Я долго жил...
Я ДОЛГО ЖИЛ…
Выбранные места из авторских пояснений на исповедальную тему.
Я долго жил, и у меня давно сложился свой незаёмный взгляд на мир и на человека. У меня, составителя стихотворных и прозаических текстов, своя философия жизни и своё понимание смысла истории. Отчасти я согласен с Экклезиастом, что в этом мире «всё суета сует, всяческая суета и томление духа», согласен почти полностью и со Львом Толстым, что «всё ложь, всё обман». Согласен я, но не полностью, и с колымским узником и писателем Варламом Шаламовым, что «всё гавно давным-давно», и почти полностью согласен я с инвалидом войны и писателем Виктором Астафьевым, что «всё впустую, всё напрасно». Нет, не всё суета сует, когда в мощный телескоп заглядываешь в бездну Мироздания. Нет, не всё ложь и не всё обман, когда стоишь на пороге Смерти. Нет-нет, не всё гавно в этом мире, когда в жизни есть поэзия и музыка, творческая мысль и научно-технический гений. Я слишком стар для того, чтобы хоть как-то возражать вечно молодым русским поэтам Дмитрию Веневитинову, Александру Пушкину и Михаилу Лермонтову, и не соглашаться с ними в том, что жизнь – «дар случайный, дар напрасный», что она – «юдоль печали и скорби", а то и просто «пустая и глупая шутка». Я слишком стар, чтобы не понимать, что для всех людей нет, и не может быть счастливого будущего. Будущее -это время, которое ещё не наступило, но обязательно наступит, но только для живых и выживших.
Будущее не всегда зависит от реальности планируемой рулевыми мира истории, и оно не может быть безоблачным, светлым и счастливым. Я слишком стар, чтобы продолжать жить иллюзиями и верить в светлое будущее новых поколений. Обещание светлого будущего на земле -это одна из хитроумных уловок политических животных, ловцов людей и манипуляторов массовым сознанием.
Будущее и людей будущего можно только вообразить через весь процесс развития культурно-образовательного научно-технического и гуманитарного прогресса. Оно всё состоит из собирательных образов и видений настоящего, и только слегка под воздействием энергии времени преображается, становится мало узнаваемым. Любознательные и пытливые люди давно заметили, что посмертные маски плохо отражают (а порой искажают) знакомые черты живых людей. Почти никто из ваятелей не делает объемные портреты известных людей в мраморе и граните по их посмертным маскам. Как я для себя представляю собирательный портрет русского человека прошлого? По жанровой и портретной живописи, по рисункам и эскизам художников-передвижников, по старым фотографиям конца XIX и начала XX века. Как сегодня представляю я собирательный портрет советского мужчины? По бронзовой мемориальной доске Варламу Шаламову, созданной моим славным современником, выдающимся скульптором Георгием Фрагуляном. Её можно увидеть в Москве, в Чистом переулке, на фасаде дома №8. Монументальная композиция, состоит из двух выходящих из стены дома застенков, между которыми располагается зажатый в угол портрет Шаламова. В сочетании с литой бронзой скульптура передаёт трагизм судьбы писателя и всего русского народа в его лице. Я слишком долго жил, чтобы представлять советского человека в образе летчика-испытателя Валерия Чкалова или полярника-чекиста Ивана Папанина (1894-1986)
Все мы вышли из детства и через старческую детскость уйдём в небытие. У всех нас было разное детство, у каждого своя биография. Кто-то родился в рубашке и с серебряной ложкой во рту, а кто-то в рабочем бараке при заполярном руднике, кто-то был желанным, долгожданным ребёнком, а кто-то был нежелательным, «зазорным» и после своего рождения стал «подкидышем». Я слишком долго жил, чтобы считать детство самым счастливым периодом жизни человека, «счастливое детство» и «школьные годы чудесные», как «родную заводскую проходную» и «родной колхоз» придумали лукавые идеологи-пропагандисты. Я слишком стар для того, чтобы в очередной раз заблуждаться и питать иллюзии в отношении властительных элит и их идеологических прислужников.
Я слишком стар, чтобы перечить мнению учителей нравственности и духовным наставникам, писателям-любомудрам и предлагать и тем более навязывать миру свою «философию жизни». Я слишком стар, чтобы писать труды по социальной психологии и тем более социально-психологическую прозу. Я долго жил на этом свете, и мой жизненный ресурс почти исчерпан. Но для того, чтобы не потерять здравый рассудок и светлый ход мысли в современной чеховской палате №6, я продолжаю составлять свои тексты на тему вечного возвращения нашего прошлого в наше настоящее.
Мои стихотворные и прозаические тексты преследуют иную цель, у них иное назначение – помочь читателю через наше трагическое прошлое познать безумное настоящее, узнать истинные истоки и первопричины всего происходящего сегодня и с их помощью предугадать возможные последствия завтра.
Я слишком стар для того, чтобы поклоняться кумирам прошлого и настоящего, я устал жить заблуждениями, иллюзиями и обманами.
Я слишком стар для того, чтобы продолжать верить в Легенду о совершенном Человеке, преувеличивать глупость врагов и верность друзей.
Я слишком стар, я долго жил, чтобы до смерти оставаться доверчивым, простодушным и наивным. Русские Смуты, с их и социальными бедами и катастрофами так даром не проходят… Они ещё не раз скажутся на грядущих поколениях.
22.02.2024, День мученика Никифора из Антиохии Сирской