Любовь

Новосельцев Григорий Петрович
Любовь.
Любовь Божественная – одно из основных имен Бога. В своем Первом соборном Послании евангелист Иоанн Богослов дважды подчеркивает, что "Бог есть любовь". Имя Любовь является отражением одного из главных и наиболее существенных свойств Бога для человека. Согласно святым Писаниям, если спросить у христиан, кого они чтят и кому они поклоняются, их ответ будет простым: они предают честь именно Любви. Божественная любовь проявляется через создание мира. Бог сотворяет мир не из обязательства, а по своей высшей, свободной и благой любви. Он дарует своим разумным существам возможность познать Его и соединиться с Ним, обрести обожение. Даже после грехопадения первых людей и распространения греха по земле, Бог не оставляет человечество своей любовью, подготавливая его к спасению. Наконец, Бог вкладывает Себя в человеческой природе, чтобы спасти людей и освободить их от греха через Свою смерть, искупление и Воскресение. Главной заповедью, которую учил Христос, является любовь к Богу всем сердцем, всей душой и всеми силами, а также любовь к ближнему, которая проистекает из любви к Богу. Учение Христа является путем к любви, Его жизнь – примером любви, Его смерть – откровением новой, жертвенной любви, а Его Воскресение – обещанием, что любовь в христианском сообществе имеет неиссякаемый источник. Божественная любовь всегда тесно связана с Божественной справедливостью, так как Бог свят и не принимает зла. Человеческая любовь считается подражанием тем свойствам Бога, которыми Он дарил своего человека. Она проявляется в любви к Богу и ближнему, которые являются важными заповедями в христианстве. Согласно заповедям Христа, самыми важными заповедями являются любовь к Богу всем сердцем, всей душой и всем разумением, а также любовь к ближнему, подразумевающая любовь к себе. В христианстве, эта любовь к Богу и ближнему достигается через соединение с Богом и является результатом действия Святого Духа. Она называется богословской добродетелью, так как она ведет к Богопознанию. Любовь считается основой христианской жизни, без которой все подвиги и добродетели теряют свой смысл. Согласно учению Спасителя и его учеников, любовь не заключается в переживаниях, а в соблюдении заповедей. Соблюдение заповедей - это проявление любви к Богу, как сказано: "Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди", и "любовь к Богу заключается в том, чтобы мы соблюдали заповеди Его". Апостол Иоанн также говорит, что тот, кто говорит, что знает Бога, но не соблюдает заповеди, лжец. Апостол Павел объясняет, что все заповеди сводятся к одному - люби ближнего, как самого себя. Основные черты христианской любви определены апостолом Павлом: она терпелива, милосердна, не завидует, не гордится, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, радуется истине и не радуется неправде, она покрывает все, верит всему, надеется всего и переносит все.

Христианская любовь характеризуется жертвенностью, активностью и бескорыстностью. В греческом языке есть четыре глагола, которые описывают разные аспекты любви: сторги (любовь в пределах семьи, рода, друзей), эрос (страстная любовь), филия (любовь-дружба) и агапи (духовная любовь). Божественная любовь включает в себя прощение. Бог, будучи полностью совершенным, обладает безграничной любовью, которая распространяется на все его творение и проявляется в его благодеяниях. Божественная любовь особенно проявилась в Спасении человека. Всепрощение Божье соответствует Его замыслу об исправлении грехов. Однако идея о всепрощении Божьем часто понимается неправильно. Всепрощение Божье является выражением Его благости и любви, но оно не означает, что Бог просто прощает все грехи безотносительно к нашим поступкам. Бог, конечно же, желает добра всем людям, но Он также связывает это с высшей премудростью и ответственностью за наши поступки.
Однако, для того чтобы жить в Царстве Небесном, человек должен быть внутренне готов к этому. Готовность включает в себя состояние духа, стремление жить в любви с Богом и ближними, а также отсутствие желания жить в грехе. Если грешник не желает освободиться от грехов, страстей и пороков, если он не стремится к праведной жизни, не слушает Бога, и враждует против ближних, то он не сможет быть в Царстве святых. Жизнь в этом Царстве предполагает полное противоположность. Согласно мысли святых отцов Церкви, на Страшном суде грешники, испытывая угрызения совести, срам и стыд, сами будут стремиться скрыться от Божественного света, чей лики сияют благодатью (см. подробнее: Спасутся ли все?). Определение беззаконников к вечному пребыванию в аду не будет наложено внешне (юридически), но будет полностью соответствовать их внутреннему нравственному состоянию и настрою. Здесь также проявится благость, любовь и милосердие Бога. Хотя может показаться странным, но по мнению отцов, если нераскаянные грешники окажутся в Раю, их страдания будут гораздо более мучительными, чем в аду.  В Евангелии от Матфея (Мт. 5:43-48) сказано: "Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас, и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он приводит Солнце Свое восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить тех, кто вас любит, какая вам награда? Не так же поступают и мытари? И если вы приветствуете только своих братьев, что особенного вы делаете? Не так же делают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный".  протоиерей Валентин Свенцицкий: Любовь - это цель. Борьба со страстями - это путь. Молитва - это движущая сила. протоиерей Максим Козлов: Истинная любовь - это желание вечного спасения для близкого человека; такое желание превосходит и преодолевает все, и мы готовы забыть обо всем и перенести все остальные трудности ради него. преподобный авва Дорофей: Не стоит требовать любви от ближнего, так как это может его смутить, если он не может встретиться с этим требованием; лучше самому показывать любовь к ближнему, чтобы успокоиться и привести его к любви примером. преподобный Амвросий Оптинский: Если у вас нет любви, но вы хотите ее иметь, то начинайте делать дела любви, даже если изначально делаете их без любви. Господь увидит ваше желание и усилия и положит любовь в ваше сердце. иеромонах Макарий (Маркиш): Любовь - это важнейший принцип христианской жизни, неотделимый от самой жизни. В аналогии со строительством здания можно сравнить любовь с кирпичами или цементом. протоиерей Димитрий Смирнов: Если мы не научимся любить, все наше христианство будет пустым и лицемерным, это будет самообманом и глупостью, так же как иудейство. "Я хожу в церковь", говорят. И буддисты ходят в свои храмы. "Я молюсь", говорят. Но и мусульмане молятся. "Я дарю милостыню". Но и баптисты тоже дают. "Я вежливый". Японцы-язычники вежливы и даже более вежливы тысячу раз. У них это вообще основная идея. Так что в чем суть вашего христианства? Покажите. Есть только одно искреннее христианство, которого нет нигде: это истинное христианство основано на любви. Нигде нет такой заповеди, потому что люди всегда считают любовь только чувством. А как можно заповедовать возникновение чувства? Чувства либо есть, либо нет. Сегодня утром одно чувство, завтра - другое. И как можно заставить себя любить? Невозможно, это невыполнимая задача. Но Христос говорит: "Это заповедую вам" - Он дал нам такую заповедь. И Он дал нам такой путь: "Как хотите, чтобы вас обращали, так обращайтесь и вы с другими". Если постоянно соблюдать это золотое правило в жизни, мы постепенно поймем, что от нас требуется и в словах, и в мыслях, и в чувствах. И все, что противоречит этому, надо отвергать, хотя это и трудно. Трудность заключается в том, что грех стал частью нашей природы.
Эта природа стала нам присущей, стала нашим вторым «я». Из-за этого мы сопротивляемся благодати Божьей. Однако мы должны стараться не подчиняться искушению слушать дьявола, а следовать Богу. Разумеется, очень сложно по одной лишь вере переродить все свои натуры в новые. Если бы не Господь, это было бы совершенно невозможно. Но Он пришел на землю, основал Церковь, которая питает нас своими таинствами, и через них мы получаем Божественную силу, которая позволяет нам сделать все это. Любовь Бога к человеку настолько велика, что она не может быть принудительной, поскольку любовь не существует без уважения. Это Божественный замысел, и классическая картина педагога кажется слабой тем, кто ощущает в Боге просительскую любовь нищего, ожидающего у дверей души и никогда не пытающегося их взломать. Любовь не является свойством Божества, а является его сущностью, и человек, созданный по образу Божиему, должен иметь любовь как своей сущностью. Иначе он будет недостаточно развитым или неполноценным человеком. Люди могут любить друг друга восхваливая Бога или из чисто эгоистичных побуждений, для выгоды или удовольствия. Первый вид любви похвальный, второй встречается взаимно, а остальные вызывают страсти. Я не должен ожидать любви от других. Единственное, что я могу сделать, это проявить свою любовь, отдавая за них свою жизнь. Любовь к ближнему не требуется, и требовать будет грехом перед Богом и свидетельством нездорового душевного состояния. Если я требую любви, то будущее мое неуверенно и хрупко. Только страдающий, несчастный человек со душевной раной требует любви. Человек, эмоционально зрелый, никогда не будет добиваться любви от других. Тот, кто чувствует, что нуждается в том, чтобы его любили, не может и сам любить других и не может приносить что-либо Богу, даже самых незначительных жертв. Он не способен служить Богу и даже может стать опасным для Церкви. Беда такому человеку, если он занимает ответственную церковную должность, если его назначают проповедником или духовником, если он получает административные полномочия или становится епископом. Тогда он превратит жизнь тысяч людей в кошмар и повредит многим душам. Его жизнь основана на неправильных принципах, поэтому он не в состоянии жить истинной духовной жизнью и не может установить правильные отношения с людьми. Его связь с ближними основана не на искренней любви, а на жалком подобии, вымышленных и исполненных с злом чувств, и потому такая связь только наносит вред его душе. Основополагающим для христианства является постулат о том, что «Бог есть любовь». Последователи монотеистических религий, таких как иудаизм и ислам, также верят в Божью любовь. Иудеи, на вопрос о том, кого или что Бог любит, отвечают – Свое творение. Однако Православная Церковь подчеркивает, что Бог является самой любовью. Это означает, что любовь раскрывает нам тайну самой сущности Бога и рассказывает о том, каким Он был до появления вселенной и времени. Он любил и до того, как начал творить. Поэтому любовь не является выражением Его воли, направленной на творение. Она является неотъемлемой частью Его бытия. Только когда любовь настолько глубока, огненна, светла, полна радости и простора, что она может включать и тех, кто ненавидит нас активно, деятельно и злонамеренно, наша любовь становится Христовой. Христос пришел в этот грешный мир сурово наказать именно тех, кто отвернулся от Бога и возненавидел Его. И Он продолжал любить их, даже когда они отвечали на Его слова насмешками и злобой. Он продолжал их любить в саду Гефсиманском, в эти страшные часы искупления, когда Он стоял перед Своей смертью, которую принимал именно ради этих людей, ненавидящих Его.
В самый последний момент своей жизни, когда Иисус был на кресте, окруженный злобой и насмешками, он не поколебался в своей любви. Он молился к Отцу, прося прощения для тех, кто нанес ему страдания, говоря: "Прости им, они не знают, что творят!". Эта любовь, которую Иисус проявил, не только его собственная, но и та, которую он заповедал нам. Он умер, чтобы мы уверовали в эту любовь и в ее непобедимую силу.

- Без любви, справедливость делает человека жестоким.
- Без любви, правда делает человека критиканом.
- Без любви, воспитание делает человека двуликим.
- Без любви, ум делает человека хитрым.
- Без любви, приветливость делает человека лицемерным.
- Без любви, компетентность делает человека неуступчивым.
- Без любви, власть делает человека насильником.
- Без любви, честь делает человека высокомерным.
- Без любви, богатство делает человека жадным.
- Без любви, вера делает человека фанатиком.
- Без любви, обязанность делает человека раздражительным.
- Без любви, ответственность делает человека бесцеремонным.