 1691 году. Его происхождение вызывает разногласия у исследователей: предполагается, что его отец мог быть из казаков, духовного сословия или быть подольским шляхтичем.

Он прибыл в Запорожскую Сечь не позднее 1740-х годов, где был записан в Кущевский курень. Сначала он стал помощником кошевого и принимал участие в борьбе с гайдамаками. Затем он отправился в Петербург в депутации для разрешения войсковых вопросов. После возвращения в Запорожье он был избран войсковым судьей, а затем стал кошевым атаманом. В 1762 году он был частью делегации, отправленной в Москву на коронацию императрицы Екатерины II.
В 1763 году запорожский казак Петр Калнышевский был лишен своей должности атамана под влиянием запорожской «голоты». Его попытка в следующем году принять участие в выборах также закончилась неудачей.

В 1763 году Петр Калнышевский отправился в Киев для богомолья, где получил благословение икону со святыми мощами от киевского митрополита Арсения Могилянского.

Во второй раз Петр Калнышевский был избран кошевым атаманом 1 января 1765 года и оставался на этой должности в течение 10 лет до разрушения Запорожской Сечи в 1775 году. Такое длительное правление было уникальным случаем в истории Сечи.

Подтверждением духовной жизни Петра Калнышевского является его особая роль в распространении чудотворной «Новокайдакской» (Самарской) иконы Богородицы.

Запорожцы всегда почитали Божью Матерь, и важной причиной этого было безбрачие в сечевом товариществе. Казаки, запретив пребывание женщин на Сечи, обратились за защитой к Пречистой и Непорочной Деве Марии, которая всегда оставалась девственной.

Богородица, прославляя казаков, открыла Запорожью свое заступничество через чудотворную Самарскую икону Божией Матери. Тип иконы «Богоматерь-Скорбящая» наиболее полно отображал истинный образ готовых пожертвовать своей жизнью за веру и Отечество казаков.

Много благочестивых паломников со всей святой Руси, Польши, Греции, Грузии, с Афона и из Константинополя приходили к Новокайдакской чудотворной иконе Божией Матери, отмечая множество дивных знамений и чудес. К иконе приезжали люди различных социальных статусов, включая богатых и бедных, знатных и простых, воинов и генералов, больных и здоровых, ищущих духовного утешения и облегчения своих горестей.

Слава о чудотворениях иконы распространялась не только в Запорожье, но и по всей Украине. В 1770 году настоятель Новокайдакской церкви Фёдор Фомич сделал официальное заявление о чудотворной иконе.

Под руководством атамана Петра Калнышевского были собраны сведения о Новокайдакской чудотворной иконе. Описание, история, чудеса и знамения были собраны Запорожским духовным управлением под руководством протоиерея Григория Прохоренко. Этот образ был перенесен из алтаря и установлен в специальном киоте в церкви, что подтвердило его чудотворное свойство.

30 декабря 1772 года чудотворная икона была украшена серебряным окладом, покрытым золотом, с использованием денег, предоставленных Петром Калнышевским. Она также была украшена жемчугом и сапфирами, отчего в народе стала известна как икона Калнышевского. С этого года казацкая старшина регулярно проводила торжественные молебны перед Чудотворной иконой Божией Матери в Сретение Господне.

Петр Калнышевский многие годы поддерживал связь с преподобным Паисием Величковским, оказывая активную финансовую помощь афонскому братству старца Паисия и другим обителям и храмам. Очень ценными являются сохранившиеся письма преподобного Паисия, которые говорят о добродетелях и поддержке Калнышевского.

Последний вождь запорожских казаков также являлся благотворителем монастырей и храмов, включая афонский казачий скит «Черный Вир», Свято-Ильинский скит, монастырь Симонопетра на Афоне и монастырь Драгомирна в Румынии. Он также щедро пожертвовал в Гроб Господень в Иерусалиме.
"Венец небес" Петру Калнышевскому был предсказан преп. Паисием Величковским (см.: Шумило С. В. Преподобный Паисий Величковский и Запорожская Сечь. Малоизвестные письма прп. Паисия Величковского к Кошевому атаману Войска Запорожского Петру Калнышевскому. Киев-Серпухов: Международный институт афонского наследия в Украине – Наследие Православного Востока, 2015. С. 60-62).

Русско-турецкая война и конец Запорожской Сечи

В ходе русско-турецкой войны 1768—1774 гг. П. Калнышевский с запорожцами действовал в армии графа Румянцева и отражал турецкие набеги на запорожские земли по реке Буг. В 1770 году он получил в награду золотую медаль с портретом государыни, усеянную бриллиантами.

В Сечи в это время состоялся заговор с целью убить атамана Калнышевского и войскового старшину, чтобы перейти на сторону турок, но замысел был открыт, и виновные были строго наказаны.

Параллельно с участием в военных действиях Петр Калнышевский занимался управлением Запорожья; он многократно объезжал свои обширные земли, которые старался колонизовать, привлекая не только малороссов, но и молдаван и болгар из Новой Сербии и Польши, и поселял переселенцев вдоль Днепра. На запорожских степях появлялись села, хутора и зимовники.

Заключение мирного Кючук-Кайнарджийского договора между Россией и Османской империей 10 (21) июля 1774 года стало роковым для Запорожья: через год оно было уничтожено.

Арест и заключение

4 июня 1775 г. Запорожская Сечь была окружена войсками под командованием генерала Текели и затем разгромлена. Петр Калнышевский и архимандрит Владимир (Сокальский) смогли удержать запорожцев от вооруженного сопротивления.

В трагические дни ликвидации Запорожской Сечи последний запорожский атаман Петр Калнышевский проявил верность христианским заповедям. Когда большинство казаков настаивало, чтобы атаман дал команду отбиваться от российских войск, Калнышевский, помня евангельскую заповедь о миротворчестве, удержал запорожцев от пролития крови собратьев по вере, и разрешение конфликта приняло мирный характер. Таким образом, он спас жизни сотен казаков, которые впоследствии смогли возродить казачество на Дунае и Кубани.

Сам Петр Иванович, несмотря на приказ не оказывать сопротивление, все же был арестован и доставлен под конвоем в Петербург в Военную Канцелярию, где пробыл в заключении около года. Сначала предполагалось казнить его, но 4 мая 1776 г. смертная казнь была заменена постановлением на вечное заключение в монастыре.

Местом заключения был выбран Соловецкий монастырь.

11 июля 1776 г. Петр Калнышевский в сопровождении конвоя был тайно доставлен в Архангельск, а 29 июля на Соловецкие острова, где был передан архимандриту Досифею. На Соловках Калнышевский находился в заключении 25 лет; сначала его поместили в тюремную камеру, а затем в кельи.

Вся духовная сила христианской натуры последнего запорожского атамана проявилась в смиренном и смиренном принятии своего креста от Господа во время соловецкого заключения. Даже на старости лет он поминал свою тюремщицу царицу Екатерину II как "блаженной и всегда достойной памяти великой императрицы Екатерины". Во время его пребывания в монастыре на Соловках его молчаливо и строго содержали, не позволяя ему общаться с посторонними людьми и даже ограничивая его переписку. Это положение не изменилось до 1801 года. Только святость жизни могла помочь человеку сохранить здравый рассудок в таких условиях. Интересно, что его вопросы к крестьянам, оказавшимся на Соловках, "Кто сейчас царь? Как живут цари сейчас и какие благосостояния существуют на Руси?" напоминают вопросы святой Марии Египетской святому Зосиме: "Расскажи мне, отец, как живут сейчас христиане, цари и святые церкви?".
Условия содержания Калнышевского были крайне строгими и тяжелыми морально и духовно, но материально достаточно сносными и безбедными, о чем свидетельствуют богатые дары, которые Петр Иванович, следуя своему боголюбивому нраву, преподносил Соловецкой обители (только стоимость ценных подарков монастырю составила половину всех выделяемых средств на содержание запорожского кошевого, а сколько было роздано Петром Ивановичем на милостыню – одному Богу известно).

Соловецкий крест Петра Калнышевского - моральные страдания человека, невинно обвиненного, лишенного всех гражданских прав и свобод и заключенного в узы. В этом христианский подвиг веры Петра Калнышевского можно сравнить с подвигом веры ветхозаветного Иова Многострадального.

И действительно, последний кошевой атаман воспринял место своей скорби как место духовного подвига. В традиции у запорожцев, если они не погибали на войне, то часто уходили заканчивать дни своей земной жизни, подвизаясь в подвигах духовных в монастыре. Видимо, в свое время такую кончину себе готовил и Петр Калнышевский, будучи еще кошевым атаманом. Поэтому со спокойным духом Петр Иванович принял волю Божию, когда царским указом был заточен в монастыре, куда и так стремилась его душа.

Заключение в Соловецком монастыре сделало Калнышевского еще более благочестивым и аскетичным; жил он, по данным властей, чрезвычайно тихо и спокойно, ревностно исполняя требуемые Православной Церковью обряды, регулярно исповедовался и причащался.

Освобождение и последние годы жизни

В ответ на дарование ему свободы Александром I, Калнышевский писал, что и «здесь (в Соловецком монастыре) оною (свободой) наслаждаюсь в полной мере». Таким образом, согласно свидетельству самого Петра Ивановича, в конце жизни он достиг той духовной свободы, к которой стремится всякий православный христианин. Не желая покидать монастырь, после помилования в 1801 году императором Александром I, бывший атаман просил оставить его «в обители сей ожидать со спокойным духом приближающегося конца своей жизни», чтобы «остаток дней своих посвятить в служении Единому Богу в этом блаженном уединении, к которому привык я совершенно за двадцать пять лет своего здесь пребывания».

Следуя старому запорожскому обычаю, Петр Калнышевский остался доживать свой век в православном монастыре. Его благочестивая жизнь и искренняя набожность, без сомнения, внушали уважение монашеской братии. Получив свободу, Петр Иванович стал простым послушником Соловецкой обители и, прожив два года на свободе, почил в мире с людьми и Богом «добродетельной смертью» 13 ноября (31 октября ст. ст.) 1803 года. Последний кошевой атаман Запорожской Сечи был похоронен на почетном месте – южном подворье Спасо-Преображенского собора, рядом с могилами видных государственных и церковных деятелей начала XVII века Авраамия Палицына и соловецкого архимандрита Феодорита. На плите, положенной на его могиле в 1856 году архимандритом Александром (Павловичем, впоследствии епископом Полтавским и Переяславским), сказано, что Петр Калнышевский умер в возрасте 112 лет.

Икона Собора всех Преподобных Русских Святогорцев, на которой рядом с преподобным Паисием Величковским изображен афонский ктитор святитель Петр Калнышевский.