Нормы развития речи

Казакова Елена Валерьевна
Предыдущая: http://proza.ru/2022/03/09/914

Первый год жизни ребенка (предречевой период) характеризуется подготовкой дыхательной системы к реализации голосовых реакций:
1) первые звуки, с помощью которых ребенок общается с окружающими – это крик и кряхтение;
2) от 2 до 5 месяцев у детей появляется гуление, которое представляет собой негромкие певучие звуки или слоги («агу», «гу-гу», «ля-ля-ля»), как правило, это цепочки гласных, близких к [а, у, ы,] часто в сочетании с согласноподобными звуками [г, м]. «Гуление» – это выражение состояния ребенка, а не обозначения предметов;
3) 5-9 месяцев – это период лепета, который представляет собой разнообразные повторяющиеся или отдельные слоги типа «та-та-та», «ба», «ма» и т.п. Однако это еще не речь;
Речевой период – образование речевых звуков и их дифференцировка (второй–третий год жизни):
1) лепетные слова, которые ребенок относит к какому-то предмету (6-12 месяцев);
2) от 8-10 месяцев появляются первые слова (5-10) более осознанные и сложные по сравнению с лепетом. К году нормально развивающийся малыш понимает до 30-60 слов.
Именно в период раннего возраста часто становится понятно, как развивается речь ребенка с задержкой или нет.
Логопед, занимающийся речевым развитием ребенка раннего возраста, скажет, что следить за развитием реи нужно с 3-6 месяцев, когда ребенок только пробует в действии свой речевой аппарат. Любое отклонение от норм развития речи, начиная с гуления – повод обратиться к специалисту.
Развитие детей раннего возраста 1 — 1,3 года в норме, если ребенок активно повторяет за взрослыми слова, допустимы искажения или путаница звуков или слов.
В 1,5 года словарный запас ребенка составляет примерно 100 слов, ребенок может использовать в речи простые предложения («Мама, дай!»)
В 1 год и 10 месяцев словарный запас составляет уже 150 слов
В 2 года появляется фразовая речь (из 2-3 слов)
В 3 года словарный запас увеличивается до 1500 слов. У многих детей присутствуют недостатки произношения, это нормально. Если в активном словаре ребенка 100 и менее слов, включая звукоподражания, это свидетельствует о задержке речевого развития.
Речевое развитие детей 4 лет заметно отличается от уровня, который был у ребенка ещё год назад. Словарный запас увеличивается каждый день. Ребенок говорит полноценными сложными фразами, рассказывает истории, может кратко пересказать сюжет. Если есть нарушения звукопроизношения, следует обратиться к логопеду.
В 5 лет ребенок уже может составить короткий пересказ сказки или составить рассказ по картинке. Это время, когда формируется произвольность и самоконтроль, поэтому пора отдавать ребенка на занятия по обучению основам грамоты и математическому счету. Если у ребенка были логопедические сложности, то заниматься следует с логопедом, который предотвратит нарушения письменной речи.
В 6 лет ребенок должен произносить без искажений все звуки, полноценно пересказывать, выделять четвертый лишний и считать в пределах 10.
К 7 годам ребенок умеет строить любые предложения, пишет и читает по слогам.
Развитие речи 7 лет характеризуется тем, что у ребенка появляется письменная речь, а начиная с подросткового возраста – литературная.

Продолжение: http://proza.ru/2024/02/28/518