Как менялось богослужение на протяжении истории хр

Новосельцев Григорий Петрович
Как менялось богослужение на протяжении истории христианства.
Для понимания эволюции богослужения в истории христианства я привожу статью о типиконе. Типикон – богослужебный устав Православной Церкви. В Русской Православной Церкви используется Иерусалимский Устав, принятый в 1695 году при патриархе Адриане. Иерусалимский Устав получил название по местонахождению лавры преподобного Саввы Освященного близ Иерусалима. В своих записях святой Савва назвал его "образцом, преданием и законом". В заглавиях рукописей с 13 века появляется только слово "типикон". Иерусалимский Устав лавры преподобного Саввы Освященного заменил Студийский Устав.

Типикон также может обозначать богослужебную книгу, содержащую богослужебный устав, месяцеслов с Марковыми главами, правила о постах, правила монастырского общежития и указания о совершении храмовых праздников, трапезе и других аспектах церковной и монастырской жизни.

Важно отметить, что полное следование указаниям типикона является предметом для монахов, а миряне могут соответствовать этому в зависимости от различных факторов, таких как возраст и семейное положение.

Типикон стремится не только законодательно регламентировать каждую его деталь, ограничивая свободу исполнителей, но и создавать высокий идеал богослужения, который бы постоянно вдохновлял к его осуществлению. Однако реализация такого идеала может быть недостижимой, подобно исполнению любого идеала. Такой идеал выполняет свою роль, вызывая стремление к его реализации и преображая мир.

Источниками богослужебного устава являются различные богослужебные кодексы, которые отличаются происхождением и содержанием. Эти уставы формировались и развивались постепенно, с учетом новых молитвословий, песнопений, церковных праздников и других обычаев разных Поместных Церквей.

Со временем эти указания стали группироваться и формировать самостоятельные богослужебные документы. С появлением новых практик возникла возможность сравнивать их и заимствовать наиболее ценное. Это привело к кодификации богослужебных обычаев, и, в результате, к появлению новых уставов. Византийская церковь придала большое значение Студийскому уставу. Святой Феодосий Печерский перенес его в Киев в XI веке. До XIII века в Русской церкви преобладал Студийский устав, но затем все большую популярность стал приобретать Иерусалимский устав. В XV веке Иерусалимский устав стал доминирующим на Руси, вытеснив Студийский.
В Церквах византийской традиции существуют различные версии или редакции Типикона. В древности у византийцев и славян использовались различные типиконы, такие как соборно-приходской «Типикон Св. Софии Константинопольской», монастырские типиконы - «Студийский», «Студийско-Алексиевский» и другие. В настоящее время все славянские Церкви Византийской традиции, включая Русскую Православную Церковь, используют так называемый «Иерусалимский типикон» или «Типикон Святого Саввы», который происходит из известной лавры рядом с Иерусалимом.
Наоборот, греческие Церкви до сегодняшнего дня используют «Савваитский типикон», однако с XIX века они также начали служить по «Типикону Великой Христовой Церкви» Георгия Виолакиса.

Кроме того, «Типикон» может относиться к исторической традиции или живой практике богослужения в определенной Церкви. Эта традиция может развиваться и изменяться по различным причинам, связанным с пастырскими и богословскими вопросами, а также в результате исторических событий.

Термин «обряд» (ritus) является западным и выражает то, что отличает одну Церковь от другой в плане богослужения